1
Изобретение относится к устройствам сигнализации и контроля величины скорости и предназначено для установки на автомобилях с целью повышения безопасности движения.
Известно устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля, содержашее звуковой индикатор превышения скорости, враш,ающийся магнит, которым снабжен спидометр, индукционную катушку и блок преобразования заданной частоты электрических импульсов в электрический сигнал, снабженный переключателем пределов допустимой скорости автомобиля, причем к выходу этого блока подключен генератор звукового сигнала, нагруженный на телефон 1.
Недостатком этого устройства является то, что оно только предупреждает водителя о превышении допустимой скорости автомобиля, но не анализирует характер этого превышения и не фиксирует факты преднамеренного превышения этой скорости.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для контроля превышения допустимой скорости автомобиля.
содержащее датчик скорости, подключенный к входу порогового преобразователя, выход которого через релейный коммутатор соединен с входом блока выдержки времени, и генератор импульсов, соединенный с узлом внешней звуковой сигнализации J2.
Однако в этом устройстве также не обеспечивается возможность достоверной фиксации фактов преднамеренного превышения скорости, что отрицательно сказывается на эффективности контроля.
10
Цель изобретения - повышение эффективности контроля.
Эта цель достигается тем, что устройство для контроля превышения допустимой скорости движения снабжено блоком само 5 контроля, подключенным к входу порогового преобразователя, узлом внешней световой сигнализации и блоком памяти фактов преднамеренного превышения скорости, подключенным входом к выходу блока выдержки времени, а выходом - к цепям пи20тания узла внешней световой сигнализации и генератора импульсов.
Кроме того, блок памяти фактов преднамеренного превышения скорости выпол нен на двухобмоточном двухпозиционном
реле, в цепь питания одной из обмоток которого включена кнопка сброса, один из контактов которого включен в цепь питания генератора импульсов, а другой последовательно с контактом релейного коммутатора в цепь питания узла внешней сигнализации.
Кроме того, устройство снабжено счетчиком, подключенным к выходу блока выдержки времени.
На чертеже представлена схема одного из возможных вариантов выполнения устройства для контроля превышения допустимой скорости автомобиля.
Устройство содержит датчик скорости, состоящий, например из вращающегося магнита 1, спидометра и индукционной катушки, 2, укрепленной на крышке спидометра, пороговый преобразователь 3 частот электрических импульсов в электрический сигнал, снабженный переключателем с кнопками 4 и 5, имеющими два положения, соответствующих двум пределам допустимых скоростей автомобиля (например 60 и 90 км/ч) и соединенный выходом с коммутатором, выполненным на реле 6, имеющим контакты 6.1-6.2.
Устройство содержит также блок выдержки времени, например конденсаторное реле времени, включающее в себя транзистор 7, в эмиттерную цепь которого включен стабилизатор 8, а к базе подключен общий провод RC-цепи, состоящий из последовательно соединенных конденсатора 9 и резистора 10, причем второй вывод резистора 10 соединен через диод 11 с проводом 12, который является и входом блока выдержки времени. Выходным каскадом этого блока является транзистор 13. Устройство содержит также блок памяти фактов преднамеренного превышения скорости, выполненный на двухобмоточном двухпозиционном реле 14 с контактами 14.1 -14.2, одна из обмоток которого включена в коллекторную цепь транзистора 13,,а другая через кнопку 15 сброса, реле 14 в исходное положение подключена к проводу питания устройства. Эта кнопка является кнопкой возврата реле 14 в исходное состояние. Устройство имеет также электромеханический счетчик импульсов, обмотка 16 электромагнита которого также включена в качестве нагрузки транзистора 13. Устройство содержит также генератор 17 импульсов с подключенным к нему выходным реле 18, имеющим контакты 18.1 -18.2 и узел внещней световой сигнализации с сигнальной лампой 19. Блок самоконтроля содержит генератор 20 контрольной частоты, выход которого подключен к дополнительной обмотке 21, индуктивно связанной с индукционной катушкой 2 датчика скорости. Общий провод электропитания («масса автомобиля) подключен к зажиму 22, к зажиму 23 подключен провод электропитания устройства, а к зажиму 24- цепь включения узла внещней звуковой сигнализации, например, звукового сигнала 25 автомобиля. Зажим 26 соединен с положительной шиной источника питания.
