1
Изобретение относитс.я к передаточным механизмам с регулируемой ско ростью вращения выходного вала приводных систем и может быть применено, например в горной промышленности,про мышленности строительных материалов и других отраслях народного хозяйства.
Известна импульсивная планетарная передача с соосным расположением входного и выходного валов, включающая планетарное колесо, водило и соединенные с ним сателлиты, на эксцентричных цапфах которых размещены храповики, выполненные даухсторонни ми, автоматически переключаемыми в зависимости от направления вращения ведущего вала ij.
Недостаток этой импульсивной передачи - сложность конструкции и, вследствие этого, ненадежность в работе. Кроме того, эта конструкция не позволяет регулировать скорость вращения ведомого вала при постоянной скорости ведущего вала.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является планетарный импульсный вариатор, содержащий соосные входной и выходной валы, механизмы свободного хода, планетарный механизм, оси сателлитов которого связаны с внутренними обоймами механизмов свободного хода, шайбу, расположенную на входном валу, связанный с наружными обоймами механизмов свободного хода кривошипно-коромысловыми механизмами по числу сателлитов диск, расположенный эксцентрично шайбе, и механизм изменения эксцентриситета диска, выполненный в виде планетарной передачи, одно из центральных колес которого кинематически связано с шайбой и диском . При эfoм кинематическая связь выполнена в виде винтовой пары, винт которой установлен в шайбе и соединен конической парой с солнечным колесом . :33 планетарной передачи механизма изменения, эксцентриситета диска, а гайка ползун - с диском. Недостаток известного вариатора слабая надежность узла подвески диска на винтовой паре, поскольку последняя нагружена значительными по ве личине силами, изгибающими винт и, кроме того, существенными динамическими усилиями со стороны кривошипнокоромыслового механизма. Цель изобретения - повышение надежност.и вариатора. Поставленная цель достигается тем что в планетарном импульсном вариаторе, содержащем соосные входной и выходной валы, механизм свободного лхода планетарный механизм, оси сателл1 17ов которого связаны с внутренними обоймами механизмов свободного хода (мех), диск, связанный кривошипно-коромысловыми механизмами с внешними обоймами МСХ, шайбу и механизм изменения эксцентриситета диска относительно шайбы, выполненны в виде двухступенчатой планетарной передачи, одно из центральных колес которого кинематически связано с шай бой и диском, кинематическая связь выполнена в виде рычага, на одном конце которого размещен диск, а другой шарнирно установлен в шайбе, и установленного на оси шарнира зубчатого колеса, взаимодействующего с центральным колесом механизма изменения эксцентриситета. На фиг. 1 представлена кинематическая схема импульсного планетарног вариатора на фиг. 2 - схема кинематической связи диска с механизмом из менения эксцентриситета. Импульсный планетарный вариатор . содержит соосные входной 1 и выходно 2 валы. На последнем установлено водило 3 планетарного механизма, центральное колесо k которого заторможено, а оси сателлитов 5 соединены с внутренними обоймами 6 МСХ. На входном валу 1 установлена шайба 7« в ко торой шарнирно на оси 8 установлен рычаг 9- На оси 10 последнего также шарнирно установлен диск 11, связанный кривошипно-коромысловыми механиз мами 12 по числу сателлитов с наружными обоймами 6 МСХ. Механизм изменения эксцентриситет диска 11 относительно шайбы 7 выполнен в виде двухступенчатой планетарkНОИ передачи с аналогичными числами зубьев колес в каждой ступени,центральное колесо 13 которой жестко,а водило 14 и центральное колесо 15 свободно установлены на входном валу 1. . Центральное колесо 16 жестко установлено в корпусе 17 вариатора, а у центральное колесо 18 установлено с возможностью поворота в корпусе 17 с помощью червячной передачи 19. Центральное колесо 15 взаимодействует с зубчатым колесом 20, установленным на оси 8 шарнира рычага 9. образуя кинематическую связь механизма регулирования эксцентриситета, диска 11 и шайбы 7Вариатор работает следующим образом. Вращательное движение от входного вала 1 передается на шайбу 7, рычаг 9 и далее посредством шарнирных кривошипно- коромысловых механизмов 12 преобразуется в колебательное движение наружных обойм 6 МСХ..Последние пере|цают движение сателлитам 5, а следовательно, водилу 4 планетарного механизма и выходному валу 2. Регулирование вариатора производится за сЧет изменения величины эксцентриситета оси 10 рычага 9 относительно входного вала 1, что достигается поворотом с помощью червячной передачи 19 центрального колеса 15. При этом вращение последнего приводит к повороту колес 15 20, а также рычага 9 на некоторый угол 0 и к смещению диска 11 относительно оси входного вала 1. Так как передаточные отношения ступеней планетарной передачи механизма изменения эксцентриситета одинаковы, то величина угла 9,3 следовательно, и величина эксцентриситета диска 11 будет оставаться постоянной при вращении входного вала. Динамические нагрузки и полезные усилия воспринимаются зубчатыми колесами и шарнирными опорами, что обеспечивает долговечную работу механизма регулирования и вариатора в целом. , . , Формула изобретения Импульсный планетарный вариатор, содержащий coocHbie входной и выходной валы, механизмы свободного хода, планетарный механизм, оси сателлитов 53 которого связаны с внутренними обоймами механизмов свободного хода, шайбу, расположенную на входном валу, связанный с наружными обоймами механизмов свободного хода кривошипнокоромысловыми механизмами по числу сателлитов дискJ расположенный эксцентрично шайбе, и механизм изменения эксцентриситета диска, выполненный в виде планетарной передачи, одно из центральных колес которого Кинематически связано с шайбой и диском, отличающий с я тем, что, с целью повышения надежности работы ва1риатора, кинематическая связь f k выполнена в виде рычага, на одном конце которого размещен диск, а другой шарнирно установлен в шайбе, и установленного на оси шарнира зубчатого колеса, взаимодействующего с центральным колесом механизма измене ния эксцентриситета. Ис точники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 151538, кл. F 16 Н , 1961. 2.Мальцев В.Ф, Механические импульсные передачи, М., Машинострое учие, 19/8, с. ЗЭ-. (прототип). /У.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Импульсная регулируемая передача | 1980 |
|
SU922367A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 2002 |
|
RU2212575C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР С'КОРОСТИ | 1969 |
|
SU254977A1 |
Импульсная регулируемая передача | 1984 |
|
SU1165843A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С МУСКУЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 1992 |
|
RU2033367C1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1982 |
|
SU1017864A1 |
ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА | 1992 |
|
RU2073804C1 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2179674C2 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1990 |
|
SU1820104A1 |
Автоматический инерционно-импульсный планетарный вариатор скорости | 1980 |
|
SU945532A1 |
Авторы
Даты
1982-05-30—Публикация
1980-10-13—Подача