Электрический двигатель Советский патент 1982 года по МПК H02K41/35 

Описание патента на изобретение SU983928A1

(54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ

I

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в приводах, где требуется как совместно осевое и вращательное перемещение подвижного элемента, так и реализация движения этого вида при необходимости плавно регулировать скорости перемещения в широком диапазоне и осуществлять точный останов рабочего органа. Одной из важнейших областей возможного применения предлагаемого озобретения является электропривод металлообрабатывающих станков, промышленных роботов и манипуляторов .

Известен электрический двигатель, дающий возможность получить винтовое, либо раздельное перемещение подвижного элемента за счет особой конструкции статора и ротора двигателя. В этом двигателе индуктор состоит из двух частей: одна из них выполняется с кусочко-кольцевыми зубцами, а другая - в виде статора обычного асинхронного двигателя. Ротор двигателя имеет винтовую и продольную зубчатую нарезки. При одновременной передаче питания на обмотки линейной и поворотной части якорь совершает сложное линейно-поворотное движение, а при

раздельном токоподводе ротор совершает либо вращательное, либо линейное перемещение 1.

Недостатком этого технического решения является ограниченная величина перемещения подвижного элемен-та.

Наиболее близким к изобретению является электрический двигатель, со10держащий магнитопровод статора, иесущий обмотки вращательного и поступательного перемещения, установленные одна за другой в аксиальном направлении, и ферромагнитный ротор

15 2.--. ,

Недостатками этого двигателя являются ограниченная величина перемещения подвижного элемента (ротора), сложность обеспечения широкого- диапа20зона регулирования схорости, что обусловлено органическими свойствами электрических машин переменного тока, технологические сложности, возникающие при изготовлении ротора, что связано с необходимостью изготов25ления на нем двух видов нарезок - винтовой и продольной.