Устройство устанавливается на приборной панели автомобиля, однако оно может
быть встроено непосредственно в корпус спидометра. Сигнальная лампа 19 .установлена на автомобиле так, чтобы ее сигналы были видны извне.
Устройство работает следующим образом.
При включелии зажигания автомобиля подается электропитание на зажим 23. В качестве исходного принимается состояние, когда автомобиль неподвижен, а в устройстве нажата кнопка 4, что соответствует
включению низщего предела допустимой скорости (60 км/ч). При этом все реле устройства остаются обесточенными, а лампа 19 выключена.
При движении автомобиля в индукционной катушке 2 под действием переменного магнитного поля, создаваемого вращающимся магнитом I спидометра, наводится ЭДС электромагнитной индукции, которая поступает на вход порогового преобразователя 3. Наведенная ЭДС, частота которого
5 Пропорциональна скорости движения автомобиля, усиливается и сравнивается с пороговой величиной, установленной переключателем предела величины допустимой скорости. При превыщении заданного этим переключателем значения скорости, на выходе преобразователя 3 появляется напряжение, поступаю, щее на обмотку реле 6, которое, срабатывая, замыкает контакт 6.2 в цепи звукового сигнала 25, контактом 6.1 размыкает цепь непосредственного включения лампы 19 и подает напряжение электропитания на провод 12, т. е. на вход блока выдержки времени и через замкнутый контакт 14.1 реле 14- на генератор 17 импульсов, нагрузкой которого служит обмотка реле 18. Срабатывая с частотой генератора 17, реле 18 замыкающими контактами 18.1 и 18.2 периодич ески замыкает цепи электропитания лампы 19 и звукового сигнала 25. Наличие этих сигналов является предупреждением о том, что в данный момент автомобиль превысил допустимую скорость. Так как при этом контактом 6.1 реле 6 включен блок выдержки времени, то через цепь, образованную диодом 11 и резистором 10, идет процесс заряда конденсатора 9. Если в течение некоторого времени, например 12-14 с, скорость автомобиля будет снижена до допустимой величины, реле 6 вновь обесточится, его контакты 6.1 и- 6.2 возвратятся в исходное состояние и сигналы прекратятся. Это означает, что превышение допустимой скорости было случайным, непреднамеренным
5 и устройство его не зафиксировало. Если же несмотря напредупредительные сигналы, водитель не примет мер к снижению скорости, то конденсатор 9 зарядится до величины, превышающей падение напряжения на стабилитроне 8, транзисторы 7 и 13 откроются сработает реле 14 и электромагнит счетчика импульсов, показания которого возрастут на единицу. При этом контакт 14.1 реле 14 подключит генератор 17 непосредственно к проводу электропитания, а контакт 14.2, несущий функции блок-контакта этого реле, разомкнет цепь непосредственного включения лампы 19. Теперь при снижении скорости автомобиля до допустимой величины реле 6 контактами 6.1 и 6.2 обесточит цепи включения блока выдержки времени и звукового сигнала 25, но реле 14 останется переключенным в позицию противоположную исходному состоянию. П.ри этом лампа 19 будет гореть мигающим светом, сигнализируя о том, что устройством зафиксировано преднамеренное превышение допустимой скорости автомобиля, ле 14 может возвратиться в исходное состояние лищь при включении кнопки 15 сброса, однако она опломбирована и к ней имеют доступ только работники Госавтоиспекции. Если вскоре после случайного кратковременного превышения допустимой скорости (не зафиксированного устройством), произойдет повторное превышение скорости, то оно будет зафиксировано тем, скорее, чем прощло времени с момента предыдущего нарушения. Это происходит потому, что после выключения блока выдержки времени конденсатор 9 остается заряженным до той величины, до которой он успел зарядиться в период, когда скорость автомобиля была выше допустимой. Цепь разряда конденсатора 9 блокирована диодом 11, поэтому он разряжается очень медленно (15-20 мин) При кратковременных, но частых повторных превышениях допустимой скорости конденсатор 9 быстро дозарядится до полного напряжения и устройство зафиксирует превышение скорости как преднамеренное.
