(54) СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ И ПОСЛЕДУОДЕЙ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВРЕМЕННОГО БОРТА
1
Изобретение относится к горной промышленности, к области открытых горных работ и может быть использо.вано при поэтапной отработке крутопадающих месторождений.
Известен способ построения временного, борта карьера, включающий построение на временно погашенных уступах площадок, расположенных на взорванной горной массе. Для этого перед погашением уступов площадки рбуривают на всю ширину и взрывают, после чего породы отгружают Til.
ь- j
Недостатком данного способа являетс увеличение запасов взорванной горной массы для размещения на ней площадок, что ведет к росту оборотных средств и увеличению сроков их оборачиваемости.
Известен также способ построения и расконсервации временного борта, включающий погашение уступов с созданием на них рабочих площадок уменьКАРЬЕРА
шенной ширины, чередующихся с бермами безопасности в заданной последовательности по высоте борта. Бермы безопасности и рабочие площадки уменьшенной ширины располагают на целике.
При расконсервации борта известны способом производят последовательную отработку уступов, начиная с верхнего. С этой целью уступы обуривают и взрывают. Если нижняя площадка расконсервируемого уступа является рабочей площадкой уменьшенной ширины, развал породы размещается на этой площадке. После взрыва укладывают забойные железнодорожные пути и ставят на погрузку два экскаватора при наличии двухсторонних заездов на горизонт или один экскаватор - при наличии заезда с одной стороны. Затем этот уступ отрабатывают путем последовательного обуривания, взрывания и отгрузки горной массы с передвижкой забойных железнодорожных путей, после каждой экскаваторной заходки, После создания на уступе рабо чей площадки нормальной ширины (060 м), начинают расконсервацию нижележащего уступа, Если нижняя площадка оасконсервируемого уступа является бермой безопасности, ее ширина недостаточна для размещения развала. Развал размещается на берме безопасности и нижележащих площадках. В этом случае экскаваторами производят проходку трассы под забойные пути с перекидкой горной массы на нижележащий горизонт или с погрузкой ее тупиковым забоем 2. Недостатками данного способа построения и расконсервации временного (борта при работе на железнодорожный транспорт являются ограниченное коли чество одновременно вводимых в работ экскаваторов в момент начала отработки расконсервируемого уступа (не более двух при наличии двухсторонних заездов),что сдерживает скорость рас консервации, необходимость выполнения вспомогательных работ на перевал ке горной массы или снижение производительности экскаваторов при работе .тупиковым забоем. Вследствие этого известный способ построения и расконсервации не обеспечивает достаточной скорости понижения горных работ по временному борту карьера при использовании желез1бодорожного транспорта, ведет к увеличению затрат на расконсервацию и снижению эффективности поэтапной отработки месторождений. Цель изобретения - повышение инте нсивности отработки временного борта карьера и снижение затрат на его рас консервацию. Указанная цель достигается тем, что в способе построения и последующей расконсервации временного борта карьера, включающем погашение уступов с построением по высоте временно го борта в заданной последовательности рабочих площадок уменьшенной ширины и берм безопасности, располагаемых на целике, по высоте временного борта через уступ дополнительно оставляют площадки на взорванной горной массе, ширина которых достаточна для взрывания пород без развала по фронту уступа, а рабочие площадки уменьшенной ширины формируют из -берм безопасности и площадок на взорванной горной массе. При этом перед погашением нечетных уступов обуривают и взрывают их фланговые части, а перед погашением четных уступов обуривают и взрывают по всей длине фронта. Кроме того, в пределах временного борта рабочие площадки уменьшенной ширины и бермы безопасности во фланговых частях уступа чередуют соответственно с бермами безопасности и рабочими площадками уменьшенной ширины в центральной части уступа. На фиг.1 показан временный борт в период консервации, вид вплане; на фиг.2 - разрезы по центральной А-А и фланговым Б-Б частям; на фиг.