(54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
- - . Изобретение относится к узлам ,
тяжелонагруженных шарниров, преимущественно реверсивного трения транс портных, дорожно-стронтельных машин и другого оборудования.
По основному авт.св. fT 411241 известен подшипник скольжения, содержащий корпус, антифрикционную втул ку и взаимодействующую с ней по конусной поверхности втулку-компенса-тор натяга, упирающуюся своим торцом в поджимное устройство Г1.
Однако для известного подшипника характер : неспособность поджимного устрой ства компенси|9овать износ по цилиндрической поверхности сопряжения; отсутствие компенсационных устройств для увеличения предварительного сжатия пружины при изменении ее (грузовой ) упругой характеристики, т.е. при частичной потере жесткости; отсутствие устройства для автоматической подачи смазки к поверхностям трения, что неблагоприятно
сказывается на долговечности сопряжения..
Цель изобретения - увеличения надежности работы путем автокомпенсаини износа рабочих поверхностей, увеличение пределов компенсации зазора и повышение ресурса поверхносi тей трения.
Поставленная цель обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения,
to
Содержащем корпус, антифрикционную втулку и взаимодействующую с ней по конусной поверхности втулку-компенсатор натяга, упирающуюся своим торцом в поджимное устройство, втул
15 ка-компенсатор натяг,а выполнена в виде прикрепленной к корпусу тарельчатой пружины и кольцевой прокладки, расположенной между корпусом и пружиной и изготовленной иа того
20 же материала, цго и антифрикционная втулка, например, иэ полимера, втулка -компенсатйр натпга выполнена со сквозным винтовым пазом,а поджимное устройство снабжено винтовой парой, регулирующей- предварительное сжатие пружины. На чертеже изображен шарнирный узел с предложенным подшипником, поперечный разрез. Подшипник скольжения устроен следующим образом. Корпус подшипника в виде цапфы 1 с запрессованным .стальным кольцом 2 вала 3 взаимодействует по конической поверхности с втулкой-компенсатором Ц натяга, а с другой цилиндрической поверхностью-кольцом 2 вилки 5- Цапф 1 является частью вилки 5, в которой установлен такой же подшипник скольжения. В средней части вал 3 сопряжен с серьгой 6 и закреплен в ней. При износе величина осадки втулки-компенса тора обеспечивается за счет упруго тарельчатой пружины 7, упирающейся с одной стороны в торец втулки-ком-пенсатора, а с другой - в торцы гайки 8 и упорного фланца 9, соединенных при помощи гильзы 10, располо женной внутри пустотелого вала 3 и соединенной с ним при помощи шпонок П. Поверхности трения втулки-компенсатора k защищены от пыли при помощи уплотнительных колец 12. Вал 3 закреплен в серьге 6 при помощи болтового соединения 13. Гильза 10 имеет в средней части резервуар для смазки и устройство для ее подачи к поверхностям трения под давлением под действием усилия пружины 15. Гайка 8 гильзы 10 имеет стопорное устройство 16, устра няющее самоотвинчивание резьбы. . Поверхности трения подшипника скольжения и маслоподводящие каналы защищены от влияния коррозионно-абра :зивной среды при помощи крышек 17 и уплотнителей 12. Дозаправка смазочного устройства 18 осуществляется посредством масленки 19. Втулка-компенсатор k выполнена с цилиндрической нагрузкой и конусной внутренней поверхностью трения из антифрикционного материала и соп жена с конической поверхностью вала 3 и цилиндрической поверхностью кол ца 2 цапфы 1,причем втулка-компенса тор выполнена разрезной по винтов I поверхности с пазом шириной,позволя щей сближение витков компенсатора п мере износа поверхностей трения. а торцы выполнены кольцеобразными сплошными. Винтовая поверхность втулки-компенсатора представляет собой упругий элемент и выполнена таким образом, что площадь поперечного сечения витков является равновеликой. Шарнирное устройство нагружено рабочим усилием Q , которое поровну распределяется между подшипниками вилки 5 так, что на каждый подшипник действует радиальное усилие 0,5G(арнир работает в условиях ревер|сивного трения. Угол поворота вилки 5 относительно оси симметрии составляет 5 90°±2 в сторону. Автокомпенсация зазора в предложенном подшипнике осуществляется следующим образом. При качательном движении серь.ги 6 вал 3 совершает возвратно-вращательное движение. Вместе с валом 3 совершают такое же движение и втулка-компенсатор , гайка 8, фланец 9, с упругой пружиной 7. Втулка-компенсатор t по конической поверхности сопрягается с валом 3. При износе цилиндрической поверхности трения под действием упругой пружины 7 и сил затяжки гайки 8 втулка-компенсатор 4 уменьшается по высоте Н, увеличивается виток спирали в диаметре и компенсируется зазор. По конической поверхности трения и по цилиндрической под действием упругих сил образуются натяги, обеспечивающие подви хность соединений без зазоров и ударов при динамическом характере нагрузки. С целью возможности удлинения каждого оитка от приложения равных сил и сохранения постоянного расстояния витками площадь в сечении витков разрезной втулки выполнена одинаковой. По мере износа цилиндрической поверхности трения расстояние между витками втулки-компенсатора умень-. шается. Таким образом, предло1кенное устройство обеспечивае-г автокомпенсацию зазора в сопряжении между цилиндрическими и коническими поверхностями трения, повышается надежность, долговечность работы шарниров, предупреждает преждевременный износ в зазорах в паре трения при динамическом характере действия нагрузки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора скольжения | 1980 |
|
SU1059300A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351813C1 |
Шарошечное долото | 1989 |
|
SU1700189A1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2478841C1 |
Подшипник скольжения | 1986 |
|
SU1470997A1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351812C1 |
Подшипник скольжения | 1980 |
|
SU937809A1 |
Подшипник скольжения | 1986 |
|
SU1525356A1 |
УЗЕЛ ЛЮЛЕЧНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ КУЗОВА К ТЕЛЕЖКЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2241624C1 |
Опора скольжения | 1988 |
|
SU1564422A2 |
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-06-11—Подача