Ротор электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H02K1/32 

Описание патента на изобретение SU955370A1

(54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Похожие патенты SU955370A1

название год авторы номер документа
Ротор электрической машины 1978
  • Макагон Вячеслав Антонович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Токаренко Анатолий Тихонович
  • Куцын Николай Андреевич
SU771804A1
Магнитопровод электрической машины 1979
  • Бауман Эдгар Арнольдович
  • Леонов Николай Иванович
  • Ивченко Юрий Григорьевич
  • Мотин Эдуард Алексеевич
  • Петров Виктор Михайлович
  • Степанян Эрнест Аракелович
  • Степанянц Эмилен Аракелович
SU884036A1
Способ изготовления шихтованных магнитопроводов электрических машин 1977
  • Конохов Николай Николаевич
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Жабров Михаил Григорьевич
SU729761A1
Сердечник электрической машины 1982
  • Генендер Исаак Семенович
  • Климовицкий Владимир Давидович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Рязанов Вячеслав Георгиевич
SU1224903A1
Ротор явнополюсной электрической машины 1983
  • Науменко Вячеслав Иванович
  • Клочков Олег Григорьевич
SU1140205A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
Магнитопровод ротора электрической машины 1972
  • Оганян Роберт Вачеевич
SU477503A1
Магнитопровод электрической машины 1984
  • Дума Алексей Борисович
  • Конохов Николай Николаевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1171906A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1
Двухмашинный агрегат транспортного средства 1990
  • Осичев Василий Петрович
  • Сысоев Валентин Сергеевич
  • Вовк Владимир Иванович
  • Осичев Александр Васильевич
SU1823081A1

Иллюстрации к изобретению SU 955 370 A1

Реферат патента 1982 года Ротор электрической машины

Формула изобретения SU 955 370 A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к охлаждению роторов электрических машин. Известны роторы электрических машин с аксиальными вентиляционными каналами круглого профиля, обеспечивающими дополнительное поперечное об текание хладагентом охлаждаемых поверхностей Щ . Известен также ротор электрической машины, содержащий шихтованный магнитопровод с аксиальными вентиляционными каналами спиральной формы, образованной последовательным угловым поворотом очередных профилей канала вокруг оси спирали. Такие каналы представляются навитыми на вал ротора спиралями, ось которых со падает с осью вала. Практически спиральные каналы получают путем шихтовки на вал жестей, имеющих специальный профиль центрального отверстия, вырубаемого в каждом последующем листе с угловым поворотом относительно предыдущего листа 2. Ось спиральных каналов совпадает с осью вращения ротора (ось вала). аоэтому хладагент совершает спиральвое вращение в месте с самим спираль ным каналом вокруг общей оси и не им ет относительного вращения, а следовательно, и относительного поперечного движения внутри канала. Увеличение поверхности каналов достигается не столько за счет расширения их внутренней теплоотводящей поверхности, сколько за счет увеличения длины спиральных каналов по сравнению с прямолинейными, что резко сказывается на увеличении их аэродинамического сопротивления. Спиральные каналы размещены между валом и спинкой магнитопровода ротора/в месте наибольшего удаления от обмотки, являющейся основным источником тепловыделения, при этом часть хладагента омывает вал, вообще -не нуждающийся в охлаждении. Специальный профиль отверстий аксиальных каналов, вырубаемых за одно целое с центровым отверстием в листах ротора, является причиной ассиметрии жестей, которая приводит к ассиметрии магнитного и теплового полей ротора. Таким образом, спиральные каналы, хотя и обеспечивают самовентиляцию ротора, однако снижают эффективность теплосъема. Недостаток известного ротора заключается также в трудоемкости и сложности его изготовления, ot-обенно при серийном ироизволстве. Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения ротора. Поставленная цель достигается тем, что ось спирали каждого из кана лов эксцентрично проходит внутри его профилей, имеющих, например,- круглую форл-г/, и оси всех спиралей расгю ложены параллельно и равномерно вокруг оси вала , при э .Ом спирали могут бьтть ступенчатыми. На фиг. 1 и 2 представлены попере ный и продольный разрезы ротора ; на фиг, 3 - поверхность спирального канала, условно показанного вне пакета магнитопролода, в аксонометрии/ на фиг.4 - лист ротора. Спиральный канал на. фиг., 1-3 представлен ступенчатой . Ротор электрической машины состоит из вала 1 и шихтованного магнитопровола 2, в котором выпо.пиены аксиальные вентиляционные каналЕл 3 спиральной формы. Спиральный канал образован последовательным угловым поворотом очередных его профилей 4,5 и т. д. вокруг оси спирали .Оси О(-.О всех спиралей проходят внутри профилей их каналов и расположены паралле.ль но и равномерно вокруг оси ротора ОрО Каналы имеют круглые профили с центром О-, . 8 силу этого ступени спиралей представляют собой отдельные цилиндры, оси О On КОТОРЫХ параллель но смещены на расстоянии и последовательно повернуты на уго.п л относительно оси спирали О,-.0,. Таким образом, аксиальный канал в простран стве представляет собой цилин,црическую спираль ступенчатой формы. Магнитопровод ротора с предлаraeMHivSH каналами выполняется из одинаковых листов (фиг.4). При шихтовке магнитопровода из листов или паке тов листов (в ступенчатых спи ралей) очередной лист (пакет листов) поворачивают в тангенциально направлении на учтол сс (угловое расстояние между осями О, двух сосед них спиралей). А поскольку круглые профили аксиальных каналов влисте ротора чередуются в тангенциальном направлении таким образом, что их центры Оп совершают последовательные повороты на угол об вокруг цектров спиралей О, которые в свою очередь расположены на одинаковом расстоянии и равномерно вокруг оси ротора Of, I то после шихтовки магнитопровода из таких листов указанным способом заложенное в конструкции .писта тангенциальное вращение профилей преобразуется во вращение этих профилей вокруг оси спирали по длине аксиальных каналов ротора. При движении хладагента по спиральным каналам предлагаемого ротоpei Г1ов ллается эффективность теплосъема, так как к продольному движению хладагента добавляется поперечное- более эффективное обтекание внутренней поверхности каналов, аксиальные канальа имеют развитую внутреннюю поверхность, обеспечивающую значительное увеличение поверхности теплосъема. При движении хладагента по ступенчатой спирали, на переходах этих ступеней происходит удар потока в выступающую торцовую часть очередного смещенного пакета, еще в большей степени повышает интенсивность- теплосъема в аксиальных каналах ротора. Кроме того, повышается турбулизация потока в результате его вращения внутри аксиальных каналов, Формула изобретения Ротор электрической машины, содержащий вал и шихтованный магнитопровод, пластины которого выполнены с отверстиями, расположенными с угловым смещением с образованием кана.пов спиральной формы, о т л и ч аю ш и и с я тем, что с целью повышения интенсивности охлаждения, оси каналов расположены равномерно вокруг оси вала и параллельно ей, причем ось спирали каждого из каналов расположена с эксцентриситетом относительно осей отверстий пластин. 2. Ротор ПОП.1, отличающ и и с я тем, что каналы имеют Фор.му ступенчатых спиралей . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 477503, кл. Н 02 К 1/32, 1975. 2.Патент Польши 58813, кл. 21 d55/01, 1973.

SU 955 370 A1

Авторы

Конохов Николай Николаевич

Жабров Михаил Григорьевич

Ширнин Иван Григорьевич

Збарский Леонид Александрович

Севостьянов Виктор Алексеевич

Даты

1982-08-30Публикация

1980-10-29Подача