Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям турбогенератора с применением непосредственного жидкостного (водяного) охлаждения обмоток возбуждения.
Известен ротор турбогенератора, обмотка которого с внутрипроводниковым жидкостным охлаждением выполнена из ряда концентрических катушек с намоткой од- ного направления, соединенных электрически последовательно между собой. Выводы концов направлены аксиально за пределы лобовой части. Нижние концы катушек размещены в зоне вывода верхних концов. Выбор варианта выводов определяется в основном схемой и конструкцией междуполюсного соединения и токопрово- дов к контактным кольцам. Электрическое последовательное соединение катушек осуществлено от средней катушки и выполнено поочередным соединением больших и малых катушек в порядке удаления от средней катушки с выводами обмотки от первой и средней катушек. Недостатком конструкции
является то, что нижние и верхние концы катушек выведены аксиально с одной стороны по отношению к большому зубу, т.е. уменьшено место для размещения гидравлических соединений.
За прототип выбран ротор электрической машины, содержащий сердечник с пазами. Обмотка каждого полюса охватывает большой зуб ротора и состоит из отдельных разделенных по высоте паза и концентрически намотанных катушек с параллельным жидкостным охлаждением и выводами, вынесенными за пределы лобовой части обмотки. Переходы от витка к витку размещены на тангенциальном участке лобовой части, и все проводники нижних катушек смещены в зоне аксиального вылета лобовых частей на высоту одного изолированного проводника на стороне нижнего вывода, и верхние выводы верхних и средних катушек выведены за пределы лобовой части на уровне расположения соответствующих проводников в пазу.
(Л
С
XJ 00
VJ
XI
со
Схема позволяет осуществить параллельно жидкостное охлаждение каждой полукатушки самым экономичным способом.
Недостаток - невозможность осуществления дробного параллельного жидкостного охлаждения, что сказывается на эффективности охлаждения м надежности в целом электрической машины, в частности турбогенератора.
Целью предполагаемого изобретения является повышение надежности электрической машины и улучшение охлаждения обмотки.
Поставленная цель достигается за счет того, что в роторе электрической машины, содержащем сердечник с пазами, обмотка каждого полюса охватывает большой зуб ротора и состоит из отдельных разделенных по высоте паза и концентрически намотанных катушек с параллельным жидкостным охлаждением и выводами, вынесенными за пределы лобовой обмотки, переходы от витка к витку размещены на тангенциальном участке лобовой части и все проводники нижних катушек смещены в зоне аксиального вылета лобовых частей на высоту одного изолированного проводника на стороне нижнего вывода, и верхние выводы верхних и Средних катушек выведены за пределы лобовой части на уровне расположения соответствующих проводников в пазу, новым является то, что все нижние выводы верхней и средней катушек выведены в своем кольцевом ряду в зоне большого зуба ротора, катушки с гидравлически отдельными цепями охлаждения соединены электрически последовательно и поочередно по высоте паза, при этом выводы катушек каждого слоя соединены с выводами катушек нижележащего слоя, переходы в верхних и среднихкатушкахрасположенынепосредственно у своих верхних выводов, а часть верхних выводов верхней катушки в лобовой части смещена на одно пазовое деление со смещением соответствующих выводов нижней катушки к большому зубу на одно пазовое деление при расстоянии между соседними выводами в лобовой части, равном пазбв ому делению р отора.
Заявленная совокупность признаков является новый и сообщает объекту новое свойство, заключающееся в уменьшении длины цепи охлаждения, что в свою очередь дает повышение гидравлического давления. Тем самым повышается эффективность охлаждения и надежность электрической машины. Тем самым констатируется существенность отличий, обоснованная наличием дополнительного эффекта, выраженного в улучшении охлаждения обмотки.
На фиг.1 представлена схема охлаждения обмотки возбуждения одного полюса;
на фиг.2 - вид с торца лобовой части; на фиг.3,4 5 - продольные разрезы по выводам лобовой части.
Ротор электрической машины имеет схему обмотки возбуждения условно пред0 ставленную из пяти концентрически намотанных катушек 1 на полюс 2, каждая из которых уложена едва пазаЗ, симметрично расположенных относительно большого зуба ротора.
5 Каждая катушка 1 подразделена по вы- срте на три кольцевых слоя меньших катушек (дробные катушки), в каждой из которых имеет по два витка - верхние катушки (Кв), средние катушки (Кс), нижние катушки (Кн),
0 изображенные каждый слой в отдельности 4, 5, 6 соответственно. Каждая катушка в слое имеет свои верхние (В) и нижние (Н) выводы.j
Концы (выводы) катушек 1 между слоя5 ми соединяются электрически последовательно, гидравлические концы катушек соединены параллельно, осуществляя жидкостное охлаждение каждой трети катушки.
