Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока Советский патент 1982 года по МПК H02K1/26 H02K3/00 

Описание патента на изобретение SU936229A1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с многофазными обмотками ротора, например асцнхронизированным турбогенераторам. Известен ротор электрической машины с двухфазной однослойной обмоткой, при питании обмотки которого то ком частоты скольжения в асинхронном режиме работы создается полезный электромагнитный -момент, могут регулироваться коэффициент мощности идругие характеристики машины 11. Недостаток устройства заключается в усложнении конструкции лобовых час тей, их увеличенной длине, связанной с необходимостью отгибания части проводников вниз, и в уменьшении ди метра вала в месте размещения нижне го слоя проводников. Нсшболее близким к предлагаемому является ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока, содержащий концен трические катушки, имеющие пазовые и лобовые части, в одно{| из лобовых частей выполнены межкатушечные соёди нения 2. Недостатком данной конструкции является неполное использование объ ема роторных пазов из-за отсутствия их заполнения проводниками против мест межкатушечных переходов верхнего слоя обмотки и усложнение конструкции, связанное с необходимостью перегиба нижнего слоя катушек для размещения их под этими переходами в лобовой части. Недостаток в особенности проявляется в роторах мощных турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки, так как они имеют обычно более массивные проводники и межкатушечные переходы, чем роторы машин меньшей мощности. Цель изобретения - улучшение использования активной части ротора. Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока между слоями обмотки в пазовой части уложены проводники, замкнутые накоротко в лобовых частях на участках, свободных от межкатушечных соединений. На фиг.1 показана концевая часть предлагаемого ротора со стороны, где имеются проводники межкатушечных соединений, продольный разрез; на фиг.2 - паз ротора, поперечный разрез; на фиг.З и 4 - -примеры соединеНИИ стержней ротора в короткозамыкающие кольца. Вал ротора 1 содержит концентрические изолированные катушки многофазной обмотки переменного тока с пазовыми и лобовыми частями, установ ленные в пазах 2, равномерно расположенных по окружности вала слоями 3 и 4. В лобовой части катушки слоя 3 обмотки имеют верхние 5 и нижние 6 проводники межкатушечных соединений. Слои изолированы друг от друга бандг1жом 7, изготовленным, например, из прессованной стеклоткани. Между слоями обмотки уложены проводники 8 и 9, замкнутые накоротко на участках, свободных от мёжкатушечных переходов например, путем их отгибания с образованием замкнутой клетки 10 (фиг.З) или путем наложения сегментов 11 и 12 вперекрой стыков (фиг.4). Для улучшения охлаждения проводников 8 и 9 и смежных зубцов ротора в упомянутых проводниках выполнен канал 13 для прохождения хладагента, например водорода или другого газа, заполняющего корпус электрической машины. При вращения ротора со скольжением относительно поля статора в короткозамкнутых проводниках 8 и 9 возникает наведенный ток, создающий дополнительный полезный электромагнитный момент, который суммируется с моментом, созданным токами основной обмотки и массива ротора т.е. используется объем пазов ротора, расположенных против мест межкатушечных соединений, и исключается необходимость перегиба нижнего слоя катушек для размещения их под этими переходами в лобовой части. При установке асинхронизированных турбогенераторов с ротором предложенной конструкции понижаются затраты в энергосистеме за счет улучшения коэффициента полезного действия такого турбогенератора, а также улучшается охлаждение магнитопровода ротора. Формула изобретения Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока, содержащий концентрические катушки, имеющие пазовые и лобовые части, в одной из лобовых частей выполнены межкатушечные соединения, отличающийся тем, что, с целью улучшения использования активной части ротора, между слоями обмотки ь пазовой части уложены проводники, замкнутые накоротко в лобовых частях на участках, свободных от межкатушечных соединений. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР I 581550, кл. Н 02 К 3/00, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР № 613446, кл. Н 02 К 1/26, 1976.

Похожие патенты SU936229A1

название год авторы номер документа
Петлевая обмотка ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением 1990
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Карпман Давид Бенционович
SU1735969A1
Ротор электрической машины 1989
  • Антонов Юрий Федорович
  • Чашник Павел Израильевич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Абрагим Ахмедович
SU1781773A1
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 1991
  • Кузьмин В.В.
  • Шпатенко Т.В.
RU2018201C1
Несимметричная многофазная петлевая обмотка 1979
  • Левченко Георгий Григорьевич
  • Яковенко Василий Александрович
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU773839A1
Ротор двухполюсного асинхронизированного турбогенератора 1983
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Асанбаев Валентин Николаевич
  • Постников Иван Матвеевич
  • Карпман Давид Бенционович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
SU1136257A1
Ротор асинхронизированного турбогенератора 1989
  • Асанбаев Валентин Николаевич
  • Финк Артур Фридрихович
  • Антонюк Сергей Михайлович
  • Саратов Владимир Алексеевич
SU1714752A1
Несимметричная петлевая обмотка 1979
  • Левченко Георгий Григорьевич
  • Яковенко Василий Александрович
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU773838A1
Многослойная обмотка ротора турбогенератора двойного питания 1984
  • Карпман Давид Бенционович
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Постников Иван Матвеевич
  • Асанбаев Валентин Николаевич
SU1159110A1
Ротор электрической машины двойного питания 1981
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Карпман Давид Бенционович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Постников Иван Матвеевич
  • Асанбаев Валентин Николаевич
SU1042133A1
Обмотка ротора асинхронизированного турбогенератора 1989
  • Асанбаев Валентин Николаевич
  • Финк Артур Фридрихович
  • Антонюк Сергей Михайлович
  • Саратов Владимир Алексеевич
SU1735970A1

Иллюстрации к изобретению SU 936 229 A1

Реферат патента 1982 года Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока

Формула изобретения SU 936 229 A1

V////////.

W

1Z

SU 936 229 A1

Авторы

Карпман Давид Бенционович

Черемисов Иван Яковлевич

Ракогон Владимир Григорьевич

Постников Иван Матвеевич

Асанбаев Валентин Николаевич

Даты

1982-06-15Публикация

1980-10-20Подача