Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам скольже ния, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве регулируемого подшипника скольжения в условиях повышенной образивности среды. Известен регулируемый подшипник скольжения, в котором радиальный зазор регулируется при помощи специального нажимного устройства нажимной пружины 1. Однако известный регулируемый подшипник скольжения при изнашивании вкладышей за смет изменения характе ристики пружины имеет непостоянную силу поджатия, что при значительных величинах износа приводит к неизбежному увеличению радиального зазора, к невозможности его регулирования и к дальнейшему выходу из строя подшипникового узла. Целью настоящего изобретения является обеспечение постоянства натяг Эта цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус, конусную антифрикционную втулку, втулку-компенсатор натяга и упирающееся в ее торец поджимное устройство, поджимное устройство выполнено в виде подпружиненного клина-кулачка с профилем рабочей поверхности, образуемым кривой, определяемой по следующей зависимости где с - жесткость пружины; F - сила лоджатия втулки-компенсатора-, Хо- рабочий ход клина-кулачка; у,х - текущие координаты кривой рабочей поверхности клинакулачка. На фиг. i показан подшипниковый узел, разрез; на фиг. 2 -. схема уси ЛИЙ в механизме клина-кулачка.
39
Подшипниковый узел состоит из копуса 1, конусной антифрикционной втулки 2, втулки-компенсатора 3 натяга и крышки k, В крышке k расположена нажимная крышка 5, которая прижимается к втулке 3 с помощью клина-кулачка 6, закрепленного на подвижном штоке 7, перемещающемся 3 направляющих втулках 8. Пружина 9 прижимает клин-кулачок 6 к нажимной крышке 5. Профиль клина-куламка
выполнен таким образом, что усилие, I
выбирающее зазор, возникающий в результате износа, остается постоянны
Устройство работает следующим об разом.
При появлении износа рабочих поверхностей нажимная крышка 5 под действием усилия пружины 9 и специального профиля клина-кулачка 6 перемещает втулку-компенсатор 3 и антифрикционную втулку 2 в осевом направлении на величину, компенсирующую износ. Наличие конических втулок и устройства регулирует как радиальную, так и осевую нагрузку. Автоматическая компенсация износа приводит к сохранению точности вращения на протяжении всего периода эксплуатации подшипникового узла.
Использование такого подшипника позволяет повысить работоспособност подшипниковых узлов, надежность которых существенно сказывается на повышении надежности и устойчивости работы механизма в целом.
Формула изобретения
Подшипник скольжения, содержащий корпус, конусную антифрикционную втулку, втулку-компенсатор натяга и упирающееся в ее торец поджимное устройство, отличающийся тем, что, с целью обеспечения постоянства натяга, поджимное устройство выполнено в виде подпружиненного клина-кулачка с профилем рабочей поверхности, образуемым кривой, определяемой по следующей зависимости
сх
(X,
г).
У
где с - жесткость пружины;
F - сила поджатия втулки-компенсатора-,
X - рабочий ход клина-кулачка; у,х - текущие координаты кривой рабочей поверхности клинакулачка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 4112 1 , кл. F 16 С 25/0, 1971 (прототип).
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU989191A2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351813C1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2478841C1 |
Опора скольжения | 1980 |
|
SU1059300A1 |
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2011 |
|
RU2465986C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2086816C1 |
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2132980C1 |
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ СКОЛЬЗЯЩИЙ ТОКОСЪЕМНИК | 2000 |
|
RU2193810C2 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС | 2002 |
|
RU2210005C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ШТОКА ГЛУБИННОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2201529C2 |
Авторы
Даты
1982-06-23—Публикация
1980-04-17—Подача