Изобретение относится к устройст вам для проведения гидрогеологическ исследований, в частности к прибора для отбора герметичных проб воды с последуЕОЩей дегазацией пробы непосредственно в пробозаборном тубусе. Известен батометр, содержащий корпус с пробозаборными тубусами, спусковой механизм и датчик пярамет; ров отбираемой пробы воды 1 . Недостатками данного батометра являются сложность конструкции датчика параметров отбираемой пробы воды, а также большая масса термочувствительного элемента. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство, включающее корпус с пово ротньтми пробозаборными тубусами, спусковой механизм, механизм фиксации с тормозными колодками и датчик параметров отбираемой пробы , выполненный в виде двух размещенных на одной оси свободно вращающихся дисков, соединенных между собой чувствительным спиральнь1м элементе f 2. Недостатком этого устройства является узкий диапазон измеряемых параметров и недостаточная надежность механизма фиксации. Цель изобретения - повышение достоверности отбираемой пробы и измерение ее температуры. Поставленная цель достигается тем, что в батометре, включающем корпус с поворотными пробозаборными тубусами, спусковой механизм, механизм фиксации с тормозными колодками и датчик параметров отбираемой пробы, выполненный в виде двух размещенных на одной оси свободно вращающихся дисков, соединенных мехпУ собой чувствительным спиральным элементом, чувствительный спиральный элемент выполнен термобиметаплическим, одна из тормозных колодок механизма фиксации выполнена с выступом, а фиксируемый ею диск выполнен 39 с пазом, целесообразно, один из дис ков выполнить с регулировочным пазо На фиг. 1 представлен батометр, общий ВИД , на фиг. 2 - узел датчика параметров отбираемой пробы - датчи температуры, на фиг. 3 - узел фиксации диска; на фиг. 4 - узел соеди нения одного из концов чувствительного спирального элемента с диском. . Батометр состоит из корпуса 1, п воротных пробозаборных тубусов 2 и 3, датчика параметров отбираемой пробы - датчика 4 температуры и пос льного груза 5.1. Поворот пробозабор ных тубусов осуществляется вокруг осей 6 и 7. Герметизация тубусов ос ществляется с помощью верхних 8 и 9 и нижних 10 и 11 герметизирующих узлов. На одном из тубусов, в точке 12, закреплен спусковой тросик 13. В верхней части корпуса помещен боек 14 спускового механизма батометра. Спуск батометра осуществляется на несущем тросе 15. На боково стенке корпуса установлена ось 16, на которой размещены два свободно 1-;ращающихся ,диска: первый 17 и второй 18, соединенных между собой термобиметаллическим спиральным элементом 19, причем один иск имеет жесткое соединение, а второй диск - с помощью узла 20 фиксации, ПервьЕЙ диск снабжен фиксирующим пазом 21, а второй диск снабжен регулировочным пазом 22. Механизм фиксации состоит из рычага 23 с овальным отверстием 24 под ось, тор мозной колодки 25 и тормозной колодки 26 с фиксирующим выступом 27 подпружиненных тяг 28 с пружиной 29 и чеки 30. С обоих сторон рычага, под тормозными колодками, рас положены пружины 31 и 32. Весь меха низм закрыт прозрачным охранным кожухом 33, на боковой стороне которого имеется прорезь 34 для приве дения первого диска в исходное поло жение, а в верхней части - щкала 35 На втором диске в районе шкалы нане сена указательная стрелка 36. Батометр работает следующим образом. Батометр подвешивается на несущем тросе 15, после чего поворотные пробозаборные тубусы 2 и 3 устанавливаются в исходном вертикальном положении и фиксируются спусковым меха}1и мом (не показан) , Затем тяга 28 переводится и верхнее положение и стопорится чекой 30, которая с помощью спускового тросика 13 связана с поворотным пробозаборным тубусом 3. При этом тормозная колодка 26 с фиксирующим выступом 27 под действием пружин 31 и 32 прижимается к образующей диска 17 и фиксирует