0 Верхние выводы катушек 4, 5 (Кв и Кс), занимающих в верхнем и среднем кольцевом слое в лобовой части в радиальном направлении высоту двух изолированных проводников, расположены по разные сто5 роны от оси большого зуба 7 и выведены за торец лобовой части, как прямое продолжение проводников в пазу, а нижние выводы катушек4,5 (Кв и Кс) в секторе большого зуба 7, причем переход витков 8 в слое выполнен
0 в непосредственной близости от верхнего вывода, а выводы нижних катушек 6 (Кн), занимающих в нижнем слое в лобовой части в радиальном направлении высоту трех изолированных проводников, выполнены пере5 крещивающимися и выведены со стороны, противоположной размещению первого и последнего проводников в пазу, при этом направление намотки витков катушек 4,5, б (Кв, Кс, Кн) чередуются, если за начало счи0 тать одноименные выводы верхние или нижние.
За начало электрической схемы можно принять любой вывод лобового слоя катушек, место начала однозначно определит
5 место конца электрической схемы.
По технологическим причинам для предложенной схемы обмотки возбуждения удобно использовать межполюсное соединение состоящее из двух гибких перемычек 9 (МП), соединяющих параллельно рядом
размещенные крайние витки внешних катушек обоих полюсов.
Предложенная схема выполнена следующим образом.
Начало электрической схемы - нижний вывод НнО нижней средней третьей КнЗ катушки 6, присоединяемый к контактному кольцу 10 (Кк), конец - верхний вывод ВВ15 верхней самой большой пятой Кв5 катушки 4 электрически соединенный с аналогичной катушкой другого полюса, с помощью межполюсных перемычек 9 (МП).
Как видно из схемы поочередно соединены выводы Вн1 катушки КнЗ с выводом ВС1 катушки КсЗ, НС2 - НВ2, ВВ3, - НС3, ВН4 - ВС4 и т.д.... НС14 - Н„14, ВВ15 соединен с выводами второго полюса перемычками 9 (МП).
Конструктивное расположение выводов катушек, а также переходов 11 в верхних катушках и переходов 12 в средних катушках и межкатушечных перемычек 13, 14 15 изображены на фиг.2.
В принятой схеме обмотки возбуждения шаг по выводам равен шагу по пазам ротора. В соответствии с принятой нумерацией выводов и расположения начала и конца электрической схемы и с целью упрощения технологии вывод Нн9 расположен в радиальной плоскости вывода ВВ9 и соединен радиальной межкатушечной перемычкой 13. Последующие нижние выводы нижней катушки 6 расположены со смещением на пазовое деление ротора. Верхние выводы ВВ6 и ВВ12 по выходу из паза смещены к оси большого зуба полюса на одно пазовое деление и расположены в соответствующей радиальной плоскости нижних выводов нижней катушки.
Нафиг.З изображен продольный разрез лобовой части по выводам ВВ12, НН12 и межкатушечной перемычке 13. Верхние 4 (Кв) и нижние катушки 6 (Кн) изолированы от средних катушек 5 изоляцией 16 и 17. Позицией 18 обозначен ротор, обмотка возбуждения которого укреплена бандажным кольцом 19.
На фиг.4 представлен продольный разрез по выводам НВ14, НС14 и межкатушечной перемычке 4. На разрезе обозначены расположение средних Кс и верхних катушек Кв.
На фиг.5 показан продольный разрез лобовой части по выводам ВС13, Вн13 и межкатушечному соединению 15.
На фиг.5 изображен отгиб 20 нижних катушек 6 (Кн) на вылете лобовой катушки КН1.
Для размещения нижних выводов верхних 4 и средних 5 катушек в своем кольцевом слое в секторе большого зуба, переход витков катушек 11 и 12 в лобовой части осуществлен на тангенциальном участке, расположенном непосредственно у верхних
5 выводов верхних 4 и средних 5 катушек обмотки возбуждения. Переходы 11 и 12 в лобовой части занимают тангенциально по 2,5 пазовых деления при числе витков катушки, равном двум. Одно пазовое деление в сек0 торе большого зуба использовано было для радиального размещения межкатушечной перемычки 13 при соединении соответствующих выводов верхней 4 и нижней 5 катушек.
