Устройство для управления гребным винтом регулируемого шага и двухступенчатым редуктором Советский патент 1982 года по МПК B63H21/22 B63H3/10 

Описание патента на изобретение SU906791A1

1

Изобретение относится к автоматизации управления судовыми силовыми установками.

Известно устройство для )шравлеиия гребным винтом регулируемого шага (ЕРШ) и двухступенчатым редуктором, имеющим электромагнитные муфты и соединяющим электродвигатель с гребным винтом, содержащее задатчик щага, блок включения режима работы с коммутатором на выходе и последовательно соединенные датчик шага винта, блок формирования сигнала управления и гидропривод изменения шага винта 1 .

Недостатком устройства является возможность ошибок судовождения, которые могут привести к аварийной ситуации.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Эта цель достигается тем, что устройство снабжено подключенными своими входами к датчику шага винта сигнализаторами переднего и заднего хода, выход последнего подключен к входу блока включения режима работы, а коммутатор выполнен на логических элементах, причем входы его подключены к выходам сигнализаторов переднего и заднего хода и задатчику шага винта, а выходы: один - к дополнительному входу блока формирования сигнала управления, а другой - к электромагнитным муфтам двуступенчатого редуктора.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит задатчик 1 шага винта, датчик 2 шага винта, блок 3 форми .ровання сигнала управления, гидропривод 4 изменения шага ВРШ, сигнализаторы переднего 5 и заднего 6 хода, коммутатор 7. вьшолненный на логических элементах, электродвигатель 8, двухступенчатый редуктор 9

15 и блок 10 включения режима работы.

Устройство работает следующим образом.

Для придания судну определенной скорости хода судоводитель устанавливает задатчик 1 шага ВРШ в положение, соответствующее

30 требуемому углу разворота лопастей ВРШ. Выходной сигнал задатчика 1, пропорциональный установленному положению, через коммутатор 7 поступает в блок 3 формирования сигнала управле1шя одновременно с сиг налом датчика 2 тага ВРШ, соотвегствующе го текущему углу разворота лопастей. По разности сигналов задатчика 1 и датчика 2 в блоке 3 формируется релейный сигнал управления, воздействующий на гидропривод 4 изменения щага ВРШ. Последний разворачивает лопасти ВРШ до момента сведения разности к нулю. Созда1ше и изменение скорости переднего хода судна может проис ходить путем установки нужного угла поворота лопастей при двух значениях чисел оборотов ВРШ, обеспечиваемых злектродвига телем 8 с постоянными оборотами с помощью двухступенчатого редуктора 9. Переключение ступеней редуктора 9 производится электромаг штными муфтами. Повышенное число оборотов ВРШ, получаемое при подаче сигнала на электромагнитные муфты редуктора 9, позволяет достичь больщей скорости хода и форсированно изменять ее от полного переднего до полного заднего или наоборот, что требуется при движении судна в условиях повышенной опасности, например в узкостях или тумане. Однако основная часть процесса управления ВРШ осуществляется на пониженных оборотах, со ответствующих переключению на другую ступень редуктора при обнулении сигнала, подаваемого на электромагнитные муфты, благодаря этому обеспечивается более эконо мичный режим хода. Для перехода на этот режим при следовании передним ходом судоводитель включа ет блок 10 включения режима работы. По сигналу этого блока коммутатор 7 отключает задатчик 1 шага ВРШ от блока 3 фор мирования сигнала управления. Это соответствует заданию нулевого разворота лопастей ВРШ. Лопасти автоматически устанавливаются в нулевое положение, при котором упор маршевого движителя уменьшается до нуля, что соответствует снятию нагрузки с вала ВРШ. До тех пор, пока лопасти ВРШ не установились в нулевое положение, сигнализатор 5 переднего хода по положительному знаку угла лопастей ВРШ вырабатывает сигнал, который через коммутатор 7 подается па электромагнитные муфты редуктора 9, и переключеггия на поршженные обороты не происходит. Безударное переключе1ше ступеней рецукгора. произойдет в момент, когда лопасти ВРШ установятся в нулевое положение, благодаря чему обратится в ноль выходной сигнал сигнализатора 5 переднего хода. После переключения задатчик 1 шага винта автоматически подключается к блоку .3 формировання сигнала управления, разворачивая лопасти BPlJ на угол, соответству14ющий положению задатчика 1, но уже при пониженных оборотах. При необходимости установле1шя форсированного режима движения на заднем ходу, например, при внезапном возникновении перед судном препятствия судоводитель переводит задат1шк 1 шага винта в положение, при котором разворотом лопастей ВРШ направление упора маршевого движителя меняется на противоположное. При переходе лопастей ВРШ через нулевое положение по отрицательному знаку угла лопастей срабатывает сигнализатор 6 заднего хода, выходной сигнал которого через коммутатор 7 подается на электромагнитные муфты редуктора 9 и приводит к безударному переключению редуктора на повыщеши 1е обороты ВРШ. Одновременно этот сигнал отклютает блок 10 включения режима работы. Для переключения редуктора 9 с пониженных на повышенные обороты ВРШ при дви- . жении судна передним ходом судоводителю достаточно перевести задатчик шага винта в положение заднего хода и вновь установить его в прежнее положение. Предложенное устройство обладает повышенной функциональной надежностью, исключает ударные нагрузки в редукторе ВРШ при любых действиях судоводителя, упрошает действия судоводителя и снижает загрузку при управлении в условиях повышенной опасности. Формула изобретения Устройство для управле1шя гребным винтом регулируемого шага и двухступенчатым редуктором, имеющим электромагьштные муфты и соединяюпдим электродвигатель с гребным винтом, содержащее задатчнк шага, блок включения режима работы с коммутатором на выходе и последовательно соединенные датшк шага винта, блок формирования сигнала управления и гидропривод измене шя шага винта, отли.чающее с я тем, что, с целью повышения надеж ности, оно снабжено подключенными своими входами к датчику шага винта сигнализаторами переднего и заднего хода, выход последнего подключен к входу блока включения режима работы, а коммутатор выполнен на логических элементах, причем входы его пoдключe П)I к выходам сигнализаторов переднего и заднего хода и задатчику шага винта, а выходы; один к дополнительному входу блока формирования сигнала управления, а другой - к электромагнитным муфтам двухступенчатого редуктора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство (ХСР N , кл. В63Н21/22, В63НЗ/ 0,1975, (прототигт).