Цель изобретения - упрощение конструкции и расширение функциональных

30 возможностей. Эта цель ддстигается тем, что эйе ктрический двигатель снабжен цилиндррпеским электромеханическим коллектором и линейным электромеханическим коллектором, между обмотками вращательного и поступательного перемещения выполнен, кольцевой паз, в котором размещена обмотка возбуждения, . а ротор имеет ферромагнитные высту.пы, размещенные в осевом направлении . на расстоянии 6/2 и имеющие длину в этом, направлении, равную S/2, при этом ширина выступов, измеряемая по внешней окружности, равна (. и расстояние меж,цу ними в направлении вра щения равно { 2 -с( ) , где С- расчетна я длина статора, зан маемая как обмоткой вращател ного перемещения, так и обмоткой поступательного перемещения;t- полюсное деление обмотки, обеспечивающей вращательное перемещение; Ci коэффициент полюсной дуги. На фиг. 1 изобргшен двигатель, об щий вид; на фиг. 2 магнитопровод ротора с кольцевыми выступами, форми рующими, магнитное поле; на фиг. 3 схема якорной обмотки вращательной части; на фиг. 4 - схема якорной обмотки линейной части; на фиг. 5 - ко ллекторный узел двигателя; на фиг.б щлицевой муфты. Магнитопровод статора предлагаемо го двигателя состоит из двух частей 1 и 2, обеспечивающих соответственно вращение и осевое перемещение ротора 3. Статор 1 активной длиной 6 выполняется в виде цилиндрического магнитопровода, аналогично обычному стато ру асинхронной машины, в пазах которого размещается якорная обмотка 4 по типу якорных обмоток постоянного тока. Коммутация секции этой якорной обмотки может производиться, например, с помощью цилиндрического коллектора (фиг. 1), состоящего из коллекторных пластин 5, коммутирующнх щеток 6, токоподводящих колец 7 и токосъемных щеток 8. Жесткое сочле нение вала двигателя с коллектором вращательного перемещения обеспечивается тягой 9. Статор 2, служащий для создания осевого перемещения под вилсного элемента, состоит из ряда стальных колец 10, между которыми ра полагается кольцевая обмотка с секци ями 11 {фиг. 4) и коммутация которой обеспечивается,, например, линейным электромеханическши: Коллектором, -в свою очередь состоящим из контактных колец 12 (количество которых определяется необходимой длиной осевого пе ремещения ротора и величиной коллекторного деления) , играющих, роль коллекторных пластин, коммутируквдих щеток 13 и тяги 14, обеспечивающей механическую связь коллектора линейного перемещения с валом машины. Обмотка 15 возбуждения создает общий для статора 1 и -2 магнитный поток возбуждения. Она выполняется в виде кольцевой-обмотки и располагается в пазу 16 между статором 1 и 2. Основной магнитный поток фц замыкается по корпусу 17 двигателя, черег магнитопроводы статоров линейного и вращательного перемещения.и подвижный элемент (ротор) двигателя. Вал машины Перемещается на подшипниках 18 ,по Hsf правляющим, вмонтированным в крышки 19 корпуса электродвигателя. Подвижный элемент (ротор) 3 (фиг. 2 ) машины выполнен из ферромагнитного материала и представляет из себя цилиндр, на котором размещены ферромагнитные полюсообразующие выступы 20, расположенные во внутренней расточке кольцевых поверхностей магнитопроводов статора 1 и 2, несущих якорные обмотки. Длина каждого из этих выступов вдоль продольной оси двигателя составляет половину активной длины статора 1 и 2 - Р/2. Наружная длина выступа в поперечном направлении составляет oi-Т , где-с - коэффициент расчетной полосной дуги. Ширина впадины 21 между выступами 20 равна (2 -ot) . Расстояние между внутренними поверхностями выступов 20, измеренное вдоль двигателя равно Р/2, т.е. аксиальной длине выступа. Высота выступов обеспечивает максимальное сцепление с магнитным потоком возбуждения с.татора, для чего ее выполняют равной (15+20) (Г, где сГ - односторонний воздушный зазор. Представленная схема - ра-звертка (фиг. 3) якорной обмотки обычной вращающийся машины постоянного тока ис- пользуется для вращательной части предлагаемого двигателя и укладнгвается в пазах магнитопровода статора 1 (фиг. 1). Показанная обмотка является, например, простой петлевой и выполнена на число пар полюсов равное двум (в общем случае число полюсов выбирается на этапе проектирования), Эта обмотка состоит из активных про«водников секций соответственно верхнего и нижнего слоев,,которые по известным схемам коммутации подключаются к электромеханическому коллектору вращательного движения, а, в частности к егсЭ коллекторным пластинам 5. Электромеханическая коммутация секций такой обмотки осуществляется с по- t мощью .контактных щеток 6 (фиг.1). Вроцесс коммутации происходит, как и в обычной машине постоянного тока, а конструкция коллекторного узла показана на фиг. 5. , Упрощенная схема кольцевой якорноя обмотки (фиг. 4) применяется для получения тягового усилия в продольн 4 направлении.-Обмотка состоит из кольцевых секций 11, каждая из которых имеет промаркированные концы: Н - начало; К - конец . По известной схеме, кольцевые секции обмотки подключаются к электромеханическому коллектору линейного перемещения, состоящему из коллекторных пластин (сплошных медных колец) 12 и коммутируются с помощью щеток 13 (фиг. 1). Представленная обмотка также выполнена (для примера) на число пар полюсов, равное двум. Схема коллекторного узла (фиг. 5) включает коллекторы линейного и вращательного движений. Линейный коллектор состоит из колец 12, коммутирующих щеток 13, жестко укрепленных ыа -Крльце из электроизоляционного мате-, риала,, которое с помощью тяги 14 жестко соединено с валом 3 двигателя. Длина коллектора LK предопределяется величиной хода подвижного элемента и может быть определена, как .LK Ьх к- где t) - коллекторное деление; п - число кольцевых секций; oL-ji,- величина хода. Последнее коллекторное кольцо показано оборванным в предположении во зможности необходимого удлинения линейного коллектора в соответствии с требующейся длиной хода. С этой цель кольца следующего цикла соответствен но электрически соединяются с кольца ми предыдущего цикла. Вращательный коллектор состоит- из коммутирующих щеток 6, токосъемочных щеток 8, жест ко связанных с несущим кольцом, укре пленном на шлицевой втулке 22 с помощью тяги 9. Шлицевая втулка может скользить в осевом направлении по . шлицевому валу 23, соединенному с ва лом двигателя. Длина шлифованной час ти вала где Lg, - осевой размер втулки; LУ - величина хода. Секции якорной обмотки вращательного движения подключаются к коллекторным пластинам 5. Питание к ним подводится токоподводящими кольцами 7. . . От осевого сдвига вращательную си стему удерживает с одной стороны кры шка 10J ас другой стороны - опорный .выступ, который предусмотрен из-за наличия незначительного трения в шли цевой паре. Механический узел (фиг. 6) состоит из шлипевой втулки 22 и шлицевого вала 23 и обеспечивает вра щательное движение коллектора вращательного перемещения за счет зацепле ния шлицов втулки и вала при кругово движении. При осевом движении подвиж ного элемента двигателя коммутирующие щетки вращательного коллектора остаются на месте из-за наличия рабочего зазора между шлицом вала и впадиной втулки. На шлицевом валу имеются шлицы и впадины. Аналогичная структура выполняется на поверхности внутренней этулки. Двигатель работает следукхцим образом. Пусть при возбужденной магнитной системе подали напряжение только на якорную обмотку линейной части и по движный элемент (ротор) начал смещаться слева направо. Тогда щетки 13 придут в движение за счет жесткого соединения с тягой 14, валом машины и начнут коммутировать секции кольцевой обмотки для того, чтобы создаваемое усилие было однонаправленньм. Токоподвод к щеткам 13 осуществляется с помощью гибкого электрического соединения (не показан) с токосъемными щетками. При этом поворотная часть коллекторного узла останется на мес-. те из-за наличия шлицевого соединения между валом двигателя и коммути- . руняцей системой. После обесточивания линейной системы подадим напряжение со щеток В на коммутирующие щетки 6 поворотной части. Вал двигателя придет во вращение, но так как линейная часть коллекторного узла выполнена из колец, то ее исходное состояние неизменно. Вращение обеспечено шли-. цовым зацеплением поворотной части и жестким соединением линейной части. Таким образом, работа одной половины коллекторного узла не оказывает влияния на состояние другой его части. Силы, перемещающие ротор в линейном и вращательном направлениях, возникают в соответствии с законом БирСавара-Лапласа, и в зависимости от соотношения сил в указанных направлениях (при работе обеих систем) появляется возможность электрического управления величиной шага винтового перемещения подвижного элемента. Предлагаемая конструкция двигателя обеспечивает практически неогра-. ниченные (без учета механических особенностей) пределы перемещения подвижного элемента, позволяет в широких пределах регулировать скорость движения, увеличивать равномерность . мещения значительно упрощает конструкцию по сравнению с известной. Формула изобретения Электрический .двигатель, содержащий магнитопровод статора, несущий обмотки вращательного и поступательного перемещения, установленные одна за другой в аксиальном направлении, и ферромагнитный ротор, о т л и ч аю щ и и с я тем, ч.то, с целью упрощения конструкции, и расширения функциональных возможностей, двигатель снабжен цилиндрическим электромеханическим коллектором и линейным электромеханическим коллектором, между обмотками вращательного и поступательного перемещения выполнен кольцевой паз, в котором размещена обмотка возбуждения, а ротор имеет ферромагнитные выступы, размещенные в осевом направлении на расстоянии 2/2 и имеющие длину в этом направлении, равную 6/2, при этом ширина выступов, измеряемая по внешней окружности, равна о.Т и расстояние между ними |в направлении вращения равно (2-oi)-2f ,

