СП
со
Изобретение относится к шарнирным узлам тяжело нагруженных сцепных устройств механизмов, преимущественно транспортных и дорожно-стррительных машин.
Известна опора скольжения, содержащая корпус, вал, опорные поверхности которого выполнены коническими, а также регулировочные элементы, обеспечивающие перемещение опорных деталей, что создает возможность регулировки рабочего зазора опорь 1.
Недостатком опорь сольжения является интенсивный износ сопрягаемых поверхностей.
Известна также опора скольжения, содержащая охватывающий вал, корпус с антифрикционной втулкой и взаимодействующую с ней по конической поверхности втулку-компенсатор натяга, контактирующую с поджимным устройством, которое выполнено в виде тарельчатой пружины, обеспечивающей регулировку рабочего зазора в опоре 2.
Недостатком известной опорь является Низкая Надежность ввиду возможности изменения упругой характеристики тарельчатой пружины особенно при высоких нагрузках длительного действия.
Цель изобретения - повышение надежности автокомпенсации зазора при трении и износе рабочих поверхностей.
Указанная цель обеспечивается тем, что опора скольжения, содержащая охватывающий вал, корпус с антифрикционной втулкой и взаимодействующую с ней по конической поверхности втулку-компенсатор, натяга, контактирующую с поджимным устройством, снабжена самоустанавливающимися шарнирными элементами, установленными между торцами втулки-компенсатора и поджимного устройства, а втулка-компенсатор выполнена составной из двух конических колец, сопряженных между собой по цилиндрической поверхности при помощи шпонки, и установлена плавающей относительно вала и корпуса, при этом самоустанавливающиеся щарнирные элементы выполнены с возможностью взаимодействия с каждым из конических колец втулки-компенсатора.
Кроме того, поджимное устройство выпол нено в виде пустотелой упругой гильзы с крь1щками, шайбами и гайками на торцах, а упругая гильза размещена в центральной полости рабочего вала.
На фиг. 1 изображена опора, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Опора скольжения содержит корпус 1, антифрикционную втулку 2, вал 3, втулкукомпенсатор натяга, выполненную составной из двух конических колец 4 и 5, сопряженных между собой по цилиндрической поверхности.
Кольца 4 и 5 втулки-компенсатора соединены при помощи щпонки 6. Самоустанавливающийс-я шарнирньш элемент 7 выполнен составным из фигурнь1х сегментов.
торцы KOTOpbix выполнены тороидальными и которьге Е;заимодействуют с упорной шайбой 8. В центральной полости вала 3 размещена пустотелая гильза 9. Крепление составных частей шарнирного элемента 7 в упорной шайбе 8 производится при помощи фигурных скоб 10, которые обеспечивают в случае необхбдимости подвижность элементов по тороидальной поверхности.
Пустотелая гильза 9 имеет упругий элемент 11, крепится фитурными гайками 12 и контрится стопорной шайбой 13. В центральной пустотелой части гильзы 9 размещен резервуар 14 для смазки с 15, в котором встроен шариковый клапан 16 и соединен спиральной гибкой трубкой 5 17 с маслоприемником 18. Поршень 15 поддерживается пружиной 19. Поверхности трения подшипника защищены крь1шкой 20 и уплотнительными резиновыми кольцами 21. Гильза 9 имеет пробку 22 и заглушку 23 и фиксируется на рабочем валу 3 шпонками 24. Подплунжерная полость 25 составляет резервуар узла смазки и сообщается маслопррводящими каналами 26-28 с поверхностями трения подшипника.
Уплотнение опорь прризводится резино5 выми, войлочными или полиэтиленовыми кольцами.
Опора работает следующим образом.
Радиальная нагрузка Qд от серги передается рабочему валу 3 который может совершать реверсивное или полноповоротное 0 движение через конические поверхности колец 4 и 5 втулки-компенсатора натяга, втулки 2 и корпуса 1 в виде опорных реакций R.
Автокомпенсация рабочего зазора между коническими поверхностями рабочего вала 3 и кольцами 4 и 5 втулки-компенсатора 5 осуществляется следующим образом.
Упругая гильза 9, представляющая собой (при затяжке гаек 12) поджимное устррйство в виде упругого элемента 11, опирается опорной нижней цилиндрической частыо с одной сторрны на соответствующую поверхность упорной шайбы 8, а с другой верхней, - на фигурн ые гайки 12.
При затяжке гаек 12 резьбового хвостоъика поджимного устррйства упругой гильзы 9 упругий элемент 11 работает только 5 На растяжение и удлиняется на определенную величину Д1, обеспечивая таким образом автокомпенсацию зазора между коническими по.верхностями трения в пределах упругих деформаций, контактирующих между собой микррнеррвностет, разделенных 0 слоем смазки, этих деталей.
