Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя Советский патент 1982 года по МПК G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU957112A1

1

Изобретение относится к электрическим машинам и может найти применение в специализированных приборах диагностирования для безразборного контроля технического состояния электродвигателей непосредственно на объекте, например на борту самолета.

Известны устройства контроля электрических машин, содержащие датчик коммутационных пульсаций напряжения, фильтр и индикатор l .

Недостатками подобных устройств являются ограниченная область применения и малая достоверность диагноза, обусловленная зависимостью контроли- ,5 руемого параметра от различных факторов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство, сО7о держащее Датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения.

индикатор, датчик частоты вращения, схему сравнения, генератор опорной частоты и блок индикации отклонения частоты вращения от опорной 2.

Недостатком известного устройства является низкая точность контроля коэффициента усреднения пульсаций напряжения (отношение пикового значения к средневыпрямленному), используемого в качестве диагностического параметра, что приводит к снижению достоверности диагноза. В частности, при использовании известного устройства в переносных диагностических приборах.(которые эксплуатируются в температурном диапазоне -60 - +60 С) невозможно контролировать коэффициент усреднения пульсаций напряжения с погрешностью менее .Целью изобретения является повышение точности контроля.

Поставленная цель достигается тем, что устройство контроля снабжено переключателем режима работы, RS-триг39герой, схемой И, счетчиком и дешифра тором, причем генератор опорной частоты выполнен в виде последовательно соединенных генератора высокой частоты и делителя частоты, выход делителя частоты соединен с S-вхрдом RS-триггера, входы схемы И соединены с выходами RS-триггера и генератора высокой частоты, выход схе1мы И - с входом счетчика, выход счетчика с входом дешифратора, выход дешифратора - с R-входом RS-триггера и установочным входом счетчика, входы пе реключателя соединены с выходами дат ;чика коммутационных пульсаций напряжения и Я5-триггера, а выход - с входом блока измерения отношения пи кового и средневыпрямленного значений. Поскольку недостаток известного устройства обусловлен в основном тем пературой и временной нестабильность блока измерения отношения пи({:ового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, то эффективным способом повышения точности контроля является калибровка указанного измеритёльного тракта непосредственно перед проведением измерений. С этой целью на вход измерительного тракта коэффициента усреднения пульсаций напряжения необходимо подать эталонный сигнал, представляющий собой модель сигнала коммутацион ных пульсаций напряжения, в качестве которого (как экспериментально установлено) , целесообразно использовать периодическую последовательность пря моугольных импульсов с заданными параметрами, причем коэффициент усреднения такого сигнала пропорционален его скважности. Однако применение для переносного прибора (эксплуатирующегося на борту самолета) в качестве калибровочных генераторов про мышленных или подобных им измеритель ных генераторов импульсов практически невозможно как по причине их нера ботоспособности (или не обеспечения требуемой точности) в температурном диапазоне -60 - , так и вследствии их значительных габаритов и массы. Учитывая, что коэффициент усреднения периодической последовательности прямоугольных импульсов пропор ционален их скважности, следует отметить возможностью использования в качестве калибровочного генератора. 24 создающий сигнал со стабильной скважностью. На чертеже представлено устройство контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока. Устройство включает датчик 1 коммутационных пульсаций напряжения 1, переключатель 2 .