Ротор электрической машины двойного питания Советский патент 1983 года по МПК H02K1/26 

Описание патента на изобретение SU1042133A1

Изобретение относится, к электромашиностроению, в частности к турбогенераторостроению. Известны роторы электрических машин двойного питания (МДП), например роторы асинхронизированных или МДПтурбогенераторов, содержащие, две ,об мотки, уложенные в пазы, распределен ные по окружности их активной части каждая из которых конструктивно пред ставляет собой обычную обмотку возбуждения синхронного турбогенератор состоящую из концентрических катушек и размещенную по глубине пазов. Вначале укладывают .одну обмотку (нижнюю), затем -. вторую (верхнюю) . Оси обмоток сдвигают на соответствующий угол. Он может быть любым, но большей степени преимущества ротора проявляются, если угол сдвига осей обмоток составляет 90 эл. град. В этом случае обмотки могут быть испол зованы как в синхронном , так к для создания вращающегося поля воз буждения частоты скольжения ротора относительно поля статора в асинхрон ном,режиме, что имеет большое значе ние для устойчивой работы машины Ш Применение для роторов МДП обмоток из концентрических катушек обеспечивает, по сравнению с петлевыми и волновыми типами обмоток, меньший вылет лобовых частей и более высокую надежность междувитковой изоляции в связи с отсутствием пересечений проводников в лобовых частях. Концен трические катушки должны иметь усиленную изоляцию только между верхним и нижним слоем обмоток в лобовых час тях, что достигается выбором соответ ствующей толщины этой изоляции и изготовлением ее достаточно механическ прочной, например,путем прессования из стеклоткани (стеклотекстолитовая -изоляция). Такое усиление изоляции между слоями свойственно не только концентрическим катушкам, но и остал ным типам обмоток. Наиболее близким к предложенному является ротор МДП с обмотками из концентрических катушек, которые своим наименьшим периметром хотя и охватывают участки бочки ротора, внешне напоминающие для каждой из обмоток большие зубцы полюсов, но эти участки, так же, как остальная часть ротора, перерез аны пазами, в которых содержатся проводники второй обмотки 2 . Сечение магнитопровода ротора МДП с обмотками из концентрических катушек в зубцовой зоне остае ся таким же уменьшенным, как и для остальных двухобмоточных роторов. НедостАтком роторов с двумя обмот ками является повышенное насыщение магнитопровода зубцовой зоны по срав нению с роторами синхронных машин с одной обмоткой, что снижает их надежность. Это объясняется наличием в роторах с двумя обмотками пазов с проводниками, распределенных по всей окружности ротора и отсутствием бопь ших зубцов на полюсах, характерных для обычных роторов синхронных машин. В особенности насыщение магнитопровода проявляется в нижней части зубцов, где их ширина уменьшена по сравнению с верхней частью, расположенной на большем диаметре. Цель изобретения - повышение надежности . Поставленная цель достигается тем, что в-известном роторе электрической машины двойного питания, содержащем бонку, в пазах которого размещены уложенные двуслойно две обмотки, сдвинутые одна относительно другой и состоящие из концентрических катушек, наименьший периметр которых охватывает участки бочки ротора с пазами, в которых размещены проводники второй обмотки, пазовая часть катушек нижнего слоя, уложенных в пазах, охваченных внутренними концентрическими катушками верхнего слоя, размещена в верхних частях jna3a. На фиг. 1 показан предложенный ротор, аксонометрия; на фиг. 2 - схема обмотки ротора (пунктирными линиями обозначены проводники в нижнем сдое, контурными -, в верхнем); на фиг. 3 - узел .1 на фиг. 1. Ротор содержит бочку 1, в пазах 2 которой размещены и изолированы от вала и друг от друга две обмотки 3 и 4, сдвинутые одна относительно друТой на угол оС (фиг, 2). В общем случае-этот угол м.ожет быть любым и, в частности,он может быть 90 эл. град. Обмотки 3 и 4 уложены в пазы ротора одна за другой. В лобовых частях 5 между обмотками расположены изоляционные сегменты б. Каждая из обмоток 3 и 4состоит из концентрических катушек 7 и 8 и 9 и 10. Наименьший периметр катушек 7 и 8 обмотки 3 охв атывает участки 11 и 12, бочки ротора с пазами, в которых размещены проводники .13-16 обмотки 4, а наименьший периметр катушек 9 и 10 охватывает участки 17 и 18 бочки ротора с пазами, в которцх размещены проводники 19-22 обмотки 3. Эти проводники подняты за пределами лобовых частей 5, на наклонных участках 23, в верхнюю часть пазов. Таким образом, лобовые части всех -проводников обмотг ки 3, уложенной в ротор первой, и пазовые части ее проводников, за исключением тех, которые проходят через участки 17 и 18 бочки 1, размещены в нижнем слое по отношению к наружной поверхности ротора, а пазовая часть проводников обмотки 3, проходящих через участки 17 и 18 бочли 1 после их подъема на участках 23,

