(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБВОДНЕННЫХ ГРУНТОВЫХ КАРЬЕРОВ
1
Изобретение относится к механизмам для добычи грунта со дна рек и может быть использовано в гидротехническом и дорожном строительстве.
Известно устройство для добычи грунта со дна водоемов, выполненное в виде одноковшового экскаватора с рабочим оборудованием драглайн и обратная лопата, располагаемое на берегу 1.
Одноковшовые экскаваторы имеют ограниченный радиус резания вследствие подмыва откосов стоянки машины при извлечении ковша с грунтом из воды. Канатно-скреперные установки имеют увеличенный по сравнению с однокобшовыми экскаваторами радиус копания за счет устройства отдельных головной и хвостовой опор башенного типа и передвигаемых вместе с тяговой лебедкой по мере отработки карьера.
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для .разработки обводненных грунтовых карьеров, содержащее самоходную береговую базовую машину с лебедками, трособлочную систему с плавучей хвостовой опорой в виде понтона и ковш драглайна, связанный с лебедками 2.
Недостатком этой конструкции является необходимость использования для передвижки хвостовой опоры дополнительного силового оборудования или устройства, например буксирного судна, бульдозера на другом бе5 регу и т. п. Другим его недостатком является нерегулируемое повышение сил сопротивления при копании грунта по мере заглубления и заполнения ковша. Разгрузка ковша производится в одно и то же место, за,Q фиксированное относительно базы тяговой лебедки, что затрудняет сооружение широкопрофильных дамб и насыпей. Все это повышает энергоемкость разработки и трудозатраты.
Цель изобретения - снижение энергоем15 кости и трудозатрат разработки грунта.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для разработки обводненных грунтовых карьеров, содержащее самоходную береговую базовую машину с лебедками, трособлочную систему с плавучей хвостовой опорой в виде понтона и ковш драглайна, связанный с лебедками, снабжено расположенным с возможностью взаимодействия с ковшом кайтователем, закрепленным на базовой машине, с которой связан понтон посредством анкеровочного троса, имеющего скобу на конце, причем точка крепления троса к смещена от центра скобы к носу понтона, а днище ковша в продольном сечении выполнено криволинейным. Точка крепления анкеровочного троса к скобе смещена от середины скобы к носу понтона на расстояние 0,25-0,30 длины корпуса понтона. Кантователь ковща связан с базовой машиной посредством направляющих и опорных роликов, установленных с возможностью перемещения и фиксации на направляющих. Такое выполнение устройства обеспечивает закрепление плавучей хвостовой опоры по отношению к направлению потока с фиксацией понтона в заданной точке без использования дополнительной силовой установки вследствие уравновешивания напора реки, гидродинамического усилия, возникающего при обтекании понтона потоком и сил упругости в анкеровочном тросе. Криволинейный профиль днища ковша способствует его выглублению по мере заполнения грунтов, так как .при этом центр тяжести ковша с грунтом смещается назад и возникает момент сил, направленный по отношению к режущей кромке вверх. При этом значительно уменьшается сопротивление копанию и появляется возможность автоматизировать регулировку его величины по мере заполнения ковша грунтом. Установка на базовой машине кантователя ковша с изменяемым вылетом позволяет производить разгрузку грунта в заданной зоне отвала. На фиг. 1 показано устройство на базе гусеничного стрелкового крана или экскаватора-драглайна; на фиг. 2 - схема разработки грунта; на фиг. 3 - кантователь; на фиг. 4 - вид А на фиг. 3; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 3. Кран или экскаватор 1 установлен на берегу. С ним с помощью анкеровочного троса 2, скобы 3 и шарнирно закрепленного блока 4 связан понтон 5. Подъемный трос 6 базовой машины так же как и тяговый трос 7 запасован на ковше 8 драглайна. Кантователь 9 ковша смонтирован на шкворне пяты стрелы базовой машины посредством направляющих 10 с возможностью перемещения и фиксации и выполнен в виде рамки, размеры которой больше ширины и длины ковша. Кантователь опирается на пяту стрелы посредством роликов 11. Устройство работает следующим образом. Для доставки ковша 8 в забой выбирают подъемный трос 6. При этом привод тягового троса отключен. Для набора и транспортировки грунта выбирают тяговый трос 7 при отклк)ченном приводе подъемного троса 6. Разгрузку ковша 8 производят с помощью кантователя 9. Нижняя часть ковша улавливается рамкой кантователя. Дальнейшее выбирание тягового троса 7 приводит к повороту ковша относительно рамки и его разгрузке. После этого ковш возвращают в забой и цикл повторякуг. По мере отработки полосы карьера базовую машину 1 вместе с заанкеренным за нее понтоном 5 смещают по фронту вдоль берега на 2-3 м, не изменяя положения стрелы в плане. При этом понтон перемещается в ту же сторону от действия течения водной среды. Применение устройства за счет исключения из комплекта силовой установки для перемещения понтона уменьщает энергоемкость разработки грунта и трудоемкость подготовительных операций в процессе разработки. Формула изобретения 1. Устройство для разработки обводненных грунтовых карьеров, содержащее самоходную береговую базовую машину с лебедками, трособлочную систему с плавучей хвостовой опорой в виде понтона и ковш драглайна, связанный с лебедками, отличающееся тем, что, с целью снижения энергоемкости разработки и трудозатрат, оно снабжено расположенным с возможностью взаимодействия с ковшом кантователем, закрепленным на базовой машине, с которой связан понтон посредством анкеровочного троса, имеющего скобу на конце, причем точка крепления троса к скобе смещена от центра скобы к носу понтона, а днище ковша в продольном сечении выполнено криволинейным. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что точка крепления анкеровочного троса к скобе смещена от ее середины к носу понтона на расстояние 0,25-0,30 длины корпуса понтона. 3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что кантователь ковща связан с базовой машиной посредством направляюших и опорных роликов, установленных с возможностью перемещения и фиксации на направляющих. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Разработка обводненных песчано-гравийных месторождений с использованием экскавационных машин. Обзор изд. «ЦНИИТЭИ Министерства промстройматериалов. М., 1966. 2.Excavation Engineer США, 1963, № 5, с. 17 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДЕМОНТАЖА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2014 |
|
RU2565118C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОБЫЧИ САПРОПЕЛЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ | 2010 |
|
RU2447234C1 |
Рабочее оборудование экскаватора-драглайна | 1987 |
|
SU1469034A1 |
Экскаватор-драглайн | 1989 |
|
SU1810426A1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА | 1992 |
|
RU2015255C1 |
Способ прокладки подводного трубопровода | 1981 |
|
SU1002466A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ОБВОДНЕННЫХ ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2001 |
|
RU2186215C1 |
КОВШ ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА | 1991 |
|
RU2018574C1 |
ЗЕМЛЕСОСНЫЙ СНАРЯД | 1992 |
|
RU2013497C1 |
Стенд для исследования процесса копания грунта ковшом экскаватора-драглайна | 1990 |
|
SU1751269A1 |
Ж
Фи2.3
0идб
JL
фиг.
Авторы
Даты
1982-07-07—Публикация
1979-07-30—Подача