Линейный электродвигатель "Бимарпол Советский патент 1982 года по МПК H02K41/02 

Описание патента на изобретение SU942217A1

1

Изобретение относится к эпектромашиностроению и может быть использовано при конструировании эпектроприводов возвратно-поступатепьного движения и прямолинейного перемещения с широким диапазоном регулирования скорости.

Известен гганейный эпектродвигатепь, содержащий две подвижные друг относительно друга части, одна из которых включает магнитопровод с равномерным Q чередованием участков высокой и низкой магнитной проницаемости, а другая - магнитопровод переменного сечения, несущий в средней части систему возбуждения, а в крайних, длиной 2 С каждая - якор- 15 ную обмотку из двух катушечных групп с равным количеством секций в группе.

Однако известная конструкция, наряду с очевидными преимуществами, связанными с большой экономией меди и рав- 20 номерностью тягового усилия, характеризуется значитепьным уменьшением КПД происходящим из-за того, что часть активных сторон обмотки, находящихся против участков низкой магнитной проницаемости, обтекается током, но в создании тягового усилия не участвует.

Цель изобретения - увеличение КПД электродвигателя за счет снижения потерь в обмотке якоря.

Поставленная цель достигается тем, что первая из указанных частей электро,двигателя закреплена неподвижно и образована двумя магнитными полосами, выступы и впадины которых сдвинуты друг относительно друга на величину Т, где ТГ - полюсное деление, а катушечные группы якорной обмотки соединены с дополнительно введенным коллектором та - КИМ образом, что концы секций первой катушечной группы и начала секций второй катушечной группы подключены к коппекторным пластинам через полупроводниковые элементы встрючной полярности, причем последняя секция первой катушечной группы и первая секция второй катушечной группы подключены к одной обшей коплекторной пластине. Дпя осуществления реверса полупроводниковые элементы могут содержать два тиристора, вкшоченных встречно-паралпепьно. На 4мг. 1 представлена конструктивная схема предлагаемого линейного эпектродвигатепя;на фиг. 2 - принцип обцазования схемы обмотки якоря пикейного электродвигателя с полупроводниковыми элементами;) на фиг. 3 - схема обмотки якоря предлагаемого линейного двигателя постоянного тока с неуправляемыми попу проводниковыми элементами; на фиг. 4 - то же, с управляемыми полу проводниковыми элементами.. Предлагаемый двигателЬ (фиг.. 1) состоит из двух ферромагнитных полос 1, оси выступов которых сдвинуты друг относительно друга на величину полюсного деления V таким образом, что против выступа на одной полосе находится впадина противоположной полосы. Ширина выступа равна ширине впадины и составляет полюсное деление Между фер ромагнитными полосами размещается маг нитопровод 2 якоря, выполненный из щих тованной стали. По обе стороны больщого паза шириной Т Для укладки обмотки 3 возбуждения размещаются два одинако вых участка длине. 2 t, на которых располагаются части якорной обмотки 4 и 5 Каждая часть якорной обмотки размеЩа- ется на двух поверхностях магнитопровода якоря. Однослойная двухплоскостная шаблонная обмотка якоря выполняется из равных количеств щаблонных секций двух размеров: секций меньщего размера, насаживаемых непосредственно на магнитопровод якоря, и секций бопьшего размера, укладываемых на якорь, уже охваченный секциями меньшего размера, причем расстояние между активными сторонами каждой из секций, лежащих на обеих поверхностях магнитопровода якоря, равно полюсному делению. На фиг. 2 показано соединение секций якорной обмотки линейного электродвигателя и их подключение через вентилЬнь1е элементы к коллекторным пластинам. Обмотка якоря двигателя состоит из двух равных групп щаблонных секций (в данном случае группа секций больщего размера 1-1, 2-2, З-З, 4-4 и груп па секций меньшего размера 5-5, 6-6 7-7 , 8-8), подключаемых к коллекторным пластинам по схеме простой петлевой правоходовой обмотки с правым обходом в каждой группе. При этом концы секций первой группы К1, К2, КЗ и К4 подключаются к коллекторным пластинам 2, 3, 4 и 5 через полупроводниковые элементы В1, В2, ВЗ и В4, а начала секций второй группы Н5, Н6, Н7 и Н8к коллекторным пластинам 5, 6, 7 и 8 через полупроводниковые элементы В5, 86, В7 и В8 встречной потарности таким образом, что конец последней секции первой группы и начало первой секции второй группы подключаются к общей ( 1)-ой в нащем случае 5-ой коллекторной пластине через полупроводниковые, элементы встречной полярности, где К-. общее число коллекторных пластин обмотки. Для показанного на фиг. 1 расположения магнитопровода 2 якоря и выступов обеих ферромагнитных полос 1 при контакте щеток с 1-ой и 5-ой коллекторными пластинами (фиг. 2, положение щеток а ) ток протекает только по первой группе секций, в то время как вторая группа из-за встречного включения вентилей В5, В6, В7 и В8 током не обтекается. Таким образом, в соответствии с фиг. 1 обтекаются током проводники 1, 2, 3 и 4 верхней плоскости магнитопровода якоря и 1, 2 , 3 и 4 его нижней стороны в направлениях, показанных на фигуре. Аналогично работает правая сторона магнитопровода якоря с обмоткой 5 (фиг. 1). Линейный электромеханический коллектор располагается вместе с обмоткой якоря и полупроводниковыми элементами на магнитопроводе 2, а щетки - на одной из ферромагнитных полос 1 с интервалом, равным Тт. Работа предлагаемого двигателя заключается в линейном перемещении якоря под действием тягового электромагнитного усилия F (фиг. 1) Оно возникает в соответствии с законом Био-Савара-Лапласа и, при показанных на фиг. 1 направлениях токов якорной обмотки и магнитного потока, направлено вправо. Благодаря наличию этого усилия Р магнитопровод 2 начинает перемещаться в указанном направлении. Электромеханический (или полупроводниковый) коммутатор пере14лючает ток в секциях обмотки якоря таким образом, что током обтекаются только те секции обмотки, которые находятся в данный момент времени против всех выступов ферромагнитной полосы, а секции, расположенные против всех впадин полосы, обесточиваются. Причем проводники.