Похожие патенты SU906791A1

название год авторы номер документа
Система управления судовым главнымдВигАТЕлЕМ и ВиНТОМ РЕгулиРуЕМОгОшАгА 1979
  • Защеринский Анатолий Витальевич
  • Скворцов Евгений Иванович
  • Скворцова Валерия Ефимовна
SU844479A2
Система управления судовым главным двигателем и винтом регулируемого шага 1978
  • Защеринский Анатолий Витальевич
  • Михалев Виктор Дмитриевич
  • Скворцов Евгений Иванович
SU700375A1
Система дистанционного управленияСудОВОй СилОВОй уСТАНОВКОй 1979
  • Берденников Андрей Алексеевич
  • Гуревич Владимир Павлович
  • Лерман Юрий Семенович
  • Лерман Евгений Юрьевич
SU822146A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ГЛАВНОГО СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГРЕБНОГО ВИНТА РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА 1991
  • Меньшенин И.В.
RU2037181C1
Устройство управления двигателем внутреннего сгорания, снабженным винтом регулируемого шага 1990
  • Фридман Яков Израилевич
  • Орунов Геннадий Петрович
  • Сметанин Владимир Александрович
SU1728516A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДОВОЙ КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2011
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2483972C1
СПОСОБ ОГРАНИЧЕНИЯ РАСКРУТКИ СВОБОДНОЙ СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО АГРЕГАТА (ГТА) ПРИ ЕГО ЗАПУСКЕ В ПРИВОДЕ ГРЕБНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2008
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Ушаков Юрий Федорович
  • Чихачёв Евгений Вениаминович
RU2449918C2
Устройство для управления работой судового двигателя и гребного винта регулируемого шага 1983
  • Пупырев Михаил Михайлович
  • Фридман Яков Израилевич
SU1128227A1
Система дистанционного автоматизированного управления режимами работы комплекса "главный" судовой турбоагрегат-винт регулируемого шага- навешенный генератор 1977
  • Гольдберг Марк Элиевич
  • Грабовский Михаил Николаевич
  • Дерябин Виктор Михайлович
  • Корсаков Олег Павлович
  • Шраер Александр Израилевич
SU779179A1
Устройство для управления судовой дизельной установкой с винтом регулируемого шага (врш) 1971
  • Гарбер Евгений Давидович
SU489094A1

Иллюстрации к изобретению SU 906 791 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления гребным винтом регулируемого шага и двухступенчатым редуктором

Формула изобретения SU 906 791 A1

SU 906 791 A1

Авторы

Громов Валентин Николаевич

Каплунов Яков Григорьевич

Баранов Владимир Александрович

Даты

1982-02-23Публикация

1980-03-21Подача