39 разрез Б-Б на фиг. 2 (поперечное сечение балки клина). Транспортное судно для плававания во льдах содержит корпус с носовой оконечностью 1 (кормовая оконечность с винюрулевым комплексом не показана), на кото ром смонтирован узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса. Узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса содержит кли выполненный из двух расположенных под углом друг к другу балок 2. Клин смон тирован в носовой оконечности судна с воз можностью вертикального перемещения при помощи кинематической передачи. В узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса входит также привод вертикального перемещения клина. Угол, образованный балками клина, выполнен расходящимся в сторону кормовой оконечности, обе балки 2 клина расположены симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости судна и установ лены под углом к плоскости ватерлинии. Кинематическая передача содержит две борто вые тяги 3 и одну тягу 4, расположенную на форщтевне 5, а также трособлочную проводку, имеющую тросы 6 и 7 и блоки 8 и 9. Бортовые тяги 3 одними концами связаны шарнирами 10 с бортами, а другими концами связаны щарнирами 11 с концами а балок 2 клина, обращенными в сто рону кормовой оконечности. Тяга 4, распол женная на форщтевне 5, щарниром 12 связана с последним и щарниром 13 связана с носовой частью б клина. Тросы 6 и 7 трособлоадой проводки заведены через блоки 8 и 9 и одними концами связаны с приводом вертикального перемещения клина (с бращзтилями, которые не показаны), а другими концами связаны с концами а балок кяина и соответственно с носовой частью б последнего. Каждая балка 2 клина содержит лобовую профилированную поверхность 14, нижнюю плоскость 15 и поверхность 16, спрофилированную по форме носо вых обводов судна. Для фиксации клина в ниж нем рабочем положении имеется Tajtpen 17, связанный с трособлочной проводкой. Носовая часть б клина фиксируется от поперечных смещений при помощи планки 18. приваренной к форщтевню 5 и выполненной сопрягаемой с пазом в, выполненным в носовой части а клина. Высота профиля клина h равна трем толщинам льда, в котором предполагается эксплуатация судна. Ширина В клина меньше ширины В габ. судна. Нижняя часть тяги 4 фиксируется от вер тикальных перемещений с помощью проуJLMH 19, приваренных к корпусу, и пальца 20. проходя 11его через тягу 4 и проуигиньг Для фиксации клина в походном положении имеется талреп 21. Транспортное судно эксплуатируется следующим образом. В нижнее рабочее положение балки 2 клина подтягивантгся двумя тросами 6 через локи 8 с помощью брашпиля и затем фиксируются с помощью талрепов 17. Последняя часть клина фиксируется от попеечных смещений с помощью планки 18, входящей в паз в клина. Балки 2 клина располагаются при этом иже ватерлинии на 0,1-0,2 осадки Т судна од углом об около 5° к плоскости ватеринии. Битый лед, встречающийся на пути удна, отводится балками 2 в стороны от инто-рулевого комплекса. Перемещение в походное положение балок 2 клина осуществляется следующим образом: ослабляется талреп 17, вынимается палец 20, снимается талреп 17, ослабляется трос , клин под собственным весом опускается, росом 7 через блоки 9 бращпилем клин одтягивается в походное положение и фиксируется талрепом 21. Фиксация балок клина в двух положениях позволяет осуществлять работу транспортных судов в битом льду при опущенном клине ниже ватерлинии, обеспечивая защиту движительно-рулевого комплекса и паспортные характеристики жидкости сугща в летний период при расположении клина в походном состоянии. Балки клина не требуют конструктивного изменения в корпусе судна и могут быть установлены на существующих серийных судах, эксплуатация которых предполагается в условиях продле1шого периода навигации. Модельные испытания показали надежность ледовой защиты движительно-рулевого комплекса при работе в битом льду на переднем ходу. Путем варьирования угла клина и высоты балок его, расположения их по глубине относительно конструктивной ватерлинии для модели рейдового толкача длиной 24 м достигнуто оптимальное значение параметров узла, обеспечивающего защиту движительно-рулевого комплекса от попадания льда. При скорости 10-13 км/ч в битом льду толщиной 20 см и сплочейностью 5 баллов попадание льда к движительно рулевому комплексу составляет около 5%, для корпуса без узла ледовой защиты около 70%, т.е. применение узла Ледовой защиты значительно сокращает вероятность поломки движительно-рулевого комплекса и повышает надежность работы су.ина к целом.
59
Формула изобретения
1. Транспортное судно для плавания в ледовых условиях, содержащее корпус с носовой и кормовой оконечностями, на котором смонтирован узел ледовой защиты винторулевого комплекса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе и уменьшения сопротивления движению его при отсутствии битого льда, узел ледовой защиты винто-рулевого комплекса содержит клии, выполненный из двух расположенных под углом друг к другу балок и смонтированный в носовой оконечности с возможностью вертикального перемещения при помощи кинематической передачи, а также привод вертикального перемещения клина, при этом угол, образованный балками клина, вьшолнен расходящимся в сторону кормовой оконечности, обе балки клина расположены симметрично по обе стороны от
диаметральной плоскости и установлены под углом к плоскости ватерлинии, а щирина клина меньше ширины корпуса судна.
2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что кинематическая передача содержит две бортсдаые тяги и одну тягу, расположенную на форштевне, а также трособлочную проводку, при этом бортовые тяти одними концами шарнирно связаны с бортами, а другими концами шарнирно связаны с концами балок клина, обращенными в сторону кормовой оконечности, а тяга, распа ложенная на форштевне, шарнирно связана с последним и с носовой частью клина, при этом трособлочная проводка связана с упомянутыми концами балок клина и с носовой частью последнего.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 388958, кл. В 63 Н 5/16, 11.06.71 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
Толкаемая ледокольно-ледоочистительная приставка | 1980 |
|
SU912587A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2217348C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2012 |
|
RU2494911C1 |
Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2808496C1 |
Ледокольное судно (варианты) | 2017 |
|
RU2655177C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2011 |
|
RU2456201C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2483966C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ | 2015 |
|
RU2585199C1 |
ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА | 2011 |
|
RU2493042C2 |
Фf/гf ,
Авторы
Даты
1982-02-23—Публикация
1980-06-02—Подача