(54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ
КАРКАСА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансформируемый каркас (его варианты) | 1982 |
|
SU1174551A1 |
Трансформируемый каркас | 1980 |
|
SU968238A1 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2092372C1 |
ЗАЩИТНОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ | 2010 |
|
RU2423573C1 |
Складная вантово-стержневая оболочка | 1980 |
|
SU950867A1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТЕНТ | 1997 |
|
RU2126878C1 |
ШАРНИРНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ СКЛАДНЫХ КАРКАСНО-ТЕНТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2021 |
|
RU2761232C1 |
Строительный элемент для крепления гибких полотнищ и узел фиксации гибких полотнищ к несущему элементу каркасной конструкции с их постоянным натяжением | 2023 |
|
RU2812122C1 |
Складное здание | 1978 |
|
SU744080A1 |
Манипулятор для движения каретки тросового лифта вдоль троса | 2023 |
|
RU2823642C1 |
1
Изобретение относится к области строительства и предназначено для трансформирующегося каркаса зданий, сооружений и покрытий, в частности, с тентовым отражением.
Известен узел соединения трубчатых стержней и тросов складного сетчатого покрытия, включающий шаровую деталь, выполненную разъемной из двух полусфер с каналами для укладки тросов, а трубчатые стержни снабжены наконечниками, имеющими боковые вырезы для пропуска тросов, и соединены с шаровой деталью посредством упругой накладки 1.
Недостатками известного узла являются сложность изготовления полусфер, в частности сложность устройства в них каналов для размещения и закрепления тросов, ограниченность взаимного поворота стержней из-за ограниченности боковых вырезов в наконечниках стержней и наличия упругих накладок, позволяющих изменять взаимное положение стержней только в направлении, перпендикулярном плоскости накладки.
Наиболее близким к предлагаемому по техническому решению является узел соединения деталей трансформирующегося каркаса, включающий палец, на котором шарнирно закреплены промежуточные и соединительные элементы 2.
Однако такая шарнирная соединительная конструкция не позволяет скомбиниро5 вать узлы соединения стержней и тросов, что ограничивает область ее применения.
Цель изобретения - упрощение конструкции, монтажа и трансформации.
Эта цель достигается тем, что в узловом ,0 соединении деталей трансформирующегося каркаса, включающем палец, на котором шарнирно закреплены промежуточные и соединительные элементы, палец выполнен с резьбой на концах для гаек и осевым отверстием для пропуска троса, при этом на
15 палец с возможностью поворота вокруг него нанизаны попарно сгруппированные средние соединительные и крайние промежуточные элементы, последние из которых шарнирно связаны с крайними соединительными элементами.
20
Соединительные элементы имеют отверстия для установки и фиксации жестких элементов каркаса.
Один из торцов каждой гайки выполнен плоским, а второй - с наружной шаровой поверхностью и внутренним коническим отверстием, переходящим в цилиндрическое с резьбой. На фиг. 1-узел, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел в аксонометрии. Узел соединения деталей трансформирующегося каркаса содержит палец 1 с осевым отверстием 2 для пропуска троса 3. На концах пальца 1 выполнена резьба для навинчивания гаек 4. Между гайками 4 на палец 1 нанизаны попарно сгруппированные средние соединительные 5 и крайние промежуточные 6 элементы. Крайние промежуточные элементы 6 осями 7 шарнирно связаны с крайними соединительными элемента ми 8. Соединительные элементы 5 и 8 снабжены глухими продольными отверстиями 9, в которые вводятся стержни каркаса и сквозными отверстиями 10, в которые устанавливаются фиксаторы. Торец гаек 4, обращенный к узлу, плоский, наружный выполнен с щаровой поверхностью 11, а отверстие 12 выполнено коническим. Сборка трансформирующего каркаса с использованием предлагаемых узлов соединения заключается в следующем. Укомплектованные узлы нанизываются на тросы 3, которые располагаются на ровной поверхности параллельно друг другу. Жесткие элементы каркаса в виде труб или стержней раскладываются между тросами так. чтобы они образовывали сеть с ячейкой в виде ромба, при этом тросы должны быть расположены по направлению коротких диагоналей ромба. Узлы соединений располагаются в узлах ячеек. По направлению длинных диагоналей ромбов раскладываются жесткие элементы так, чтобы они располагались перпендикулярно тросам 3 и проходили над ними. Далее концы жестких элементов каркаса, располагаемых по направлению длинных диагоналей ромба, вводятся в отверстия 9 средних соединительных элементов 5 и фиксируются установкой, например, щплинтов в отверстия 10. Концы жестких элементов каркаса, образующих ячейку ромба, вводятся в отверстия 9 крайних соединительных элементов 8 и фиксируются установкой шплинтов в отверстия 10, при этом соединительные элементы 8 поворачиваются на оси 7 относительно промежуточных элементов. Трансформация каркаса в транспортное или рабочее положение производится за счет сближения узлов в направлении коротких диагоналей ромба. Узлы соединения перемещаются по тросам 3, при этом средние соединительные элементы 5 и связанные с ними стержни, расположенные по направлению длинных диагоналей ромба, поворачиваются вокруг пальцев 1, отклоняясь от первоначальной плоскости и образуя плоские рамы ломаного очертания, а стержни, образующие ромб, связанные с крайними соединительными элементами 8, поворачиваются относительно последних благодаря оси 7, связывающей их с промежуточными элементами 6, которые в свою очередь поворачиваются вокруг пальца 1. Фиксация рабочего положения каркаса осуществляется за счет установки между узлами в направлении коротких диагоналей ромба стержней-фиксаторов, концы которых упираются в щаровые поверхности 11 гаек 4, навинченных на концы пальца 1, при этом трос 3 располагается в продольной полости стержней-фиксаторов. Кроме того частичная фиксация может осуществляться затягиванием гаек 4 на пальце 1. За счет натяжения тросов 3 и крепления их к основанию производится предварительное напряжение каркаса в целом и повыщение пространственной жесткости его. Положительный эффект заключается в том, что детали узла, узлы в целом, а также элементы каркаса унифицируются и могут быть изготовлены на заводах с высокой степенью механизации работ. Конструкция узла в сочетании с тентовым или пленочным ограждением каркаса позволит создавать гибкие мобильные, .тегко трансформирующиеся сооружения различных геометрических форм и разного назначения в промышленном, гражданском, сельскохозяйственном строительстве, а также укрытия для боевой техники, при этом снижается стоимость сооружения, трудоемкость монтажа и демонтажа, повыщается оборачиваемость каркаса. Формула изобретения 1.Узел соединения деталей трансформирующегося каркаса, включающий палец, на котором шарнирно закреплены промежуточные и соединительные элементы, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, монтажа и трансформации каркаса, палец выполнен с резьбой на концах для гаек и осевым отверстием для пропуска троса, при этом на палец с возможностью поворота вокруг него нанизаны попарно сгруппированные средние соединительные и крайние промежуточные элементы, последние из которых щарнирно связаны с крайними соединительными эле.мента.ми. 2.Узел соединения по п. 1, отличающийся тем, что, соединительные элементы имеют отверстия для установки и фиксации жестких элементов каркаса. 3.Узел соединения по п. 1, отличающийся тем, что один из торцов каждой гайки выполнен плоским, а второй - с наружной щаровой поверхностью и внутренним коническим отверстием, переходящим в цилиндрическое с резьбой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-08-15—Публикация
1980-12-11—Подача