Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям транспортных средств, и может быть использовано в автобусах и других транспортных средствах, где сиденья располагаются возле запасной двери и при аварийной ситуации могут использоваться в качестве подножки.
Известны сиденья транспортных средств, содержащие остов, имеющий опирающиеся на пол стойки, и закрепленные на остове подущку со спинкой 1.
Однако при установке таких сидений против запасной двери транспортного средства в случае аварийной ситуации последнего сиденья будут препятствовать эвакуации пассажиров через упомянутую запасную дверь.
Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является безопасное сиденье, содержащее остов, имеющий опирающиеся на пол передние и задние стойки, и закрепленную на основе подушку со спинкой 2.
Эти сиденья при аварийной ситуации транспортного средства за счет своего преобразования позволяют освобождать запасную дверь для эвакуации через нее пассажиров.
Однако в транспортных средствах, имеющих такие сиденья, не удается-быстро и беспрепятственно эвакуировать пассажиров через запасную дверь, так как этому препятствует значительное расстояние между полом транспортного средства в зоне запасной двери с грунтом.
5 Цель изобретения - повышение удобства пользования сиденьем в аварийной ситуации путем использования сиденья в качестве подножки при эвакуации пассажиров через запасную дверь транспортного средства.
10 Это достигается тем, что в сиденьи задние стойки связаны с полом шарнирно, посредством горизонтальной оси, в нижней части подущки с ее боковых сторон установлены панели, соединенные между собой поперечиной, параллельной подушке сиденья, передние стойки закреплены шарнирно на этих панелях, а на их свободных концах закреплена основная опорная площадка для образования с поперечиной и тыльной стороной
20 подущки ступеньки при откинутом положении сиденья.
Другой особенностью сиденья является то, что на упомянутых панелях закреплены упоры, а передние стойки выполнены опирающимися на пол через быстроразъемные соединения.
Кроме того, на передних стойках шарнирно закреплены звенья, противоположные концы которых соединены дополнительной опор30 ной площадкой для образования дополнительной ступеньки при откинутом положении сиденья.
На фиг. 1 изображено сиденье в двух положениях - транспортном и откинутом; на фиг. 2 - сиденье, вид сбоку; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид сбоку на сиденье, преобразованное в подножку; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 - вид В на фиг. 4; на фиг. 7 - сечение Г-Г на фиг. 6; на фиг. 8 - сечение Д-Д на фиг. 6.
Сиденье содержит подушку 1 со спинкой 2, опирающиеся на остов, который состоит из задних стоек 3, соединенных между собой поперечными элементами 4. В нижней части подушки 1 с ее боковых сторон установлены панели 5 и 6, которые закреплены к задним стойкам 3 и соединены между собой поперечиной 7, параллельной подупже 1 сиденья. К верхним торцам панелей 5 и 6 закреплена панель 8, являющаяся тыльной стороной подушки. В остов также входят передние стойки 9, которые закреплены шарпирпо посредством пальцев 10 к панелям 5 и 6.
На свободных концах передних стоек 9 закреплена основная опорная площадка 11, образующая с поперечиной 7 и панелью 8 ступеньку при откинутом положении сиденья. К передним стойкам 9 шарнирио, посредством горизонтальной оси, закреплены звенья 12, на свободных концах которых закреплена дополнительная опорная площадка 13, образующая дополнительную ступеньку. В верхней части панелей 5 и 6 установлены упоры 14, ограничивающие поворот передних стоек 9. Задние стойки 3 niapnnpно связаны с поло.м посредством пальцев 15, закрепленных па кронштейнах 16, а передние стойки 9 опираются на пол через быстроразъемные соединения, состоящие из установленных во втулках 17 фиксаторов 18, которые подпружинены цилиндрической пружиной 19, опирающейся свои.ми торца.ми в рукоятки 20, установленные иа фиксатоpax 18. Рукоятки 20 имеют возможность перемепдаться в пазах а передней отбортовки основной опорной площадки 11. К полу транспортного средства закреплены кронштейны 21 с фиксирующими выемками б для фиксаторов 18. В средней части передние стойки 9 подпружинены пружинами растяжения 22.
