Электрические музыкальные инструменты, состоящие из двух или нескольких генераторов высокой частоты, дающих биения и связанных с громкоговорителями посредством электрических усилительных трактов, содержащих каждый нелинейный элемент с фильтром, выделяющим ту или иную область частот, известны.
С целью получения тембро-гармонического вибрато предлагается 1 подобном электрическом музыкальном инструменте применить генератор подтональной частоты, управляющий нелинейными элементами, вк,:1юченными в усилительные тракты.
Для регулирования глубины вибрато между выходной цепью подтонального генератора и сеточными цепями нелинейных элементов трактов введена переменная связь.
На черте ке показана принципиальная электрическая схема предлагаемого электромузыкального инструмента.
Транзитронный генератор 1 генерирует фиксированную частоту порядка 100000 гц. Частота второго транзитронного генератора 2 мепяется в пределах от 100050 до 104000 гц. Высота тона изменяется приближением руки к антенне («Терменвокс), или изменением индуктивности с помощью грифа («Сонар), либо клавиатуры. Транзитронные генераторы дают, помимо основной частоты, ряд гармоник.
Генераторы 1 и 2 соединены с соответствуюпл,имп громкоговорите.чями 3 и 4 электрическими усилительными трактами, содержащими, соответственно полосовые фильтры 5 и 6, нелинейные элементы (детекторные каскады) 7 и 8 и усилители 9 и 10.
Входной фильтр 5 нелинейного элемента 7 настроен на полосу частот от 100000 до 104000 гц. Таким образом, тракт, состоящий из нелинейного элемента 7, усилителя 9 и громкоговорителя 3, пропускает только осиовной тон или первую гармонику. Входной фильтр 6 нелинейного элемента 8 иропускает полосу частот от 200000 до 208000 ГЦ. Следовательно, тракт, состоящий из нелинейного элемента 8,
№94775- : -усилителя 10 и громкоговорителя 4, пропускает только вторую гармонику.
На схеме показаиы два тракта гармоиик, ио их число может быть уве.:1ичеио. Надо от.лгетить, что, в отличие от схем электромузыкальиых ииструмеитов с генераторами только звуковой частоты в схемах, исиользующих метод биеиий, можно выделить любую гармонику (например, пятую ), иезависимо от того, какова высота тона, определяемая разностью частот между генератором 1 фиксированной частоты и i-eператором 2, частота которого меняется мри иомои и антенны П.
Выключатели 12 и 13 служат для включения основного тона п гармоник, иозво.1яя создавать различные тембры иутем вк.гпочеиия того и.ти иного чнс-ла контактов, различные интервалы и аккорды натурального звукоряда, тремоло на чередующихся звуках, интервалах н аккордах, транспонирование мелодии но интервалам натурального звукоряда.
Громкостные соотношения между обертоиами регулируются коидеисаторами переменной е.мкости 14 и 15.
Получение тембро-гармонического вибрато достигается нри.менением генератора 16 подтональной частоты, воздействуроп1его на нелинейные элементы 7 и 8. Глубина вибрато определяется степенью связи между выходиой цепью подтоиального генератора 16 и сеточными иенями нелинейных элементов 7 и 8.
Величина этой связи регулируется с Г10.мои1ью потенииометров 17 и 18.
Ес„1и амплитуда обертонов, включенных на вибрато, достаточно велика, то в процессе вибрато можно автоматически нереходить из тембра в гармонию и обратно.
Данная схема позволяет, в частности, включать вибрато не на все обертоны, а только на выбранные, а также получать чередование обертонов, тембров и аккордов в пространстве. В отдельных случаях вь ходы нелинейных элементов могут быть включены на один звуконоспронзводяпиш тракт.
Л р е д м е т и з о б р е т с п н я
1.Электрический музыкальный инстру.мент, состоящий из двух или нескольких генераторов высокой частоты, дающих биения и связанных с громкоговорителями носредством электрических «усилительных трактов, содержаи1их каждый нелинейный элемент с полосовым фильтром, выделяющи.м соответствующую область гармоник частот биений, от л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью получения телгбро-гармоиического вибрато, при.менен генератор подтональиой частот, воздействуюн.и1й на нелиней}1ые э.тементы в усилительных трактах.
2.Форма выполнения инструмента но п. 1, отлпчающаяся тем, что, с пелью регулирования глубины вибрато, применена пере.менная связь между выходной цепью подтона.тьного генератора и сеточными цепями не.чипейпых э.тементов.
j
Hk
ЧН
CM
0 r l5Tl .
I iV-o
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрический музыкальный инструмент | 1951 |
|
SU94744A1 |
Устройство для изменения тембра в электрическом органе | 1950 |
|
SU113375A2 |
Электромузыкальный многоголосный клавишный инструмент | 1953 |
|
SU113073A1 |
"Электромузыкальный инструмент "Голос Марии" | 1990 |
|
SU1734121A1 |
Многоголосный клавишный электромузыкальный инструмент | 1955 |
|
SU110378A1 |
Электромузыкальный клавишный инструмент | 1953 |
|
SU112995A1 |
Устройство для получения унисонного звучания | 1953 |
|
SU100483A1 |
Электронный музыкальный инструмент | 1980 |
|
SU1355996A1 |
Электромузыкальный инструмент | 1931 |
|
SU24469A1 |
КЛАВИАТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В ФОРМЕ ДВУМЕРНОЙ МАТРИЦЫ | 2011 |
|
RU2561237C2 |
Авторы
Даты
1952-01-01—Публикация
1951-08-13—Подача