З временный борт в период расконсервации первого сверху (нечетного) уступа, вид в плане; на фиг. - временный борт в период расконсервации второго (четного) сверху, уступа, вид в плане. Способ построения и последующей расконсервации временного борта карьера включает следующие операции: поочередное погашение нечетных 1 и четных 2 уступов, построение по высоте временного борта в заданной последовательности рабочих площадок 3 уменьшенной ширины и расположение берм безопасности k на целике, оставление дополнительных площадок 5 на взорванной горной массе по высоте временного борта на нечетных 1 и четных 2 уступах. Для того, чТобы повысить скорость расконсервации, перед погашением каждого нечетного уступа 1 производят обуривание его фланговых частей 6 с оставлением по целику берм безопасности k шириной 8-12 м, на ней при расконсервации уступа укладывают забойный железнбдорожный путь 7 (фиг.З) с погрузкой на него,горной массы экскаватором 8. После взрывания горной массы на фланговых частях 6 ее отгружают с оставлением дополнительных площадок 5 на взорванной горной массе. . Перед погашением каждого четного (второго сверху) уступа 2 также производят его обуривание с оставлением по целику, бермы безопасности шириной 8-12 м по всей длине уступа 2 и последующего размещения на ней при расконсервации уступа забойного железнодорожного пути 7 (фиг.4), на который производят отгрузку горной массы экскаватором 8. После взрывания горной массы в центральной части 9 уступа 2 ее отгружают с оставлением дополнительной площадки 5 на взорванной горной массе. Целесообразно в пределах временного, борта рабочие площадки 3 уменьшенной ширины и бермы безопасности k во фланговых частях 6 уступов 1 и 2 чередовать, соответственно, с бермами безопасности и рабочими площадками 3 уменьшенной ширины в центральной части 9 уступов. Дополнительные площадки 5 на взор ванной горной массе выполняют роль подпорной стенки и имеют ширину 1015 м, обеспечивающую последующее взрывание породы при расконсервации уступов без развала. Бермы безопасности 4 вместе с дополнительными площадками 5 на взорванной горной массе образуют рабочую площадку 3 уменьшенной ширины в 1827 м, достаточную для размещения породы при взрывании вышележащего уступа и забойных железнодорожных путей 7, на которые осуществляют погрузку Экскаватором В при расконсервации нечетных 1 и четных 2 уступов. При указанной ширине берм безопасности 4 и дополнительных площадок 5 на взорванной горкой массе предлагаемый способ может быть использован для построения и расконсервации временных бортов карьеров с углом откоса до-33. Способ построения и расконсервации временного борта карьера осущест вляется следующим образом. Перед консервацией нечетного уступа 1 временного борта карьера вначале обуривают его фланговые части, оставляя бермы безопасности шириной 8-12 м на целике, затем взрывают горную массу на фланговых частлх 6 уступа 1 и отгружают ее с оставлением дополнительной площадки .5 шириной 10-15 м на взорванной горной массе. Наличие дополнительной площадки 5 на фланговых частях 6 уступа 1 позволяет производить взрывание без развала породы на нижележащий уступ 2. Перед консервацией четного уступа 2 его обуривают с оставлением по целику (бермы безопасности Л шириной 812 м по всей длине фронта уступа 2 и последующего размещения на ней забой ного железнодорожного пути 7. После взрывания горной массы в центральной части 9 уступа 2 ее отгружают с оставлением дополнительной площадки 5 на взорванной горной массе. Дополнительные площадки 5 шириной 10-15 м на взорванной горной массе вместе с бермами безопасности 4 шириной 8-12 м на целике образуют рабочую площадку 3 уменьшенной ширины в 18-27 м. На рабочей площадке 3 уменьшенной ширины размещают развал породы после взрыва вышележащего уступа 1, что обеспечивает условия для фронтальной погрузки горной массы без перевалки ее на нижележащий уступ. Расконсервацию временного борта производят путем последовательной отработки уступов, начиная с верхнего. При расконсервации верхнего уступа его обуривают и взрывают. При этом благодаря наличию на фланговых частях 6 уступа 1 дополнительных площадок 5 на взорванной горной .