(54) ГАЙКОВЕРТ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гайковерт | 1981 |
|
SU977145A1 |
Вибрационный гайковерт | 1980 |
|
SU933438A1 |
Вибрационный гайковерт | 1990 |
|
SU1771943A1 |
ВИБРАЦИОННЫЙ ГАЙКОВЕРТ | 1994 |
|
RU2081741C1 |
Гайковерт | 1980 |
|
SU948653A1 |
Способ вибрационной затяжки резьбовых соединений,имеющих стержни большой длины,и виброционный гайковерт для его осуществления | 1981 |
|
SU954203A1 |
Электрический вибрационный гайковерт | 1981 |
|
SU1004091A2 |
Электрический вибрационныйгАйКОВЕРТ | 1978 |
|
SU795927A1 |
ВИБРАЦИОННЫЙ ГАЙКОВЕРТ | 1998 |
|
RU2182533C2 |
Гайковерт | 1982 |
|
SU1066794A1 |
1
Изобретение относится к механизированному инструменту для затяжки резьбовых соединений и может быть использовано для механизации монтажных и механосборочных работ в различных отраслях промышленности.
Известен гайковерт, содержащий корпус с рукояткой, размещенные в нем возбудител поворотных колебаний и двигатель, ротор которого связан одновременно с корпусом и приводным валом возбудителя поворотных колебаний дифференциальной передачей, а приводной вал возбудителя снабжен воздущнь1м центробежным нагнетателем 1.
Данный гайковерт не позволяет получить вибрационный импульс значительной ассиметрии. Кроме того, при его работе создается дополнительный щум и выхлоп воздуха.
Наиболее близким по техническойсущности к изобретению является гайковерт, содержащий корпус с рукояткой, размещенные в нем двигатель, возбудитель поворотных колебаний, приводной вал которого через упруго-демпфирующую муфту соединен с валом двигателя, и повод ки с катками.
периодически взаимодействующими с корпусом 2.
Недостатком известного гайковерта является значительный реактивный момент, который полностью передается на рукоятку инструмента, что ухудшает условия труда.
Цель изобретения уменьшение реактивного момента на рукоятке.
.- Цель достигается тем, что гайковерт, содержащий корпус с рукояткой, размещенные в нем двигатель, возбудитель поворотных колебаний, приводной вал которого через упруго-демпфирующую муфту соединен с валом двигателя, и поводки с катками, периодически взаимодействующими с корпусом, выполненным в виде подпружиненной упругой втулки, установленной на приводном валу с возможностью переменной конусности с ребрами, и свободно установленной на
2„ приводном валу поддерживающей втулки с рычагами, взаимодействующими с торцовой поверхностью упорной втулки и поводками, а последние установлены на поддерживающей втулке с возможностью радиального перемещения.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема гайковерта; на фиг. 2 - то же, продольный разрез.
Гайковерт содержит корпус 1, установленные в нем возбудитель 2 поворотных колебаний планетарного тина, жестко связаи |ый со шпинделем 3, двигатель 4, вал 5 которого соединен с приводным валом 6 возбудителя 2 поворотных колебаний через упруго-демпфирующую муфту 7. На приводном валу 6 посредством подвижного шлицевого соединения 8 и регулируе.мого шарикового фиксатора 9 установлена упорная втулка 10 с ребрами 11, имеющая кольцевую проточку 12 и торцовую поверхность 13 и 14 переменной конусности, причем конусность поверхности 13 меньше конусности поверхности 14. Между упорной втулкой 10 и корпусом 1 с одной стороны установлена пружина 15 сжатия и упорный подшипник 16, с другой - расположена подвижная в осевом направлении и имеюш.ая возможность врашения поддерживаюш.ая втулка 17 с кронштейнами 18, в которых неподвижно закреплены оси 19 рычагов 20, входяпдих в зацепление с ребрами 11 упорной втулки 10 и взаимодействующих с ее торцовой профильной поверхностью. В кронштейнах 18 выполнены пазы 21, в которых установлены оси 22 поводков 23, взаимодействующих с малыми плечами рычагов 20. В диаметральнопротивоположных концах поводков 23 с воз.можностью поворота установлены коленчатые оси 24, на каждой из которых смонтированы катки 25 и 26, взаимодействующие с футерованной упругим материалом внутренней поверхностью 27 гильзы 28, жестко связанной с корпусом 1. Приводной вал 6 имеет отверстие с расположенными в них шариками 29, взаимодействующими при работе с кольцевой проточкой 12. На корпусе закреплена рукоятка 30.
Гайковерт работает следующим образом.
При запуске двигателя 4 посредством вала 6 приводится во вращение возбудитель 2 и упорная втулка 10, которая через ребра 11, рычаги 20 и кронштейны 18 приводит во вращение поводки 23 с катками 25 и 26. Катки 25 под действием, возникающей, при вращении центробежной силы прижимаются к внутренней футерованной поверхности 27 гильзы 28 и начинают обкатываться по ней. При этом значительно больщие центробежные силы, включающие при вращении поводков 23 и катков 26 передаются через оси 22, рычаги 20 на упорную втулку 10, оказывая на нее осевое давление. Втулка же 10 удерживается в этот период работы шариковым фиксатором 9, тем самым препятствуя освобождению поводков 23 в радиальном направлении.