Для обеспечения свободного выхода через запасную дверь, смежно с которой расположено сиденье, и использования сиденья в качестве подножки при эвакуации пассажиров, перемещением рукоятки 20, преодолевая усилие пружины 19, выводят фиксаторы 18 из фиксирующих выемок кронштейнов 21. Носле этого опрокидывают сиденье, поворачивая его вокруг горизонтальной оси пальцев 15 до соприкосновения задних стоек 3 с бортом транспортного средства. Одновре.мепно откидывают передние стойки 9 до соприкосновения их с упорами 14 и поворачивают звенья 12 с опорной площадкой 13 до упора указанных звеньев 12 в торец опорной площадки 11.
При этом сиденье полностью освобождает выход к запасной двери транспортного средства.
В таком положении сиденья поперечина 7, панель8 и опорные площадки И, 13 образуют ступеньки подножки, используемой для эвакуации пассажиров из транспортного средства через запасную дверь. Преобразование подножки в сиденье производится в обратном порядке. В этом случае при соприкосповении фиксаторов 18 с кронштейнами 21 фиксаторы 18 скользят по наклонным поверхностям кронп1тейнов 21 и под воздействием пружины 19 входят в фиксирующие выемки и тем самы.м фиксируют передние стойки 9. Перемещение фиксаторов ограничивают края пазов под рукоятки 20, которые выполнены в передней отбортовке опорной площадки 1 1. Положение передних стоек и соответствепно фиксаторов 18 относительно фиксирующих выемок в кронштейнах 21 определяется пружинами 22.
Эффективность изобретения заключается в том, что оно повышает удобство пользования запасным выходом посредством преобразования сиденья в подножку. Такое сиденье исключает необходимость наличия автоно.мной подножки для эвакуации пассажиров через запасную дверь.
Ф о р м у ;i а изобретения
1. Безопасное сиденье транспортного средства, содержащее остов, опираюп 1иеся па пол передние и задние стойки, и закрепленную на остове подушку со спинкой, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства пользования в аварийной ситуации путем использования сиденья в качестве подножки при эвакуации пассажиров через запасную дверь транспортного средства, задние стойки связаны с полом П1арнирно посредством горизонтальной оси, в нижней части подущки с ее боковых сторон устаповлены панели, соединенные .между собой поперечиной, параллельной подущке сиденья, передние стойки закреплены шарнирно на этих панелях, а на их свободных концах закреплена основная опорная площадка для образования с поперечиной и тыльной стороной подущки ступеньки при откинутом положении сиденья.
2.Сиденье no п. 1, отличающееся тем, что па упомянутых панелях закреплены упоры, а передние стойки выполнены опирающимися на пол через быстроразъемные соединения.
3.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что на передних стойках щарнирно закреплены звенья, противоположные концы которых соединены дополнительной опорной
площадкой для образования дополнительной ступеньки при откинутом положении сиденья.
Источники информапии. принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США Л 3747979, кл. 297- 451, опублик. 1973 г.
2.Авторское свидетельство СССР № 765048, кл. В 60N 1/00, 03.07.78 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сиденье для пассажирского транспортного средства | 1978 |
|
SU765048A1 |
ЗАДНЕЕ СИДЕНЬЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1967 |
|
SU198937A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2342277C1 |
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В СБОРЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА С ТАКИМ СИДЕНЬЕМ | 2010 |
|
RU2482982C2 |
Сиденье транспортного средства | 1972 |
|
SU556970A1 |
ДЕТСКИЕ СКЛАДНЫЕ САНИ | 2002 |
|
RU2221721C2 |
Сиденье транспортного средства | 1986 |
|
SU1346462A1 |
Складное сиденье транспортного средства | 1981 |
|
SU1079495A1 |
МИНИАВТОМОБИЛЬ | 1994 |
|
RU2090424C1 |
ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ ОПОРНЫЙ МОДУЛЬ И СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ | 1998 |
|
RU2129829C1 |
V/
ffl.
di/ffA
Ipyz.J М ff
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1978-10-03—Подача