Изобретение относится к арматуростроению, а име«но к аэродромному оборудованию, и в частности, к раз,даточным кранам, преимущественно водоспиртозаправщиков, для открытой и закрытой заправки летательных аппаратов .
Известен раздаточный кран, прет ущественно для водоспиртозаправцика, содержащий корпус пистолетного типа с входным патрубком и выходным патрубком, в котором расположен подпружиненный клапан, и переходник, выполненный из двух втулок, одна из которых установлена по наружному диаметру выходного патрубка с возможностью кругового скольжения, и снабжена элементом соединения с бортовым клапаном или со сливной трубкой в виде торцевых зубцов .
НедоЬтатками известного раздаточного крана является то, что при соединении его с бортовьви клапаном или со сливной трубкой штифты, выполненные на торце большого диаметра второй втулки, не сориентированы относительно элементов соединения (торцевых зубцов) первой втулки, и так как на бортовом клапане или сливной трубке положение ответных
пазов, входящих в зацепление q упомянутыми штифтс1ми и элементами соединения, строго сориентировано относительно друг друга, то это затрудняет эксплуатацию раздаточного крана, увеличивает время стыковки его с бортовым клапаном или со сливной трубкой, что в свою очередь понижает надежность его работы. При
10 повороте раздаточного крана относительно продольной оси, вследствие удара или скручивания рукава, воз-; можно отсоединение его от бортового клапана или сливной трубки, что яв15ляется недопустимым.
Цель изобретения - повьвоение удобства эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что раздаточный кран снабжен зам20ком для соединения втулок, причем на наружной поверхности выходного патрубка выполнена кольцевая проточка, а на боковой поверхности одной из втулок установлен винт, входящий 25 в зацепление с кольцевой проточкой.
Кроме того, замок выполнен в виде сквозного поперечного паза с продольным участком, выполненным на
30 одной из втулок и дополнительного штифта, укрепленного на другой втул ке с возможностью взаимодействия с поперечным пазом. На фиг.1 изображен раздаточный кран, разрез; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1; на фиг.З - вид по стрелке Г на фиг.1; на фиг.6 .- узел на фиг.1; на фиг.7 - узел II на фиг.1; на фиг.8 - сечение Д-Д на фиг.7. Раздаточный кран состоит из корпуса 1 с входным патрубком 2 и выходным патрубком 3 с переходником 4, состоящий из втулки 5, установленной по наружному диаметру выходного патрубка 3 и втулки 6, выполненной ступенчатой (ступень меньшего диаметра установлена внутри выходног патрубка 3). На втулке 5 выполнены торцевые зубцы для соединения с бортовым клапаном или со сливной трубко (не показаны). На наружной цилиндрической поверхности выходного патрубка 3 выполнена кольцевая проточка 7. Втулка 5 выполнена с возможностью кругового скольжения. На боковой поверхности втулки 5 выполнен сквозной поперечный паз 8 с продольным ответвлением 9, входящим в зацепление с дополнительным штифтом 10, укрепленным на боковой поверхности вту ки б, торец которой снабжен штифтами 1 1 . На боковой поверхности ступени большего диаметра втулки 6 укреплен дополнительный штифт 10, а торец ее снабжен штифтами 11,контактирующими с -бортовым клапаном или со сливной трубкой. На .боковой поверхности втул ки 5 также установлен винт 12, входящий в зацепление с кольцевой проточкой 7. Боковая поверхность втулки 5 выполнена с накаткой для удобства поворота ее рукой. На втулке б установлено уплотнительное кольцо 13 для герметичного соединения с бортовым клапаном летательного аппарата. Втул ка 6 торцем взаимодействует с пружиной 14 клапана 15, при этом наружная поверхность ступени большего диаметр контактирует с внутренней поверхность втулки 5. Клапан 15 установлен в корпусе 1 и выполнен в виде плунжера конец которого взаимодействует в рабочем положении с бортовым клапаном летательного аппарата и расположен во втулке б. Другой конец клапана 5 с|5абжен уравновешивающим по|зшнем 16. Клапан 15 взаимодействует со штоком 17 посредством равноплечего коромысла 18, Шток 17 связан с рычагом 19. Разноплечее коромысло 18 установлено внутри корпуса 1 на оси 20. Корпус 1 снабжен рукояткой 21 пистолетного ти па. На рукоятке 21 установлена защел ка 22 с выступом 23. Устройство работает следующим образом. При открытой заправке летательного аппарата через заливную горловину, к выходному патрубку 3 раздаточного крана присоединяют сливную трубку. При этом штифты 11 контактируют с соответствующими пазами сливной трубки, а торцевые зубцы втулки 5 переходника 4 проходят через соответствующие пазы сливной трубки. После нажатия сливной трубкой на втулку б дополнительный штифт 10 выходит из продольного ответвления 9 и попадает в сквозной поперечный паз 8, затем, поворачивая сливную трубку вокруг оси переходника 4, фиксирует ее в крайнем положении в сквозном