Изобретение относится к устройствам для проведения гидрогеологических исследований, в частности к приборам для отбора герметичных проб воды с Зс1данных глубин.
Известен батометр, содержащий корпус, пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины 11.
Недостатками данного батометра являются громоздкость и сложность устройства и относительно невысокая надежность устройства в целом.
Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому является батометр, содержащий корпус, пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины с пружиной 2.J.
Недостатком этого батометра является невысокая достоверность определения глубины вследствие того, что датчик давления нагружен дополнительным усилием, необходимым для срабатывания спускового механизма.
Цель изобретения - повышение достоверности регистрации глубины отбора пробы.
Указанная цель достигается тем, что в батометре, включающем пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины с пружиной, датчик
глубины снабжен механизмом фиксации, двумя дисками, размещенными на оси и соединенными между собой пружиной,
с и установлен на боковой сторюне корпуса, а механизм фиксации выполнен в виде рычага с тормозными колодками, подпружиненной тяги и чеки и соединен с пробозаборным тубусом, а
IQ пружина выполнена трубчатой, repMejтичной, многовитковой при этом целесообразно пружину заполнить газом при давлении вьнае атмосферного, рычаг выполнить разноплечим и подпружиненным, а пружины расположить под
15 тормозным колодками. Целесообразно диски выполнять с одинаковыми диаметрами, а отверстие под ось вращения, рычага выполнено в виде овала.
На фиг. 1 представлен батометр,
20 общий вид; на фиг. 2 - датчик глубины, разрез.
Батометр содержит корпус 1, пробозаборные тубусы 2 и 3, датчики глубины 4 и посыльнЕЛй груз 5. Поворот
25 пробозаборных тубусов осуществляется вокруг осей 6 и 7. Герметизация тубусов осуществляется с помощью верхних 8 и 9 и нижних 10 и 11 герметизи.рующих узлов. На одном из тубусов
30 в точке 12 закреплен спусковой тросик 13. В верхней части корпуса помещен боек 14 спускового механизма батометра. Спуск батометра осуществляется на несущем тросе 15. На боковой стенке корпуса установлена ось 16, на которой размещены два свободно вращающихся диска 17 и 18, соединенных между собой многовитковой трубчатой пружиной 19. Механизм фиксации состоит из рычага 20 с овальным отверстием под ось с тормозными колодками 21 и 22, подпружиненной тяги 23 с пружиной 24 и чеки 25. С обеих сторон рычага под тормозными колодками расположены пружины 26 и 27. Весь механизм закрыт прозрачным охранным кожухом 28, на боковой стороне которого имеется прорезь 29 для осуществления установки нуля, а в верхней части - шкала 30. На диске 18 нанесена указательная стрелка 31.
Устройство работает следующим образом.
Батометр подвешивается на 15, после чего пробозаборные тубусы 2 и 3 устанавливаются в исходном вертикальном положении и фиксируются спусковым механизмом. Затем тяга 23 переводится в верхГнее положение и стопорится чекой 25, которая с помощью спускового тросика 13 связана с пробозаборным тубусом 3. При этом тормозная колодка 21 под действием пружины 27 прижимается к диску 17 и фиксирует его в произвольном положении. Диск 18 оказывается расторможенным и.удерживается только за счет связи с диском 17 через многовитковую трубчатую пружину 19.После этого через прорезь 2У в кожухе 28 совмещают стрелку 31 на диске 18 с нулевой отметкой шкалы 30. Батометр готов к спуску.
В процессе спуска батометра диск 18 поворачивается относительно диска 17 на угол, пропорциональный величине гидростатического давления и глубине погружения батометра. При достижении батометром определенной глубины с поверхности посылают посыльный груз 5. по тросу 15, который .ударяет по бойку 14. При этом срабатывает спусковой механизм и пробозаборные тубусы 2 и 3 поворачиваются вокруг осей 6 и 7 до входа в герметизирующие узлы 8-11. При повороте тубуса 3 с помощью тросика 13 выдергивается чека 25, освобождая тягу 2
которая переходит в крайнее нижнее положение под действием пружины 24, а рычаг 20 поворачивается по часовой стрелке. При повороте рычага диск 18 стопорится тягой 23, а диск 17 растормаживается.
В процессе подъема батометра диск 18 остается заторможенным, сохраняя результат измерения глубины отбора пробы, а диск 17 - расторможен и компенсирует напряжения, возникающие в многовитковой трубчатой пружине 19.
Экономический эффект от применения изобретения заключается в упрощении конструкции и повышении точности измерения глубины отбора пробы.
Формула изобретения
1.Ватометр, включающий корпус, пробозаборные тубусы, спусковой механизм и датчик глубины с пружиной, отличающийся тем, что с целью повышения достоверности регистрации глубины отбора пробы датчик глубины снабжен механизмом фиксации двумя дисками, размещенными на оси
и соединенными между собой пружиной и установлен на боковой стороне корпуса, механизм фиксации выполнен в виде рычага с тормозными колодками, подпружиненной тяги и чеки и соединен с пробозаборным тубусом, пружина выполнена трубчатой, герметичной, многовитковой.
2.Батометр по п. 1, отличающийся тем, что пружина заполнена газом при давлении выше атмосферного.
3.Батометр поп.1, отличающийся тем, что рычаг выполнен разноплечим и подпружиненным, а пружина расположены под тормозными колодками .
4.Ватометр по п. 1, отличающийся тем, что диски выполнены с одинаковЕлми диаметрами.
5.Батометр по п. 1, отличающий с я тем, что отверстие под ось вращения рычага выполнено в виде овала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 634151, кл. G 01 N 1/10, 1977.
2.Авторское свидетельство СССР № 146094, кл. G 01 N 1/10, 1961.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Батометр | 1980 |
|
SU903734A1 |
Батометр | 1981 |
|
SU1002882A2 |
Батометр | 1981 |
|
SU951101A1 |
Батометр | 1978 |
|
SU763724A1 |
Батометр | 1990 |
|
SU1762159A1 |
Батометр | 1980 |
|
SU974194A1 |
Батометр | 1978 |
|
SU748164A1 |
Глубинный батометр | 1949 |
|
SU85118A1 |
Батометр | 1981 |
|
SU981854A1 |
БАТОМЕТР | 1997 |
|
RU2119652C1 |
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-03-07—Подача