Устройство для стопорения вала турбобура Советский патент 1982 года по МПК E21B4/00 

Описание патента на изобретение SU949153A1

Изобретение относится к бурению :скважин, в частности, предназначено для передачи ротором крутящего момен та на вал турбобура в случае заклинивания долота. Известно устройство для соединени вала забойного двигателя с колонной бурильных труб, содержащее поршневую муфту с наружными и внутренними шлицами, взаимодействующими со шлицами вала и корпуса ClJ. Недостатком устройства является малая долговечность уплотнения поршневой муфты в абразивной среде бурового раствора. Известен также стопор вала забойного двигателя, включающий нижнюю и верхнюю храповые полумуфты, установленные соответственно на валу посред ством пружины с возможностью осевого перемещения и в корпусе турбобура 2 Недостатком устройства является то, что в процессе работы забойного двигателя храповые полумуфты находят ся в постоянном контакте друг с другом, в результате чего они интенсивно изнашиваются. Цель изобретения - повышение долговечности устройства. Цель достигается тем, что нижняя полумуфта снабжена спиральными лопастями , размещенными на ее наружной поверхности. На фиг. 1 изображено устройство для стопорения вала турбобура; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Устройство содержит нижнюю храповую полумуфту 1, установленную на валу 2 турбобура с возможностью осевого перемещения посредством Муфты 3, втулки Ч со шпонкой 5, пружины 6 и шлицов 7 и 8, верхнюю храповую полумуфту Э, установленную в корпусе 10 турбобура. На наружной поверхности нижней полумуфты 1 размещены Спиральные лопасти 11. Работа устройства осуществляется следующим образом. щающейся частью устройства передает, вращение долоту и происходит процесс углубления скважины. Устройство за счет лопастей 11, диаметр которых в сечении равен диаметру турбобура, способствует улучшению очистки забоя от шлама, в результате чего увеличивается скорость углубления и проходка на долоте. В процессе бурения нижняя полумуф та 1 не входит в зацепление с верхней полуМуфтой 9, при этом исключается износ храпового механизма соединения полумуфт от трения в абразив ной cpejHe за счет отжатия нижней полумуфты 1 вниз под воздействием гидравлической тяги лопастей П. Отжатие нижней полумуфты 1 вниз также способствует касание спиральных лопа стей 11 к стенкам скважины. В случае заклинивания долота вращение вала турбобура прекращается, нижняя полумуфта 1 под действием пружины 6 смещается вверх и при вращ НИИ вправо корпуса турбобура через бурильные трубы от ротора храповые соединения полумуфты 1 и 9 входят в зацепление и передает крутящий момен на долото. Аварии, связанные с заклиниванием долота, можно ликвидировать, когда момент .турбобура снова окажется достаточным для поворота долота. При достижении скорости вращения до 500600 об/мин нижняя полумуфта 1 вновь опускается вниз по шлицам, сжимая пружину 6. Если заклинивание долота не удалось ликвидировать, создают максимально возможный крутящий момент, вы ше которого может произойти слом инструмента. При этом шпонка 5 с помо щью котором крепится втулка k на муфте 3 срезается и корпус турбобур получает возможность вращения со все колонной труб, хотя вал турбобура с долотом заклинены. Вращение колонны предотвращает возможность прихвата инструмента и авария не усугубляется. Устройство, кроме ликвидации аварии, связанной с заклиниванием долота, предотвращает образование сальников над долотом и заклинивание долота крупными кусками породы за счет увеличения скорости восходящего потока бурового раствора в результате уменьшения площади кольцевого сечения в зоне устройства., а также в результате работы спиральных лопастей, принудительно удаляющих шлам из наддолотного пространства, Увеличение механической скорости и проходки на долото достигается в результате улучшения очистки забоя скважины, так как работа спиральных лопастей уменьшает давление на забой, способствует отрыву шлама от забоя и быстрому выносу его из наддолотного пространства, чем предотвращается многократное перемалывание зубцами шарошек выбуренной породы. Формула изобретения Устройство дл:я стопорения вала турбобура, включающее нижнюю и верхнюю храповые полумуфты, установленные соответственно на валу посредством пружины с возможностью осевого перемещения и в корпусе турбобура. отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности устройства, нижняя полумуфта снабжена спиральными лопастями, размещенными на ее наружной поверхности. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР №291027, кл. Е 21 В VOO, 19692.Заявка Франции № 2258515, кл. Е 21 В 3/08, опублик. 1975 (прототип) . «

iL

Похожие патенты SU949153A1

название год авторы номер документа
ПЕРЕВОДНИК СТОПОРНЫЙ (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Бабиков Андрей Васильевич
  • Деркач Николай Дмитриевич
  • Злобин Илья Валериевич
  • Селянский Дмитрий Леонидович
  • Абызов Алексей Сергеевич
  • Гуркин Андрей Михайлович
RU2648369C1
Устройство для бурения скважин 1969
  • Васильев Г.И.
  • Бабалян Г.А.
  • Белоусов А.П.
  • Латыпов М.К.
  • Спивак А.И.
SU278593A1
Устройство для бурения 1990
  • Дячук Владимир Владимирович
  • Иоанесян Юрий Роленович
SU1776751A1
ШПИНДЕЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРБОБУРА-ОТКЛОНИТЕЛЯ 1992
  • Буслаев В.Ф.
  • Шиляев А.А.
  • Стадный В.Н.
  • Изъюров А.П.
RU2082862C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Щелконогов Г.А.
RU2205933C1
Устройство для стабилизации забойных двигателей в скважине 1989
  • Рашевский Виктор Васильевич
  • Ешимов Георгий Карожанович
SU1740602A1
АМОРТИЗАТОР-МЕТАЛЛОУЛОВИТЕЛЬ 1989
  • Воинов О.В.
  • Жукова М.Г.
  • Задорожный С.И.
  • Кайданов Э.П.
  • Рубин Ф.Л.
RU2014426C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СТВОЛА НАКЛОННОЙ СКВАЖИНЫ ПРИ БУРЕНИИ ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1992
  • Шенбергер Владимир Михайлович
  • Кузнецов Юрий Степанович
  • Овчинников Василий Павлович
  • Зозуля Григорий Павлович
  • Пыталев Владимир Андреевич
  • Ибрагимов Роберт Хайдарович
  • Петров Николай Александрович
RU2049903C1
Калибратор-интенсификатор 1989
  • Климов Вячеслав Викторович
  • Кушнаренко Николай Андреевич
  • Марченко Ремуальд Николаевич
SU1694849A1
ТУРБОВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Трапезников Сергей Германович
RU2295023C1

Иллюстрации к изобретению SU 949 153 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для стопорения вала турбобура

Формула изобретения SU 949 153 A1

SU 949 153 A1

Авторы

Вертинский Франтишек Станиславович

Даты

1982-08-07Публикация

1980-12-04Подача