5 Таким образом, так как число нижних выводов верхней 4 и средней 5 катушек равно числу катушек на полюс, то для их размещения в секторе большого зуба при шаге по выводам, равном шагу по пазам ротора,
0 можно предложить следующее соотношение:
Ж - Z2 , 2 ,, . Tp+Tp+Zb+Zn
5 где z - число пазовых делений ротора;
Z2 - число обмотанных пазов, равное
22 А Yi ,,
где -отношениечисла обмотанных пазов к числу пазовых делений ротора 0 2П - число пазовых делений на один полюс для осуществления перехода в лобовой части
гь - число пазовых делений для размещения смещенных выводов обмотки в зону 5 большого зуба
р - число пар полюсов.
После преобразования получим, что
в-
0
5
0
5
15+2(zn+zb)p 22
Для примера прием следующие исходные данные
р 1, zjl 40, Zn 5, гь 1.
Получим, что Xz 0,556, г 72.
При работе электрической машины осуществляется дробное параллельное жидкостное охлаждение обмотки.
Технико-экономическая эффективность заявляемого решения заключается в уменьшении длины цепи охлаждения, увеличении использования машины на 20%.
Формула изобретения
Ротор электрической машины, содержащий сердечник с пазами, обмотка каждого полюса охватывает большой зуб ротора и. состоит из отдельных разделенных по высоте паза и концентрически намотанных катушек с параллельным жидкостным охлаждением и выводами, вынесенными за
пределы лобовой части обмотки, переходы от витка к витку размещены на тангенциальном участке лобовой части и все проводники нижних катушек смещены в зоне аксиального вылеталобовых частей на высоту одного изрлированнрго проводника на стороне нижнего.довода и верхние выводы верхних и средних катуШек выведены за пределы по&оэфй части на уровне расположения соответствующих.проводников в гдазу, о т л и Ц а.ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и улучше- ния охлаждения, всё нижние выводы верхней и средней катушек выведены в своем кольцевом ряду в зоне большого зуба рото0
5
ра, катушки с гидравлически отдельными цепями охлаждения соединены электрически последовательно и поочередно по высоте паза, при этом выводы катушек каждого слоя соединены с выводами катушек нижележащего слоя, переходы в верхних и средних катушках расположены непосредственно у своих верхних выводов, а часть верхних выводов верхней катушки в лобовой части сме- щена на одно пазовое деление со смещением соответствующих выводов нижней катушки к большому зубу на одно пазовое деление при расстоянии между соседними выводами в лобовой части, равном пазовому делению ротора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обмотка ротора электрической машины | 1967 |
|
SU881938A1 |
Петлевая обмотка ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1735969A1 |
Ротор электрической машины с двухслойной многофазной обмоткой переменного тока | 1980 |
|
SU936229A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2008 |
|
RU2369952C1 |
Несимметричная петлевая обмотка | 1979 |
|
SU773838A1 |
ОБМОТКА РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1971 |
|
SU304886A1 |
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КОРОТКИМ ВЫЛЕТОМ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ | 2003 |
|
RU2310965C2 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2011 |
|
RU2474944C2 |
Многослойная обмотка ротора турбогенератора двойного питания | 1984 |
|
SU1159110A1 |
Обмотка разъемного статора для вращающейся электрической машины | 1984 |
|
SU1436896A3 |
Сущность изобретения: обмотка каждого полюса ротора охватывает большой зуб и состоит из отдельных катушек (1), с параллельным жидкостным охлаждением. Верхние выводы катушек (4,5) расположены по разные стороны оси большого зуба (7), а нижние - в секторе большого зуба (7), Переход витков (8) выполнен вблизи от верхнего вывода. Выводы нижних катушек (6) выполнены перекрывающимися. В качестве межполюсных соединений использованы перемычки (9). 5 ил.
шн
MJv bJufh
11 Wf
Щ MS. „ HH9 u Ml10
XcS
TO-UT
8 $Jct ecaftsCfO
/Л-ff ftf2Hc 4 Scl Set.
-КнЗ
-мг
-Mf
t/ff BttlBHtO 8M
QJtizf
сг rco г0W
Фд.рд№Ы& 8 г
Ш W ZWSSHW $н
Ш «4 Mi № М1
i$
47
Фиг k its MM Jl
1$
ОБМОТКА РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 0 |
|
SU304886A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Обмотка ротора электрической машины | 1967 |
|
SU881938A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-12-15—Публикация
1989-05-10—Подача