Посредством трения качения, возникающего при обкатке катков 25 на шпиндель гайковерта одновременно с вибрационными импульсами от возбудителя 2 передается
незначительный знакопостоянный момент, достаточный для вибровращательного свободного навинчивания гайки. Происходит процесс предварительного свинчивания резьбового соединения. В этот период работы гайковерта число оборотов двигателя 4, а следовательно, и приводного вала 6 не может достигнуть максимального значения, так как происходит значительный отбор мощности на привод возбудителя поворотных колебаний, вследствие их больщой амплитуды при свободном навинчивании гайки.
По мере затяжки резьбового соединения под действием указанных моментов гайка довинчивается до торца стягиваемого пакета, после чего сопротивление движению щпинделя 3 начинает резко возрастать, а амплитуда поворотных колебаний уменьщается, следовательно, уменьшается и потребная мощность на привод возбудителя 2. При этом число оборотов двигателя 4 возрастает и достигает близкого к максимальному значения.
В этот момент под действием увеличивщихся центробежных сил, передающихся на упорную втулку 10, сра-батывает щариковый фиксатор 9, освобождая упорную втулку 10. Последняя, преодолевая усилие пружины 15, перемещается в продольном направлении, выводя шлицевое соединение 8 из зацепления с приводным валом 6. Шарики 29 под действием центробежных сил при этом попадают в кольцевую проточку 12. Оси 22 поводков 23 освобождаются, и катки 26 резко прижимаются к внутренней поверхности 27 гильзы- 28, при этом коленчатые оси 24 поворачиваются в отверстиях поводков 23. Катки 25 и 26, обкатываясь в этот момент по футерованной поверхности 27 гильзы 28 передают на шпиндель гайковерта в виде знакопостоянного момента посредством трения качения всю накопленную в процессе разгона кинематическую энергию отсоединенных от двигателя вращающихся масс.
Под действием значительного знакопостоянного момента от трения качения катков 25 и 26 по поверхности 27 гильзы 28 и вибрационных импульсов происходит окончательная затяжка резьбового соединения.
Для того, чтобы не произощло самопроизвольного под действием пружины 15 присоединения упорной втулки 10 к приводному валу 6 посредством подвижного шлицевого соединения 8, что приведет к его поломке, в момент, когда вал 6 еще вращается, а упорная втулка 10 вместе с соединенными с ней вращающимися частями уже останавливается, служат шарики 29, которые при вращении вала 6 под действием центробежных сил выкатываются из его отверстий и попадают (в рассматриваемый момент) в кольцевую проточку 18 и упорной втулке 10, тем самым препятствуя ее возвращению в исходное положение.
Чтобы происходило быстрое срабатывание механизма и шпиндель резко получал импульс знакопостоянного момента, в исходном положении рычаги 20 взаимодействуют с торцевой профилированной поверхностью 13 упорной втулки 10, имеющей меньшую конусность, а сразу после срабатывания шарикового фиксатора 9 концы рычагов переходят на поверхность 14, имеющую большую конусность, тем самым увеличивая продольную составляюш,ую силы давления, передающейся через рычаги 20 на упорную втулку 10.
После окончания затяжки резьбового соединения двигатель отключают, приводной вал 6 останавливается, шарики 29 освобождают упорную втулку 10, которая под действием сжатой пружины 15 возвращает все детали механизма знакопостоянного вращения шпинделя гайковерта в исходное положение.
При работе предлагаемым гайковертом по сравнению с известным значительно уменьшается при одинаковом знако1гостоянном моменте на шпинделе реактивный момент, передаваемый на рукоятку гайковерта. Его величина не превышает крутящего момента двигателя и не зависит от величины максимального знакопостоянного момента на шпинделе гайковерта, так как цепь знакопостоянного вращения шпинделя не связана с корпусом гайковерта, а так же с ротором двигателя в момент передачи максимального знакопостоянного момента.
Кроме того, конструкция такого гайковерта проще и при одинаковых возбудителях поворотных колебаний имеет меньше габаРИТЫ и вес, так как не содержит сложной зубчатой кинематической цепи знакопостоянного вращения шпинделя, включающей дифференциальную и рядовые передачи.
Формула изобретения
Гайковерт, содержащий корпус с рукояткой, размещенные в нем двигатель, возбудитель поворотных колебаний, приводной
0 вал которого через упруго демпфирующую муфту соединен с валом двигателя, и поводки с катками, периодически взаимодействующими с корпусом, отличающийся тем, что, с целью уменьшения реактивного момента на рукоятке, он снабжен механизмом отключения возбудителя поворотных колебаний, выполненным в виде подпружиненной упорной втулки, установленной на приводном валу с возможностью перемещения в осевом направлении и имеющей торцовую
поверхность переменной конусности с ребрами, и свободно установленной на приводном валу поддерживающей втулки с рычагами, взаимодействующими с торцовой поверхностью упорной втулки и.поводками, а последние установлены на поддерживающей втулке с возможностью радиального перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1980-11-12—Подача