массе, играющих роль подпорной стенки, развала породы не будет. В центральной же части 9 верхняя площадка нижележащего уступа 2 представлена рабочей пло щадкой 3 уменьшенной ширины, состав яенной из бермы безопасности и дополнительной площадки 5 на взорванной горной массе. -Ширина ее - 1827 м - достаточна для размещения развала породы и забойного железнодорожного пути. После взрыва сразу же укладывают забойные железнодорожные пути 7 во фланговых 6 и центральной 9 частях уступа и вводят одновременно в работу четыре экскаватора 8 при наличии двухсторонних заездов и двух экскаваторов - при наличии одного заезда на горизонт с погрузкой горной массы фронтальным забоем. После создания на фланговых частях 6 на верхней площадке уступа 2 рабочей площадки 10 нормальной ширины ( м), на ней производят обуривание и взрывание горной массы. Так как верхняя площадка нижележащих уступов 1 на фланговых частях 6 является рабочей площадкой 3 уменьшенной ширины, на ней размещают развал породы и укладывают забойный железнодорожный путь 7- Затем вводят в работу два экскаватора- 8 при наличии двух заездов и один экскаватор - при наличии одногр заезда на горизонт с погрузкой горной массы фронтальным 7Э забоем. К моменту окончания проходки экскаваторами 8 первой заходки на фланговых частях 6 уступа 2 создают рабочую площадку 10 нормальной ширины в центральной части 9 уступа 2. Ее обур1 вают и взрывают. Благодаря наличию здесь дополнительной площадк 5 на взорванной горной массе, взрыва ние производят без развала на верхню площадку нижележащего уступа 1. Посл этого укладывают забойные железнодорожные пути 7 и вводят в работу два экскаватора 8 (при наличии двух заездов на горизонт) для отгрузки горной массы фронтальным забоем. По сравнению с известным способом сокращаются сроки ввода в работу экс каваторов на втором уступе 2, что позволит упростить работы по расконсервации временного борта карьера и повысить скорость понижения горных работ на расконсервируемом уступе. При расконсервации последующих уступов, расположенных ниже второго, четного уступа, описанный цикл работы 5 их
повторяется. Каждый нечетный уступ расконсервируют как первый, каждый четный - как второй сверху уступ.
Ввод в работу по расширению площадки на каждом нечетном уступе одновременно четырех экскаваторов вместо двух в известном способе построения временного борта и его расконсе|Лации при наличии двухсторонних заездов на уступ, исключение работ по перевалке горной йассы или погрузки ее тупиковым забоем, обеспечит повышение скорости расконсервации временного борта в 1,2-1,3 раза по сравнению с аналргичными показателями в известном способе, а также позволит снизить затраты на расконсервацию борта на .
нием четных уступов обуривают и взрывают уступ по всей длине фронта. 3. Способ по ПП.1 и 2,о т л и чающийся тем, что в пределах временного борта рабочие площадки уменьшенной ширины и бермы безопасности во фланговых частях уступа чередуют соответственно с бермами безопасности и рабочими площадками уменьшенной ширины в центральной части уступа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР W 6Й22,Е 21 С .
2.Арсентьев А.И. Планирование развития горных работ в карьерах. М., Недра, 1972, с,85-87. 8 З Формула изобретения 1.Способ построения и последующей расконсервации временного борта карь- ера, включающий погашение уступов с построением по высоте временного борта в заданной последовательности рабочих площадок уменьшенной ширины и берм безопасности, располагаемых на целике, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности отработки временного борта карьера и снижения затрат на его расконсервацию, по высоте временного борта через уступ дополнительно оставляют площадки нд, взорванной горной массе, ширина которых достаточна для взрывания пород без развала по фронту уступа, при этом рабочие площадки уменьшенной ширины формируют из берм безопасности и площадок на взорванной горной массе. 2.Способ поп.1,отличающ и и с я тем, что перед погашением нечетных уступов обуривают и взрывают фланговые части, а перед погашеэ з зз
Л-А
Ч
Б-б
Фиг. 2
Ч , j ..,«. - ft«;j ;5i Л«.-.
V .« Sffis
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ построения и расконсервации временно нерабочих бортов карьеров | 1982 |
|
SU1027391A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2533996C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЭКСКАВАТОРОВ ТИПА "ОБРАТНАЯ ЛОПАТА" | 2015 |
|
RU2574749C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2528704C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2098627C1 |
Способ реконсервации временно нерабочих бортов карьера | 1989 |
|
SU1679032A1 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА | 2010 |
|
RU2425221C1 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТОВ КАРЬЕРА | 1991 |
|
RU2012810C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2118456C1 |
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1794191A3 |
Авторы
Даты
1982-07-23—Публикация
1980-10-24—Подача