Изобретение относится к электромузыкальным инструментам гетеродинного типа, звуковую основу которых составляют электронные генераторы, стабилизованные но частоте стальными камертонами.
С целью обеснечения возможности выделения любой гармоники по всему звуковому диапазону инструмен,та (получения гармонического синтеза тембра), предлагается в электромузыкальном инструменте применить камертоны, настроенные на частоты 7-10 кгц и осуидествляющие стабилизацию на повышенной звуковой частоте.
В случае настройки камертонов на частоты рГ 7000 до 9794 гц все звуки инструмента от самого низкого (f 43,65 гц) до самого высокого (/ 2794 гц нолучаются в результате биений между одним, общим для всех звуков, генератором ( гц) и индивидуальными, по одному на каждый звук. Так, например, самый низкий звук (/ 43,65 гг() получается как разность между частотами индивидуального (f 7043,65 гц) и общего f
7000 гц) генераторов. Самый высокий звук (/ 2794гг;) получается как разность между частотами самого высокого из индивидуальных генераторов ( 9794гг{) и общего генератора (f 7000 гц).
Применение камертонных генераторов повышенной звуковой частоты создает необходимую основу для схемы гармонического синтеза тембра, так как они обеспечивают необходимую стабильность звуков но частоте и могут легко настраиваться и перестраиваться в большом диапазоне звуковых частот.
Генерируемое камертонными генераторами напряжение при оптимальном режиме имеет форму, близкую к синусоидальной. Поэтому каждый генератор снабжается дополнительным устройством, нскал ающим форму кривой. На выходе этого «исказителя напряжение имеет форму острых импульсов, богатых гармониками.
Отдельные гармоники выделяются полосовыми фильтрами и регулируются по амплитуде.
Па чертеже дана блок-схема инструмента, где: / - общий генератор; 2, 3., 4 -индивидуальные генераторы; 5 - дополнитеоаьный блок, являющийся исказителем; 6, 7, 8- донолнительные блоки, являющиеся одновременно и исказителями и коммутационными каскадами для подключения к клавиатуре через выводы 9, 10, п.
Далее идут каскады полосовых фильтров 12, 13, 14, 15 для выделения отдельных гармоник из сложных спектров, полученных после исказителей.
Регуляторы 16, 17, 18, 19 служат для регулирования амплитуд отдельных гармоник при синтетическом методе получения тембров (по высокой частоте).
Блоки 20, 21, 22, 23 являются детекторными каскадами для выделения низкой частоты, т. е. основных тонов звуков инструмента и их гармоник, так что первые гармоники всех звуков появляются на выходе детектора 20, вторые-на выходе детектора 21, третьи - на выходе детектора 22 и т. д. Затем идет общий усилитель с мощным каскадом 24 и громкоговоритель 25.
Характер звучания предлагаемого инструмента может быть различным.
В одном случае (как обычно в электроорганах) все генераторы работают все время, а исполнитель нажатием клавиш постепенно увеличивает силу звука от нуля до определенного уровня.
Имеется, кроме того, возможность ударного возбуждения камертонов. В этом случае общий генератор работает все время, индивидуальные же генераторы работают в режиме усилителей, и их камертоны возбуждаются ударом молоточков, как в фортепиано.
Предмет изобретения
Электромузыкальный многоголосный клавищный инструмент гетеродинного типа с электронными генераторами, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности выделения гармоники по всему звуковому диапазону инструмента (получения гармонического синтеза тембра), в нем применены камертоны, настроенные на частоты порядка 7-10 кгц и осуществляющие стабилизацию на повьпненной звуковой частоте.
Авторы
Даты
1958-01-01—Публикация
1953-04-07—Подача