(S ОТКИДНОЕ СИДЕНЬЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО
I
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно.к откидным сиденьям для транспортных средств.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является откиднЬе сиденье для транспортного средства, закрепленное к промежуточной опоре и содержащее подушку, фиксируемую в нерабочем положении и связанную шарнирно, посредством осей с опорными кронштейнами, составную опору, связанную одним концом с подушкой, а другим - с установленным на полу нижним кронштейном шарнирно, посредством горизонтальной оси, при этом опора выполнена составной из шарнирно соединенных звеньев, один конец опоры связан с краемподушки шарнирно, а другой ее конец с нижним кронштейном - через пружину 1 .
Однако в известном откидном сиденьи при освобождении его пассажиром подушка сиденья остается в рабоСРЕДСТ8А
чем положении и при установке таких сидений в проходе подушка препятствует эвакуации пассажиров из транспортного средства. Для приведения сиденья в нерабочее положение необходимо воздействие на него пассажира, что в свою очередь требует затраты дополнительного времени.
Известное сиденье характеризуется также сложностью конструкции и большой материалоемкостью ввиду наличия большого количества звеньев составной опоры и шарнирных соединений, а также наличия соединительной пластины между промежуточной опорой и подушкой сиденья. Кроме того, в звеньях составной опоры преобладаютизгибающие нагрузки что требует увеличения материалоемкости звеньев.
Цель изобретения - улучшение условий для эвакуации пассажиров из транспортного средства посредством автоматического освобождения сиденьем прохода после освобождения его пассажиром при упрощении конструкции и уменьшении материалоемкости. Это достигается тем, что опора аыпрлнена в виде L-образной стойки, состоящей из вертикальной опорной ножки и горизонтального поводка, соединенных между собой шарнирно, посредством оси, а в зоне соединения опорной ножки с поводком к стой ке закреплена пружина растяжения, другой конец которой закреплен к кронштейну, жестко связанному с полом, причем в рабочем положении сиденья точка крепления пружины к кронштейну смещена вверх по отноше ию к точке крепления пружины к сто ке. Кроме того, ось шарнирного соеди нения опорной ножки с подушкой расположена смежно со средней частью подушки,.причем упомянутая ось и ось шарнирного соединения опорной ножки с поводком при нерабочем положении сиденья расположены в одной вертикальной плоскости. На фиг. 1 показано откидное сиденье, вид сбоку, сложенное и рабочее положение на фиг. 2 - связь стойки с пружиной и кронштейном, увеличенный вид; на фиг. 3 - устано ка откидных сидений в транспортном средстве; на фиг. t - кинематическа схема сиденья. Откидное сиденье для транспортно го средства содержит подушку 1, с к торой посредством горизонтальной оси 2, закрепленной смежно со средн частью подушки 1, соединена опора в виде L-образной стойки, которая состоит из вертикальной опорной ножки 3и горизонтального поводка Ц, соед ненных между собой посредством оси При этом ось 2 шарнирного соединени ножки 3 с подушкой 1 и ось 5 шарнир ного соединения ножки 3 с поводком 4при нерабочем положении сиденья расположены в одной вертикальной плоскости. Нижний конец стойки посредством оси 6 соединен с кронштей ном. 7, закрепленным неподвижно к полу транспортного средства. К крон штейну 7 8 точке 8 закреплена пружи на растяжения 9, другой конец которой соединен со стойкой в зоне соед нения ножки 3 с поводком k, осью 5При этом в рабочем положении сиденья точка 8 крепления пружины 9 к кронштейну 7 смещена вверх по отношению к оси 5 крепления пружины к стойке. Пружина 9 закрыта кожухом 10, установленным на поводке 4. Подушка 1 шарнирно соединена посредством оси 11 с кронштейнами 12, установленными на поперечно расположенном сиденьи 13. Для ограничения откидывания подушки 1 в верхней части ножки 3 установлен упор 14. В нерабочем положении подушка 1 занимает вертикальное положение за счет усилия предварительно натянутой пружины 9t которая, воздействуя на ось 5 посредством ножки 3 и поводка k, удерживает подушку 1 в этом положении. При этом ось 2 соединения ножки 3 с подушкой 1 и ось 5 соединения ножки 3 с поводком 4 расположены в одной вертикальной плоскости, а упор 14 взаимодействует с нижней частью подушки 1. При переводе сиденья в рабочее положение (на фиг.1 и 3 показано штрихпунктирными линиями) подушка 1 поворачивается относительно горизонтальной оси 11, а ножка 3 с поводком 4 перемещаются в вертикальной плоскости, при этом поводок 4 занимает горизонтальное положение и соприкасается с полом транспортного средства. Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в более быстрой эвакуации из предложенного, чем из известного транспортного средства пассажиров вследствие автоматического освобождения прохода, занимаемого откидным сиденьем, после освобождения его пассажиром. Кроме того, конструкция сиденья более проста в сравнении с известным, имеет меньшую материалоемкость ввиду более простой опоры, состоящей из двух звеньев и меньшего количества шарнирных соединений. Условия нагружения сиденья, его узлов крепления и опоры, которые разгружены от воздействия изгибающих моментов, более благоприятные, так как значительную часть нагрузки воспринимает опорная ножка (работает на сжатие), вследствие чего уменьшена также материалоемкость откидного сиденья. Формула изобретения 1. Откидное сиденье для транспортного средства, прикрепленное к промежуточной опоре и содержащее подушку,
Связанную с опорными кронштейнами посредством оси, и фиксируемую в нерабочем положении опору, связанную шарнирно посредством осей с подушкой и полом, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий для эвакуации пассажиров из транспортного средства посредством автоматического .освобождения сиденьем прохода после освобождения его пассажиром при упрощении конструкции и уменьшении материалоемкости, опора выполнена в виде L-образной стойки, состоящей из вертикальной опорной ножки и горизонтального поводка, соединенных между собой шарнирно посредством оси, а в зоне соединения опорной ножки с поводком к стойке прикреплена пружина растяжения, другой конец которой прикреплен к
кронштейну, жестко связанному с по лом, причем в рабочем положении сиденья точка крепления пружины к кронштейну смещена вверх по отношению к точке крепления пружины к стойке.
2. Откидное сиденье по п.1, о тличающееся тем, чть etb шарнирного соединения опорной ножки с додушкой закреплена смежно со средней частью подушки, причем упомянутая ось и ось шарнирного соединения опорной ножки с поводком при нерабочем положении сиденья рабположены в одной вертикальной плоскости
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 2116366, кл. 2Э7- 3, 1938 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОДПОРКА ДВУХКОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2083422C1 |
Безопасное сиденье транспортного средства | 1978 |
|
SU861132A1 |
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2021921C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2353533C1 |
Откидное сиденье для пассажиров рельсового транспортного средства | 2017 |
|
RU2658747C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2342277C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ БЛОК СПИНКИ ДИВАНА | 1995 |
|
RU2109648C1 |
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2596007C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С НЕЗАВИСИМЫМИ ОПОРАМИ ДЛЯ БЕДЕР | 2015 |
|
RU2661243C2 |
Авторы
Даты
1982-05-15—Публикация
1980-02-20—Подача