Если нажать кнопку 5, т. е. установить более высокий предел допустимой скорости, то замыкающий контакт этой кнопки замкнется и подключит лампу 19 в цепь электропитания. При движении автомобиля с допустимой скоростью лампа 19 будет гореть непрерывным (немигаюшим) светом, сигнализируя о том, что водителем включен более высокий предел допустимой скорости. В остальном устройство работает аналогично описанному выше.
Блок самоконтроля, предназначенный для проверки правильности работы устройства прн неподвижном автомобиле, работает следующим образом. Если не нажать обе кнопки 4 и 5, через цепь, образованную последовательно включенными размыкающими контактами этих кнопок, .включается генератор 20 контрольной частоты.- Этот генератор вырабатывает электрические импульсы с частотой, заведомо превышающей частоту, индуцируемую в индукционной катушке 2 при движении автомобиля с максимальной допустимой скоростью. Так как генератор 20 нагружен на обмотку 21, индуктивно связанную с обмоткой индукционной катушки 2, то работа блока самоконтроля искусственно имитирует факт превышения допустимой скорости автомобиля и, таким образом, позволяет убедиться в правильности работы устройства.
Предлагаемое устройство просто в изготовлении и эксплуатации, оно сохраняет
0 свою работоспособность при воздействии вибраций и температуры окружающего воздуха от - 50 до + 50°С, что вполне отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильной аппаратуре.
, Учитывая, что превышение допустимой скорости является основной причиной дорожно-транспортных происшествий, массовое применение предлагаемого устройства позволит значительно повысить безопасность дзижения автомобилей.
0
Формула изобретения
1. Устройство для контроля прерыше, ния допустимой скорости автомобиля, содержащее датчик скорости, подключенный к входу порогового преобразователя, выход которого через релейный коммутатор соединен с входом блока выдержки времени, и генератор импульсов, соединенный с узлом внешней звуковой сигнализации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности контроля, оно снабжено блоком самоконтроля, подключенным к входу порогового преобразователя, узлом внешней световой сигнализации и блоком памяти фактов преднамеренного превышения скорости, подключенным входом к выходу блока выдержки времени, а выходом - к цепям питания узла внещней световой сигнализации и генератора импульсов.
;2. Устройство по п. 1, отличающееся тем,
0 что блок памяти фактов преднамеренного превышения скорости выполнен на двухобмоточном двухпозиционном реле, в цепь питания одной из обмоток которого включена кнопка сброса, один из контактов которого включен в цепь питания генератора импульсов, а другой последовательно с контактом релейного коммутатора - в цепь питания узла внешней световой сигнализации. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено счетчиком, подклю0ченным к выходу блока выдержки времени.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Автомобильный звуковой индикатор скорости «Сигнал ВТУ УССР
№ 1248-5-75,Киев.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 151576, кл. В 60 а 11/00, 1961 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сигнализатор и регистратор превышения скорости автомобиля | 1961 |
|
SU151576A1 |
Устройство для сигнализации о предельно допускаемой скорости транспортного средства | 1981 |
|
SU1068812A1 |
УСТРОЙСТВО СТАШЕВСКОГО И.И. ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2171501C2 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛОВ РАДАРНЫХ УСТАНОВОК КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОТРАССАХ | 2003 |
|
RU2254583C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2406157C2 |
УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2005 |
|
RU2308385C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АВТОМОБИЛЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 1999 |
|
RU2160674C1 |
СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА И ОПОВЕЩЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ | 2013 |
|
RU2519169C1 |
Устройство для проблесковой сигнализации | 1989 |
|
SU1672215A1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ | 2013 |
|
RU2565159C2 |
Авторы
Даты
1982-06-23—Публикация
1979-11-01—Подача