(54) СКЛАДНАЯ ВАНТОВО-СТЕРЖНЕВАЯ ОБОЛОЧКА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узловое соединение складной вантово- стержневой оболочки | 1978 |
|
SU750002A1 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2092372C1 |
Пространственное покрытие зданияпРяМОугОльНОй фОРМы B плАНЕ | 1979 |
|
SU808634A1 |
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТЕРЖНЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ РЕГУЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ | 2015 |
|
RU2586351C1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
Предварительно напряженная пространственная конструкция | 1981 |
|
SU981532A1 |
Складная сетчатая оболочка | 1980 |
|
SU912860A1 |
ВИСЯЧАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПОКРЫТИЯ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ОТВЕРСТИЕМ | 2002 |
|
RU2191238C1 |
Узел соединения деталей трансформирующегося каркаса | 1980 |
|
SU950868A1 |
Складной стержень | 1985 |
|
SU1291738A1 |
1
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для проектирования легких складных зданий с тентовым покрытием.
Известна односетчатая складная оболочка положительной гауссовой кривизны, об- 5 разованная четырехугольными ячейками, сторонами которых служат жесткие стержни, а по диагоналям расположены ванты. Стержни соединены между собой в узлы с помощью звездчатой узловой детали, имею- Q щей центральное отверстие, в котором закреплены концы вант. Жесткие стержни прикреплены к лучевым ребрам узловой детали с помощью цилиндрических щарниров 1.
Недостатками этого рещения являются; 5 большое, количество типоразмеров узловых деталей, ограниченная подвижность узлов в процессе трансформации оболочки, неустойчивое равновесие узловых деталей в рабочем положении.20
Известна также складная вантово-стержневая однрсетчатая оболочка, включающая трубчатые стержни-, ванты, щаровые узловые детали, каждая из которых состоит из двух полусфер, соединенных между
собой болтом, пропущенным через центральное отверстие. Ванты закреплены в узловой детали укладкой в специальные пазы. Трубчатые стержни снабжены наконечниками, имеющими боковые вырезы для пропуска тросов, и соединены с узловой деталью посредством упругой накладки 2.
Недостатками этого технического рещения являются сложность изготовления и сборки конструкции, отсутствие механизма фиксации положения узловой детали.
Наиболее близким техническим решением является складная вантово-стержневая оболочка, включающая жесткие трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали с центральным отверстием и радиальными прорезями, соединительные элементы, выполненные в виде тросов, втулок и витых пружин 3.
Недостатком этого технического решения является сложность сборки конструкции, требующей большой производственной площади. Кроме того, наличие прорезей на жестких трубчатых стержнях снижает их несущую способность, а необходимость выполнения упоров на вантах усложняет изготовление и делает невозможным их унификацию по длинам. Цель изобретения - уменьшение трудоемкости изготовления и монтажа. Указанная цель достигается тем, что в складной вантово-стержневой оболочке, включающей жесткие трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали с центральным отверстием и радиальными прорезями и соединительные элементы, выполненные в виде тросов, втулок и витых пружин, узловая деталь со стороны, противоположной основным радиальным прорезям, имеет уширение в виде конуса и дополнительные радиальные прорези, соединенные под углом-60° друг к другу и расположенные в плоскостях, повернутых на 30° по отношению к плоскостям основных радиальных прорезей, при этом ванты укреплены в дополнительных прорезях каждой узловой детали гайками, расположенными на втулке соединительного элемента, а каждый трубчатый стержень на концах имеет внутренние выступы для упора пружин. На фиг. 1 изображена складная вантово-стержневой оболочки, общий вид; на фиг. 2 - узловое соединение; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - узловая деталь; на фиг. 6 - сечение В-В на фиг. 5; на фиг. 7 - вид Г на фиг. 6. Складная вантово-стержневая оболочка состоит из жестких трубчатых стержней 1, вант 2, шаровых узловых деталей 3. Каждая узловая деталь имеет центральное отверстие 4, основные радиальные прорези 5 и дополнительные радиальные прорези 6, пересекающиеся под углом 60 причем плоскости дополнительных прорезей 6 повернуты по отношению к плоскостям основных прорезей 5 на 30°. Кроме того, узловая деталь 3 имеет уширение 7 в виде конуса. Соединительные элементы выполнены в виде трех тросов 8, один конец которых закреплен во втулке 9, а второй снабжен упором 10. Между втулкой 9 и упором 10 расположена витая пружина 11. Соединительные элементы закреплены в узловой детали с помощью гайки 12, а в стержнях 1 упором пружины во внутренние выступы 13. Ванты 2 расположены в прорезях 6 и закреплены гайкой 14. Сборку конструкции производят в следующем порядке. С одного из торцов пакета трубчатых стержней 1 производят установку соединительных элементов путем ввинчивания пружин 11 между упорами 13. Затем на втулки 9 соединительных элементов одевают узловые детали 3. Затем устанавливают узловые детали 3. причем втулки 9 вводят в отверстие 4, а тросы 8 размещают в прорезях 5. Крепление осуществляют с помощью гайки 12. Ванты 2 вставляют в прорези 6 и фиксируют гайками 14. Указанный процесс сборки повторяют на другом торце пакета стержней 1. Таким образом, данное конструктивное рещение обеспечивает возможность монтажа вантово-стержневой оболочки в сложенном состоянии. Формула изобретения Складная вантово-стержневая оболочка, включающая жесткие трубчатые стержни, ванты, шаровые узловые детали с центральным отверстием и радиальными прорезями и соединительные элементы, выполненные в виде тросов, втулок и витых пружин, отличающаяся тем, что, с целью уменьщения трудоемкости изготовления и монтажа, узловая деталь со стороны, противоположной основным радиальным прорезям, имеет ущирение в виде конуса и дополнительные радиальные прорези, размещенные под углом 60° друг к другу и расположенные в плоскостях, повернутых на 30° по отнощению к плоскостям основных радиальных прорезей, при этом ванты укреплены в дополнительных прорезях каждой узловой детали гайками, расположенными на втулке соединительного элемента, а каждый трубчатый стержень на концах имеет внутренние выступы для упора пружин. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 400674, кл. Е 04 В 1/32, 1971. 2.Авторское св.идетельство СССР № 462917, кл. Е 04 В 1/32, 1972. 3.Авторское свидетельство СССР № 750002, кл. Е 04 В 1/32, 1978. и -М фиг. 5
Авторы
Даты
1982-08-15—Публикация
1980-12-29—Подача