и все проводники обмотки 4 в пазовой и лобовых частях размещены в верхнем слое. При этом пространства пазов не занятые проводниками, т.е. пространства, находящиеся под проводниками в пазах на участках 17 и 18 и 11 и 12, заполнены магнитным материалом 24, например ферфомагнитнымя брусками или лентой.

.Пазы с заполнителем могут быть выполнены меньшей глубины, чем остальные. Однако необходимо учитывать реакции Р и Р (фиг.З) на опорных поверхностях пазовых клиньев от центробежных сил содержимого пазов при вращении ротора, так как уменьшение глубины пазов с заполнителем снижает величину реакции Р неравенствЪР и Р друг другу вызывает дополнительные изгибающие напряж;ения в зубцах 25. Поэтому оптимальным является выполнение такой глубины пазов с заполнителем, при которой реакции Ру

и РЧ равны.

При работе машины, благодаря поднятию проводников обмотки 3, размещенных на участках 17.и 18 бочки ротора, в верхнюю часть пазов и заполнению освободившегося пространства под проводниками в этих пазах и пространства в пазах под проводниками на участках 11 и 12 магнитным материалом магнитопровод ротора в нижней

-части эубцовой зоны имеет увеличенное сечение, и разгружается от насьпцения.

5 Кроме того, поднятие проводников в верхнюю часть пазов, на участках 17 и 18, снижает поток рассеяния ротора. Таким образом, уменьшается ток и снижаются потери навозбуждение.

Похожие патенты SU1042133A1

название год авторы номер документа
Неявнополюсный ротор синхронного компенсатора 1983
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Карпман Давид Бенционович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Каспаров Эдуард Александрович
SU1105985A1
Обмотка ротора асинхронизированного турбогенератора 1989
  • Асанбаев Валентин Николаевич
  • Финк Артур Фридрихович
  • Антонюк Сергей Михайлович
  • Саратов Владимир Алексеевич
SU1735970A1
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 1991
  • Кузьмин В.В.
  • Шпатенко Т.В.
RU2018201C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253935C1
Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока 1980
  • Карпман Давид Бенционович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Постников Иван Матвеевич
  • Асанбаев Валентин Николаевич
SU936229A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
Ротор электрической машины 1989
  • Антонов Юрий Федорович
  • Чашник Павел Израильевич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Абрагим Ахмедович
SU1781773A1
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Гиберт Корней Корнеевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Чернявский Владимир Исаакович
  • Гребенщиков Антон Геннадьевич
RU2410819C1
Ротор двухполюсного асинхронизированного турбогенератора 1983
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Асанбаев Валентин Николаевич
  • Постников Иван Матвеевич
  • Карпман Давид Бенционович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
SU1136257A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 042 133 A1

Реферат патента 1983 года Ротор электрической машины двойного питания

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ, содержащий бочку, в пазах которой размещены уложенные двуслойно две обмотки, сдвинутые одна относительно . и состоящие из концентрических катушек, наименьший периметр которых охватывает участки бочки ротора с пазами, в которых размещены проводники второй обмотки,отл и ч ающи и с я тем, что, с целью повышения надежности за счет разгрузки магнитопровода ротораот насыщения, пазовая часть катушек нижнего слоя, уложенных в пазах бочки, охваченных внутренними концентрическими катушками верхнего О слоя, размещена в верхних частях па-jg за, (Л 25

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1042133A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Блюцкий Н.Н
и др
Итоги науки и техники, электрические машины и трансформаторы
Т
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Машины двойного питания
М., ВИНИТИ, 1979, ; с
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Ротор электрической машины с многофазной обмоткой переменного тока 1975
  • Лищенко Анатолий Иванович
  • Лесник Владимир Акимович
  • Постников Иван Матвеевич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU613446A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 042 133 A1

Авторы

Кильдишев Василий Семенович

Карпман Давид Бенционович

Ракогон Владимир Григорьевич

Постников Иван Матвеевич

Асанбаев Валентин Николаевич

Даты

1983-09-15Публикация

1981-02-16Подача