5 942217, 6

левой части (относитепьно обмотки ъоз-ков. Это обусловливает постоянную вепибуждения) секций, находящихся противчину тягового усилия,

выступов, имеют все одинаковое неправ-В таблице приведены номера секций,

пение токов, а проводники правой частирбтекаемых током, при перемещении маг

этих секций также все имеют одинако-5 дитопррвода 2 на дпийу 2 V (фиг. 2,а,

вое (противоположное) направление то-б, в, г, д, е, ж, з, и).

Похожие патенты SU942217A1

название год авторы номер документа
Линейный электрический двигатель 1978
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Эль-Амин Мохаммед Риад
SU1037386A1
Линейный двигатель постоянного тока 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
  • Саввушкина Валентина Федоровна
SU1037387A1
Электродвигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
SU928554A1
Электрический двигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
SU985894A1
Двухкоординатный электродвигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Сахаров Юрий Анатольевич
SU1037384A1
Линейный электрический двигатель постоянного тока "Подэлин 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Королев Анатолий Владимирович
SU1001347A1
Электрический двигатель 1981
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Косенков Владимир Данилович
  • Скубий Леонид Вячеславович
SU983928A1
Линейный электродвигатель постоянного тока 1978
  • Артеменко Владимир Иванович
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Бондарь Мирон Борисович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
  • Рашкович Михаил Павлович
  • Тобак Элла Матусевна
  • Тростановский Борис Александрович
  • Фидель Виля Тулович
  • Шкловский Борис Исаакович
SU978284A1
Линейный двигатель постоянного тока 1983
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Меркулов Игорь Викторович
  • Осадчий Сергей Борисович
  • Сахаров Юрий Анатольевич
  • Хуторной Анатолий Григорьевич
  • Челак Виктор Григорьевич
SU1136269A1
Линейный электрический двигатель постоянного тока 1981
  • Беликов Виктор Трифонович
SU1001350A1