где 6 - расчетная длина статора, занимаемая как обмоткой вращательного перемещения, так и обмоткой поступательного перемещения;

f - полюсное деление обмотки, обеспечивающей вращательное перемещение,Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ивоботенко Б.А. и др.

Пути

построения оптимальных шаговых элект роприводов поступательного действия . Труды МЭИ, вып. 220, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР 15 по заявке № 27Д9101, кл. Н 02 К 41/02, 1979.

СЭа

Похожие патенты SU983928A1

название год авторы номер документа
Электродвигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
SU928554A1
Электрический двигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
SU985894A1
Электрический двигатель постоянного тока 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Челак Виктор Григорьевич
SU919023A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Рымша Виктор Иванович
  • Рымша Виталий Викторович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
RU2185018C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Ивлев Дмитрий Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286642C2
Линейный электродвигатель "Бимарпол 1978
  • Артеменко Владимир Иванович
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
SU942217A1
Линейный электрический двигатель 1978
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Эль-Амин Мохаммед Риад
SU1037386A1
Двухкоординатный электродвигатель постоянного тока 1980
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Сахаров Юрий Анатольевич
SU1037384A1
ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Водичев Владимир Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286643C2
Линейный двигатель постоянного тока 1979
  • Беликов Виктор Трифонович
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Мамзелев Виктор Александрович
  • Саввушкина Валентина Федоровна
SU1037387A1

Иллюстрации к изобретению SU 983 928 A1

Реферат патента 1982 года Электрический двигатель

Формула изобретения SU 983 928 A1

23

SU 983 928 A1

Авторы

Беликов Виктор Трифонович

Челак Виктор Григорьевич

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Косенков Владимир Данилович

Скубий Леонид Вячеславович

Даты

1982-12-23Публикация

1981-01-15Подача