При этом упорная шайба 8 верхнего и нижнего подшипника через составной шарнирвын элемент 7 передает усилия от упругого элемента 11 гильзы 9 на кольца 4 и 5 втулки-компенсатара йатяга, которые, 5 перемещаясь одно относительно другого по цилиндрической поверхности, выбирают зазор между поверхностями рабочего вала 3 и антифрикционной втулкой 2. В процессе работы шарнира поверхности трения прирабатываются. Может возникнуть случай неравномерной приработки колец 4 и 5 втулки-компенсатора. Для компенсации различных зазоров между коническими поверхностями трения происходит осевое перемещение колец 4 и 5 по цилиндрической поверхности до того момента, пока не установится зазор между коническими поверхностями трения подшипника. Кольца 4 и 5 втулки-компенсатора натяга от взаимного поворота по цилиндрической поверхности зафиксированы шпонкой 6. Составные части переходного элемента 7 имеют возможность проворачиваться в гнездах упорной шайбы 8 по цилиндрической упорной части. Пружинная фигурная скоба 10 не препятствует повороту секторов переходных элементов, а удерживает их от выпадания при монтажных работах. Смазка поверхностей трения осуществляется посредством заправки от нагнетателя смазочного устройства через маслоприемник 18, спиральную трубку 17, шариковый клапан 16. При этом поступая от нагнетателя через маслоприемник 18 и трубку 17, смазка сжимает пружину клапана через сверление в поршне и поступает в резервуар для смазки, перемещая порщень 15 и сжимая пружину 19. При снятии давления заправки клапан 16 под действием пружины закрывается. По мере расходования смазка из резервуара по каналам 26-28 поступает к поверхностям трения под давлением усилия пружины 19 поршня 15. Так как поверхности трения втулки 2, колец 4 и 5 втулки-компенсатора и вала 3 сопряжены между собой с минимально возможным зазором, который равен величине упругих деформаций контактирующих между собой микронеровностей, разделенных слоем смазки, то отсутствуют условия для дополнительного динамического нагружения этих сопряжений при ударах, а износ по коническим поверхностям контактирующих деталей будет незначителен, периодической регулировки зазора в сопряжении не требуется, чем упрощается проведение технического обслуживания. Таким образом, предложенное устройство обеспечивает автокомпенсацию зазора в сопряжении между поверхностями трения, облегчает проведение технического обслуживания, повышает надежность и долговечность работы шарниров. Применение предложенного подшипника скольжения в тяжело нагруженных шарнирах машин соляной отрасли (в сцепных устройствах самосвальных автопоездов МОАЗ, опорах трансмиссионных валов солекОмбайнов, шарнирных скрепленных озерных железнодорожных путей, шарнирах канатно-цепных пил ППГ-1 и других механизмах) обеспечивает надежную работу, увеличивает долговечность, уменьшает объем работы и время на техническое обслуживание, исключает случаи загрязнения окружающей среды и месторождения поваренной соли смазочными материалами, и что даст значительный экономический эффект. 12 гЗ 7 %г/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU989191A2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351813C1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2186266C2 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2478841C1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2351812C1 |
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2182245C1 |
Маслораспределительное устройство гидроагрегата | 2019 |
|
RU2727113C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ БЕЗМАСЛЕННОГО ТИПА С АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ | 2003 |
|
RU2241148C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГАСИТЕЛЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ И ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1998 |
|
RU2222732C2 |
РОЛИК ПОРШНЯ ПРЕСС-ПОДБОРЩИКА | 1992 |
|
RU2063119C1 |
1. ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая охватывающий вал, корпус с антифрикционной втулкой и взаимодействующую с ней по конической поверхности втулку-компенсатор натяга, контактирующую с поджимным устройством, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности автокомпенсации износа рабочих поверхностей,она снабжена самоустанавливающимися щарнирными элементами, установленными между торцами втулки-компенсатора и поджимного устройства, а втулка-комплексатор выполнена составной из двух конических колец, сопряженных между собой по цилиндрической поверхности при помощи шпонки, и установлена плавающей относительно вала и корпуса, при этом самоустанавливающиеся щарнирные элементы выполнены с возможностью взаимодействия с каждым из конических колец втулки-компенсатора. 2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что поджимное устройство выполнено в виде пустотелой упругой гильзы с крыщками, щайбами и гайками на торцах. Q 3. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что пустотелая упругая гильза размещена в (Л центральной полости рабочего вала.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент Англии № 1149853, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
1971 |
|
SU411241A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-12-07—Публикация
1980-08-27—Подача