(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА -1. Изобретение относится к транспортной, технике, а именйо к системам управления трансмиссиями транспортных средств. Одной из главных задач, решаемых сис темами управления трансмиссиями, является обеспечение изменения величины линейного давления системы в зависимости от скорости движения транспортного средства. Так, например, при применении в трансмиссиях фрикционных муфт переключения большого диаметра по мере увеличения скорости транспортного средства необходимо умеШЕэШИТЬ величину линейно-, го давления в системе с тем, чтобы тем . самым полностью или частично скомпенсировать увеличение центробежного давления в полости фрикционных муфт. Из основного авт. св. Мз 85О418 известна система управления трансмиссией транспортного средства, содержащая источник давления рабочей жидкости, скорости транспортного средства и клапан линейного давления, имеющий корпус с полостями, размещенный в нем подпружиненный золотник с хвостовиком, образующий с корпусом две смежные замкнутые камеры, при этом полости корпуса сообщены с источником давления рабочей жидкости, фрикционными муфтами переключения и гидробаком, а замкнутая камера между хвостовиком и золотником сообщена с датчиком скорости транспортного средства tl В известном решении постовленная задача - разгрузка линейного давления при увеличении скорости движения транспортногц средства обеспечивается путем силового воздействия давления датчика скорости на разность площадей ( Р - Г ) золотника и хвостовика клапана линейного давления. При этом давление источника рабочей жидкости воздействует на торец хвостовика и устанавливает в системе исходную величину линейного давления РЛ, и о - исходное усилие пружины клапана. Таким образом, точность работы известных систем, колебание to линейного давления непосредственно зависит от погрешности усилия двр пружины клапана линейного давления. При этом чем больше-усилие пружины Sg тем больше величина погрешности д Q.Q , а следовательно и сЛрд , и соответственно меньше точность работы системы. Величина усилия QO зависит от параметров : расчетной величины линейного давления, обеспечивающей трогание с места и f - площади сечения хвостовика золотника клапана линейного давления. Величина f определяет степень разгрузки линейного давления л Рд Хтахлгп-in Р максимальной скорое ти транспортного средства. В тех случаях, когда величина мало отличается от F , как; это имеет место в известных системах, величина (Ду достигает величины, при которой погрешность сАрд может достигать Ю-15% от , что существенно снижает точность работы этих систем и является их недостатком. Цель изобретения - повьппение эконо-. мичности работы системы. Поставленная цель достигается тем, что в известной системе клапан.линейно го давления снабжен плунжером, расположенным в глухом продольном отверстии, выполненном в хвостовике золотника упомянутого клапана, при этом полость упомянутого отверстия связана магистралью с источником давления, а вторая замкнутая камера упомянутого клапан;а - с гидробаком. На чертеже показана предложенная система управления трансмиссией. Она содержит источник 1 давления рабочей жидкости, датчик 2 скорости транспортного средства, клапан 3 линей- ного давления, клапан 4 переключения фрикционных муфт 5 и 6. Клапан 3 линейного давления содержи корпус 7, золотник 8 с хвостовиком 9, на- противоположном конце которого установлена пружина 10. В хвостовике 9 выполнено глухое отверстие 11, в котором размещен плунжер 12. Корпус 7 клапана 3 содержит полости 13 - 16, а также смежные замкнутые камеры 17 и 18. В корпусе 7 выполнена также дополнительная полость 19, которая сообщается сквозными отверстиями 20 с глу хим отверстием 11 хвостовика 9, ,Источник 1 каналом 21 сообщен через полости 14 и 13 корпуса 7 с клапаном 4 управления фрикционными муфтами 5 и 6 к шалом 22 с полостью 16 корпуса 7 и 9 074 каналом 23 с дополнительной полостью 19 корпуса 7. Датчик 2 скорости каналом 24 сообшается с замкнутой камерой 17 корпуса 7, а смежная с ней замкнутая камера 18 и полость 15 сообщается с гидробаком. Система работает следующим образом. При стоящем на месте транспортном средстве и работающем двигателе начинается подача давления от источника 1 к клапану 3 линейного давления. При этом через канал 23, дополнительную полость 19 корпуса 7 клапана 3 и сквозные сверления 2О давление источника 1 воздейст- вует на площадь f глухого отверстия 11 хвостовика 9, равную площади f сечения плунжера 12. В системе создается максимальное (исходное линейное давление, соответствующее стоящему на месте транспортному средству, т. е. при скорости движения, равной нулю: С ПОМОЩЬЮ клапана 4 происходит включение фрикционной муфты 5 понижающей ступени трансмиссии и транспортное средство трогается с места. При движении давление Рд датчика скорости воз- действует на разность площадей золотника 8 и хвостовика 9, уменьщая величину максимального линейного давления соответственно выражению dp + Рдс( Уменьшение величины линейного давления компенсирует увеличение центробежного давления в полостях фрикционных муфт 5 и 6 при высоких скоростях движения. Усилие пружины . QQ может быть выбрано значительно меньшим, чем в известных системах, поскольку Q, вследствие чего повьпдается точность работы системы. Кроме того, применение предлагаемой системы упрощает и конструкцию клапана линейного давления, поскольку в нем может быть применена од;На пружина вместо двух, которые требуются для создания такой же величины линейного давления-в известных системах. Применение двух пружин вместо одной, 1как это имеет место в известных системах объясняется конструктивными соображениями, поскольку при одной пружине с большим усилием Q значительно увеличивается длина клапана линейного давления. Размеры конструктивных элементов клапана н f ) линейного давления могут быть получены из уравнений равнове-
Авторы
Даты
1982-08-07—Публикация
1980-12-29—Подача