его в произвольном положении. Диск 18 оказывается расторможенным и удерживается только за счет связи с диском 17 через чувствительный термобиметаллический спиральный элемент 19. После этого, через прорезь 34 в охранном кожухе 33, заторможенный диск 17 поворачивается вручную до тех пор, пока размещении 11 на нем фиксирующий паз 21 не совпадет с фиксирующим выступом 27 тормозной колодки 26, при этом стрелка 36 укажет температуру окружающей среды. Батометр готов к спуску. В процессе спуска батометра, под воздействием температуры окружающей среды, чувствительный термобиметаллический спиральный элемент закручивается (или раскручивается) на угол, пропорциональный температуре. Таким образом, угол закручивания диска 18 относительно зафиксированного диска 17 также будет пропорционален температуре окружающей среды. После спуска батометра на заданную глубину, через некоторое достаточное для установления температуры время, с поверхности по несущему тросу 15 пускают посыльный груз 5, который, дойдя до батометра, ударяет по бойку ,14. При этом срабатывает спусковой механизм и пробозаборные тубусы 2 и 3 под действием пружин (не показаны) поворачиваются вокруг своих осей 6 и 7 до входа в герметизирующие узлы 8, 10 и 9, 11 - тубус 2 поворачивается по часовой стрелке, а тубус 3 поворачивается против часовой стрелки. В процессе поворота тубус 3, с помощью спускового тросика 13, вьщергивает чеку 30, освобох дая тягу 28. Под воздействием пружины 29, тяга 28 переходит в крайнее нижнее положение, поворачивая при этом рычаг 23 по-часовой стрелке. В ходе поворота рычага, благодаря пружинам 31 и 32 и овальному отверстию 24, происходит сначала прижатие тормозной колодки 25 к диску 18 и только потом растормажнвается диск 17. Таким образом исключается возможность одновременного растормаживакия обоих дисков, что в свою очередь исключает возмож ность искажения результата измерения вследствие самопроизвольного одновременного поворота обоих дисков, В процессе подъема батометра дис 18 остается заторможенным, сохраняя результат из.мерения температуры в зоне отбора пробы, а диск 17 - patторможен, и за счет свободного вращения на оси I6 компенсирует напряжения, возникающие в чувствительном термобиметаллическом спиральном эле менте при изменениях температуры окружающей среды. Изобретение позволяет сократить время измерения за счет уменьшения массы термочувствительного элемента и дает возможность проводить унификации конструкции датчиков параметров отбираемых проб. Формула изобретения I. Батометр, включающий корпус с поворотными пробозаборными.тубуса МИ, спусковой механизм, механизм фиксации с тормозными колодками и датчик параметров отбираемой пробы, выполненный в виде двух размещенных на одной оси свободно вращающихся дисков, соединенных между собой чувствительным сгшральным элементом, отличающийся тем, что, с целью повьшения достоверности отбираемой пробы и измерения ее температуры чувствительный спиральный элемент выполнен термобиметаллическим, одна из тормозных колодок механизма фиксации выполнена с выступом, а фиксируемый ею диск выполнен с пазом. 2. Батометр по п. 1, .отличающийся тем, что один из дисков выполнен с регулировочным пазом, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство СССР № 84216, кл, G 01 N 1/16, 1948, 2,Авторское свидетельство СССР по заявке 2851211/26, кл, G 01 N 1/10, 1980,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Батометр | 1980 |
|
SU898281A1 |
Батометр | 1981 |
|
SU1002882A2 |
Батометр | 1978 |
|
SU763724A1 |
Батометр | 1981 |
|
SU951101A1 |
Батометр | 1990 |
|
SU1762159A1 |
Батометр | 1980 |
|
SU974194A1 |
Батометр | 1978 |
|
SU748164A1 |
Глубинный батометр | 1949 |
|
SU85118A1 |
Пробоотборник дистанционного отбора проб | 1990 |
|
SU1830140A3 |
Батометр | 1987 |
|
SU1437728A1 |
Авторы
Даты
1982-02-07—Публикация
1980-04-18—Подача