Иллюстрации к изобретению SU 942 217 A1

Реферат патента 1982 года Линейный электродвигатель "Бимарпол

Формула изобретения SU 942 217 A1

Обмотка якоря, показанная на фиг. 2, только объясняет принцип работы предлагаемого линейного двигателя постоянного тока. Однако, если одна параллельная ветвь состоит из секций большего размера, а другая из секций меньшего размера, обмотка якоря будет, как известно, несимметричной. Для устранения несимметрий обе параллельные ветви составляются из укрепленных секций, состоя-, щих из одной секции большего размера, лежащей, например, в левой части маг нитопровода, и секции меньшего размера правой части магннтопровода и, соответственно, наоборот. Так, первая параллель ная ветвь (фиг. 3) состоит из четырех укрупненных секций: l-l и 13 2-2и 14-14; З-З и 15-15; 4-4 и 16 -16. Вторая параллельная ветвь также состоит из четырех укрупненных секций: 5-5 и 9-9; 6-6 и 7-7 и 11-11; 8-8 и 12-12. Реверс в предлагаемом линейном электродвигателе может осуществляться двумя способами: при использовании в ка честве полупроводниковых элементов неуправляемых полупроводниковых элементов (вентилей) - переключением полярности напряжения обмотки возбуждение (фиг. 3), при использовании в качестве полупроводникоыдх элементов управляемых выпрямителей (тиристоров) - изменением полярности напряжения на щетках (фиг. 4). В этом случае полупроводнико-i вые элементы содержат два тиристора, включенные встречно-параллельно. Тогда при движении в одном направлении работает группа тиристоров, например: Т1, ТЗ, Т5, Т7 и Т10, Т12, Т14, Т16, а при изменении полярности на щетках олкрывается группа Т9, Т2, Т4. Т6, Т8 и Т9, Т11, Т13, Т15. Возможно вместо встречно-параллельно включенных тиристоров использование симметричных тк ристоров (симмисторов). Таким образом, за счет того, что в данной конструкции линейного электродви гателп всегда работает только половина якорной обмотки (секции обмотки, находящиеся против выступов неподвижных ферромагнитных полос), уменьшаются по- тери в меди в два раза и, соответственно, увеличивается КПД двигателя. Формула изобретен, я 1. Линейный электродвигатель, содержащий две подвижные друг относительно

друга части, одна иа которых включает магнцтопровод с равномерным че Дованием участков высокой и низкой магнитной проницаемости, а другая - магнитопровод переменного сечения, несущий в Ьредней части систему возбуждения, а в крайних, длиной 2 t каждая - якорную Обмотку иа двух катушечных групп с равным количеством секций в группе, отличающийся тем, что, с цепью увеличения КПД электродвигателя, первая из указанных частей эакреппена неподвижно и образована двумя магнитными полосами, выступы и впадины которых сдвинуты друг относительно друга на величину tr J где- -С - полюсное депение, а катушечные группы якорной обмоткк соединены с дополнительно введенным колФи9,1

лектором таким образом, что концы секПИЙ первой катушечной группы и начала секций второй катушечной группы подключены к коплекторньш пластинам через полупроводниковые элементы встречной полярности, причем последняя секция кaтymeчнof группы и первая секция второй катушечной группы подключены к одной обшей . коллекторной пластине.

2. Электродвигатель по п. 1, о т личаюшийся тем, что, с цепью осуществления,реверса, полупроводнике- вые элементы содержат два тиристора, включенных встречно-параллельно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертнае

1, Авторское свидетельство СССР № 192895, кл. Н 02 К 37/ОО, 1964.

cravOtg

..

W

ST

Фиг.2 Ж Ж Ж. I и I ,4|5

S ..

s NxXxt

В5

Л

м

А

В1

S

п

М I

,

NXXX/В1

И

В1

г

j

3iz

4

3Z

8

Фиг.З . Ж ми -. Ч rj)/«j«(

SU 942 217 A1

Авторы

Артеменко Владимир Иванович

Беликов Виктор Трифонович

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Мамзелев Виктор Александрович

Даты

1982-07-07Публикация

1978-03-22Подача