С.посооы промера глуоин посредством эхолота заключаются в том, что при определении коордипат отдельпых промерных точек во время промерного рейса производят засечки посредством мепзулы илп теодолита с о;;повремепным занесением условпых знаков па ленте эхолота.
Такие способы требуют движения судна ПО створу, при этом пла11ы ИОД1ЮДНОГО рельефа получают неточиые, так -как из-за сноса судна со створа и из-за он1пбок Прп засечках (осопеппо при острых утлах) промерпые точки наносят на план со значительным отклонением от места, соответствующего их деИствите.тыюму положению.
Способы промера глубин с применением эхолотов, имеющих лен гопротяжный механизм особой коиструкцип. где рещена задача движеиия ленты эхолота со скоростью, пропорциональной скорости движення промерного судиа. движущегося по прямолинейному галсу, определяемому створом, известны.
Для возможности использования такого эхолота (когда не требуется определять положения промежуточных точек галсов) наравне с общеизвестными эхо,тотами предусмот)епо ycTpoiicTBO кулачково муфты для отъединения леитопротяжного ме.ханнзма от храпового механизма н для приключения его к приводу с равномерным ходом, не связанному с радиолагом и не требуюн1ему его применения для таких промеров. В случае ,1ента эхо.тота движется с равиомерно скоростью, не связанно со скоростью хода судна, и на ней не де.шстся отметок расстояний.
Предлагаемый способ промера глубин посредством эхолота отличается от указанного тем, что, с це,тью определения координат промерных точек, иа ленту эхолота одновременно с записью глубин автоматпчески и непрерывно наносят отметки, характеризую1пие изменения расстояний от иромериого судна до онорных геодезических пунктов, при этом судно может двигаться по .пооому криволинейному курсу.
На фиг. 1 изображена схема осуществления способа промера глубин; на фиг. 2 - лента эхолота с записью кривой глубин.
На промерном судне 1, снабженном обычным регистрирующим эхолотом 2, устанавливают задающую станцию радиолага 3 одного из .существующих т-ипов. На берегу в дв};х , .цривязанных к существующей геодезической сетп, устанавливают йвй отр з ательных стан; ции 4 и 5, paccyorfjftie между которыми(базйс «) известно. Иди.Из ецении растояний 1 и /2 м.ежду промерным судном и отражательными станциями 4 и 5 радиолаг на промерном судне непрерывно регистрирует на ленте эхолота приращения ±Д/ путем подачи электрических сигналов на реле записи счета циклов разности фаз.
В качестве другого вариапта записи на ленте эхолота расстояпий /i и Iz предлагается использование импу.чьсов, создаваемых -радиолагом через каждые ± Л/ метров приращения расстояний между задающей и отражающими станциями радиолага. Нри каждом таком импульсе реле воздействует на одно из двух парных (двойных) электроперьев 6 или 7, которое искровым или иным способом делает отметки изменения расстояний на соответствующей боковой продольной кромке диаграммной бумаги при каждом срабатывании реле, т. е. через определенные значения разности радиусов-векторов, считая от местонахождения промерного судна по отношению к отражающим станциям. Одно из перьев каждо пары 5 и 7 отмечает увеличения (-f Л/) расстояний соответственно /2 или /1, а другое перо той же лары отмечает уменьшершя (-Л/) расстояний /2 или /.
Пример такой записи изменениГ расстояния показан на кромке ленты с пером 7.
Следовательно, при любом из двух вышеописанных вариантов записи расстояний получают на ленте эхолота одновременно три записи, а именно - глубииы и расстояниГ до двух опорных точек базиса.
Перед промером глубин определяют геодезическим путем расстояния /1 и /2 от промерного сздна / до отражающих станций. Пускают в ход эхолот и радиолаг, после чего судно уходит в промерный рейс.
В качестве примера на фиг. 2 нзображеи образец батиграммы, на которой записаны глубины и нанесены отметки расстояний от катера до отражательных станций. Скорость движения ленты 1, 50 мм/мин; скорость хода катера V у 6 км/час; пмпзльсы радиолага, а следовательно, и расстояния между черточками иа иолях ленты соответствуют ±Л/ 10 м.
Предлагаемый способ промеров дает также возможность производить 1П кетажные геодезические работы на урезах путем уста)1овки геодезических знаков при подходе судна к берегу.
П р е д мет и з о б р е т е н и я
1.Способ нронзводства промера глубин посредством эхолота или иного прибора, устаНов.ченного на Щ)омерном судне, отличающийся тем, что с целью определения коорди1 ат промерных точек, на .чеиту эхолота одновременно с записью графика глубин автоматически непрерывпо гганосят отметки, характе)изующие нзменения расстояний от промерного судна до опорных геодезических пунктов.
2.Для осуп1,ест 5ления способа по п. 1 применение устаиовлсгпюй на промерном судне задающей станцни радиолага, регистрирующего изменения расстояний до отражательиых станций, привязанных к геодезическим пунктам.
г-О ;
; ; I / ; I 1 i
МЦ/хГ- х
I i и ; - ЛЖИ--- / i V ---I
111 Ч JVC-
I
I {
U 1У
,,5.;-грс:5:г;-.. ;.;;-;-,:.;л
.;,; ;.-. -V „, .;;Ju:j i Jcm-:i4 -J-J - :i:.:ij,; - , -.
примерный курс CL/дна от Оо до ai
. ;1 И / /
/ X Д / //
/
/
/ i -1;/
Фиг. 2
V/ V
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для автоматической регистрации графика глубин | 1948 |
|
SU78097A1 |
Устройство для регистрации сигналов эхолота | 1949 |
|
SU82002A1 |
Фотопротрактор | 1953 |
|
SU103463A1 |
Устройство для мензульной съемки | 1981 |
|
SU1052861A1 |
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ | 2012 |
|
RU2519269C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТ ДНА МНОГОЛУЧЕВЫМ ЭХОЛОТОМ | 2014 |
|
RU2555204C1 |
СПОСОБ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРОФИЛЯ ДНА И ПОЙМЫ РЕКИ | 2009 |
|
RU2415992C1 |
Радиогеодезическая фазовая аппаратура для автоматической записи промерных галсов при производстве русловых речных съемок | 1972 |
|
SU479064A1 |
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2439614C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПРАВОК К ГЛУБИНАМ, ИЗМЕРЕННЫМ ЭХОЛОТОМ ПРИ СЪЕМКЕ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ | 2013 |
|
RU2529626C2 |
Авторы
Даты
1952-01-01—Публикация
1950-09-25—Подача