1
Изобретение относится к машино строению, а именно к цилиндрическим зубчатым передачам с винтовым.и зубьями, имеющими выпуклые и вогнутые поверхиости, образующие внешнее зацепление, и может быть использовано в силовых зубчатых передачах, где необходимо повышение их нагрузочной способности.
Известны цилиндрические зубчатые передачи с вьтуклыми и вогнутьми поверхностями винтовых зубьев колес, образующих внешнее, например, двухзвольвентное зацепление J,
Недостатками известных зубчатых передач являются увеличенные контактные напряжения.
Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатая передача, содержащая шестерню с винтовыми зубьями, имеющими активные выпуклые профили, и образующее с ней двухэвольвбитное за1а ёНпение колесо, зубья которого имеют активные вьшукло-вогнутые профили, а участок выпуклого профиля на головке зубьев шестерни и-вогнутый профипь переходной поверхности нохки зубьев колеса приработаны совместно 2
Недостатком известной зубчатой передачи является ограниченная нагрузочная способность.
10
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности передачи.
Указанная цель достигается тем, что угол зацепления переходной поверхности ножки зубьев шестерни
ts вогнутого профиля с поверхностью выпуклого профиля на головке зубьев колеса выполнен в пределах 2-15°, а радиальный зазор между выступами зубьев колеса и впадинами зубьев
М шестерни выполнен в пределах (0,10,25)т, где m - модуль нормальный.
На фиг. 1 показана зубчатая передача в торцовом сечении, на ;фиг. 2 - зуб колеса передачи с зоно контакта на его боковой поверхности Зубчатая передача содержит ведущую шестерню 1 с винтовыми зубьями, имеющими активные выпуклые профили от окружности выступов зубьев d. до окружности граничных точек dg, .а от окружности окружности впадин зубьев do. - активный вогнутый профиль приработанной переходной поверхности, и ведомое колесо 2, зубья которого имеют активные выпук лые профили от окружности выступов зубьев dQ2.Ao окружности граничных точек dgrt, а от окружности dgg Д° окружности впадин зубьев d. тивный вогнутый профиль приработанной переходной поверхности. Кроме того, dJ, d делительные окружнос ти, dh-f, db2 основные окружности, Cxj - радиальный зазор между окружностью выступов зубьев колеса и впадин зубь шестерни, KJL., Кд - за полмсная и дополюсная теоретические точки контакта, п - полюс зацеплени o(tw - угол зацепления, П-п - проекция линий зацепления на торцовое сечение. На фиг. 2 показана площадка контакта в зубчатой передаче, где заштрихована дополнительная площадка контакта, которая образуется за счет использования в качестве активного вогнутого профиля переходной поверхности ножки зубьев шестерни, приработанного совместно с участком выпуклоного профиля на головке зубьев колеса. После совместной приработки зубьев колес в рабочем корпусе под рабочей нагрузкой передача работает следующим о.бразом. При вращении ведущей шестерни 1 и ведомого колеса 2 приработанный участок вьшуклоного профиля на головке зуба Шестерни контактирует с участком вогнутого профиля приработанной переходной поверхности ножки зубьев колеса, участок эвольвентной поверхности зуба колеса контактирует с-участком эвольвентной поверхности зуба шестерни, при этом между теоретическими точками контакта к,. возникает Линейный контакт с зацепления 0/,tW 02-15 , а вогнутый профиль приработанной переходной поверхности ножки зуба шестерни, ко.торая вьшолнена с радиальным зазором с между окружностью впадин зубьев и выступов зубьев колеса в пределах 0,1т- 0,25т, контактирует с приработанньм участком выпуклого профиля на головке зубьев колеса. Зубчатая передача может быть нарезана методом обкатки на зубофрезерных, зубострогальных и зубошлифовальных станках. Для нарезания зубьев обоих колес достаточно иметь стандартный инструмент, например, резец, рейку, червячную фрезу или шлифовальный круг. Использование изобретения передачи позволяет увеличить площадку контакта в зацеплении ,на 10-20% по сравнению с известной передачей, что в свою очередь позволяет уменьшить контактные напряжения в зацеплении и увеличить нагрузочную способность передачи. Формула изобретения Зубчатая передача, содержащая шестерню с винтовыми зубьями, имеющими активные выпуклые профили и образующее с ней двухэвольвентное зацепление колесо, зубья которого имеют активные выпукло-вогнутые профили, а участок: выпуклоно профиля на головке зубьев шестерни и вогнутый профиль переходной поверхности ножки зубьев колеса приработаны совместно, отличающаяРся тем, что, с целью повьщ1ения нагрузочной способности, угол зацепления переходной поверхности ножки зубьев шестерни вогнутого профиля с поверхностью выпуклого профиля на головке зубьев колеса вьшолнен в пределах 2-15, а радиальный зазор между выступами зубьев колеса и впадинами зубьев шестерни выполнен в пределах (О, l-0,25)in, где Ш - модуль нормальный. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР №599115, кл. F 16 Н 1/08, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2517638/25-28, кл. F 16 Н 1/08, 1971,.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1980 |
|
SU932008A1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU870805A1 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2222738C1 |
Зубчатая передача | 1976 |
|
SU929919A1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2128303C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2108509C1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2191304C2 |
Авторы
Даты
1982-02-15—Публикация
1980-02-08—Подача