поперечном пазу 8, Для правильной ориентации сливной трубки относительно раздаточного крана втулку 5 поворачивают вокруг продольной оси, при этом винт 12 перемещается в кольцевой проточке 7, При нажатии на рычаг 19 шток 17 поворачивает равноплечее коромысло 18 вокруг оси 20 усилием нажатия на клапан 15, смещает его относительно втулки 6, При этом открывается свободный проход жидкости из полости корпуса 1 через входной патрубок 2, выходной патрубок 3 и сливную трубку в заливную горловину летательного аппарата, I т После окончания открытой заправки закрывают раздаточный кран рычагом 19, Клапан 15 возвращается в первоначальное положение и закрывает про- ход жидкости в заливную горловину летательного аппарата. При закрытой заправке летательного аппарата выходной патрубок 3 раздаточного крана присоединяют к бортовому клапану летательного аппарата. При этом штифты 11 контактируют с соответствующими пазами бортового клапана, а торцевые зубцы втулки 5 переходника 4 проходят через соответствующие пазы бортового клапана летательного аппарата. После нажатия раздаточньол краном в сторону бортового клапана дополнительный штифт 10 выходит из продольного ответвления 9 и попадает в сквозной поперечный паз 8, затем поворачивают втулку 5 вокруг продольной оси и фиксируют ее в крайнем положении в сквозном поперечном пазу 8, При этом раздаточный кран закрепляется на бортовом клапане летательного аппарата, а втулка 6 с уплотнитёльным кольцом 13 создают герметичное соединение раздаточного крана с бортовым клапаном Летательного аппарата. После этого поворачивают раздаточный кран за ручку 21 (при этом винт 12 перемещается в кольцевой проточке 7) и устанавливают его в плоскости, перпендикулярной площадке, на которой установлен обслуживаемый летательный аппарат. При нажатии на рычаг 19 шток 17 поворачивает равноплечее коромысло 18 вокруг оси 20, усилием нажатия на клапан 15 смещает его относитель но втулки 6. При этом открывается свободный проход жидкости из полости корпуса 1 через входной патрубок 2, выходной патрубок 3 и бортовой клапан в летательный аппарат. После окончания закрытой заправки закры.вают раздаточный кран, опуская рычаг 19. Клапан 15 возвращают в исходное положение, при этом закрывается взаи модействующий с ним бортовой клапан и прекращается подача жидкости в летательный аппарат. При открытой и закрытой заправке увеличивая или уменьшая усилие нажатия на рычаг 19, регулируют количест во жидкости, проходящей через раздаточный кран. При-этом фиксация рычага 19 а нажатом состоянии осуществляете выступом 23 защелки 22. Конструкция раздаточного крана позволяет уменьшить время стыковки его с бортовым клапаном или со сливной трубкой, что в свою очередь повышает надежность его работы, так как штифты, выполненные на торце ступени большего диаметра одной втул ки, строго сориентированы относител но элементов соединения (торцевых зубцов) другой втулки за счет замка для соединения этих втулок, исключить возможность отсоединения разда точного крана от бортового клапана к f или сливной трубки вследствие удара или скручивания рукава. Формула изобретения 1.Раздаточный кран, преимущественно для водоспиртозаправщика, содержащий корпус пистолетного типа с входным патрубком и выходным патрубком, в котором расположен подпружиненный клапан, и переходник, выполненный из двух втулок, одна из которых установлена по наружному диаметру выходного патрубка с возможностью кругового скольжения и снабжена элементом соединения с бортовым клапаном или со сливной трубкой, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, кран снабжен замком для соединения втулок, причем на наружной поверхности выходного патрубка выполнена кольцевая проточка, а на боковой поверхности одной из втулок установлен винт, входящий в зацепление с кольцевой проточкой. 2. Кран по п. 1, о т л и V а ющ и и с я тем, что замок выполнен в виде сквозного поперечного паза с продольным участком, выполненным на одной из втулок, и дополнительного штифта, укрепленного на другой втулке с возможностью взаимодействия с полеречньал пазом. Источиики информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР по заявке 2788126/25-08, кл. F 16 К 21/04, 1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЛИВНОЙ КРАН | 2017 |
|
RU2661188C1 |
Раздаточный кран для наполнения топливного бака | 1983 |
|
SU1159879A1 |
Раздаточный кран | 1974 |
|
SU550120A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГИДРОСИСТЕМ | 2006 |
|
RU2339549C2 |
Раздаточный кран | 1987 |
|
SU1521715A2 |
Установка для заправки машин маслами | 1986 |
|
SU1359180A1 |
УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2363856C2 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2792456C1 |
МУФТА ИНДИКАТОРНАЯ ПОВОРОТНО-РАЗРЫВНАЯ | 2010 |
|
RU2429187C1 |
Раздаточный кран | 1988 |
|
SU1558868A1 |
Авторы
Даты
1982-05-30—Публикация
1980-11-10—Подача