режима работы, блок 3 измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, индикатор k, блок 5 индикации отклонения частоты вращения от опорной, RS-триггер 6, схему И 7, счетчик 8, дешифратор 9, делитель 10 частоты, генератор 11 высокой частоты, блок выделения максимальной составляющей спектра пульсаций (датчик 12 частоты вращения) и схему 13 сравнения. Устройство контроля работает в двух режимах, а именно в режиме Измерение и режиме Калибровка, задаваемых с помощью переключателя 2 режима работы. В режиме Измерение сигнал коммутационных пульсаций напряжения с датчика 1 одновременно поступает в канал измерения коэффициента усреднения (т. е. через переключатель 2 в блок 3 измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения и на индикатор Ц} и канал контроля частоты вращения (т. е, в блок 12 выделения максимальной составляющей спектра пульсаций, например ко;1лекторной, схему 13 сравнения, куда также поступает сигнал опорной частоты с делителя 10 частоты, и далее в блок индикации отклонения частоты вращения от опорной). Режиму Измерение предшествует работа устройства в режиме Калибровка причем в этом режиме на вход блока измерения отношения пикового, и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения через переключатель 2 поступает калибровочный сигнал в виде периодической последовательности импульсов со стабильной скважностью. Калибровочный сигнал формируется следующим образом. Импульсы прямоугольной формы с. генератора 6 высокой частоты, поступают на цифровой делитель 10 частоты (например, на триггерах или счетчиках) и с изменяемым Коэффициентом деления , на выходе которого получаем импульсы с частотой следования равной, например, частоте коллекторной состав59ляющей спектра пульсаций напряжения. Передним фронтом импульса с делителя 10частоты RS-триггер 6 (выход которого соединен с одним из входов схемы И, а также с входом переключателя 2), устанавливается в состояние 1, разрешая тем самым прохождение импул сов от генератора 11 на вход счетчика 8 импульсов. Указанный счетчик подсчитывает количество поступающих на его вход импульсов от генератора 11высокой частоты до тех пор, пока дешифратор 9, соединенный с выходами счетчика, не обнаружит кодовой комбинации, соответствующей заданному числу импульсов Nд,. При этом на. выходе дешифратора появляется сигнал сброса, который устанавливает RS-триггер 6 и счетчик 8 в исходное О состояние и прекращает подсчет импульсов от генератора 11. Триггер 6 и счетчик 8 будут находиться в этом состоянии до тех пор, пока на S-вход триггера не поступит следующий импульс с делителя частоты и про цесс повторится. Таким образом, рассмотренная схема обеспечивает получение на выходе триггера 6 последовательности прямоугольных импульсов, период следова.ния которых определяется периодом следования импульсов на выходе делителя частоты Т.,, а дли тельность - временем счета заданного дешифратором количества импульсов мм N д,ел . Трд , где -период следования импульсов генератора высокой частоты. При этом отношение периода следования импульсов к их длительности (скважность импульсов) будет зависет только от соотношения коэффициента деления частоты цифровым делителем и числа импульсов, вызывающих срабатывание дешифратора. Так как максимальная ошибка цифрового устройства (счетчик, делитель частоты) не превышает единицы младшего разряда, а длительности фронтов.импульсов этих цифровых устройств на 3 - порядка меньше длительностей выходных калибровочнь1х импульсов, то погрешность воспроизводства на выходе устройства последовательности прямоугольных импульсов с заданной скважностью определяется только числом Идеи., которое выбирается, из условия получения допу стимой погрешности. 26 Таким образом, содержащийся в предлагаемом устройстве генератор импульсов со стабильной скважностью позволяет с .высокой точностью калибровать канал измерения коэффициента усреднения непосредственно перед выполнением контроля электродвигателя. Указанная калибровка может выполг няться, например, путем регулировки выходного сигнала измерителя отношения , содержащегося в блоке 3 - Следует отметить, что калибратор предлагаемо- го устройства является простым, поскольку для его построения использованы функциональные блоки, одновременно используемые и в канале контроля частоты вращения. Все это позволяет, суще ственно не усложняя схему устройства контроля ,обеспечить существенное повышение его точности и тем самым повысить эффективность оценки технического состояния электродвигателей как за счет возможности увеличения интервала между проверками, так и за счет повышения достоверности диагноза. Формула изобретения Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя, -содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений, индикатор, датчик частоты вращения, выполненный в виде блока вы- деления максимальной составляющей спектра пульсаций, схему сравнения, генератор опорной частоты и блок индикации отклонения частоты вращения от опорной, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено переключателем режима работы, RS-триг-. гером, схемой И, счетчиком и дешифратором, причем генератор опорной частоты выполнен в виде последовательно соединенных генератора высокой частоты и делителя частоты, выход делителя частоты соединен с S-входом RS-триггера, входы схемы И соединены с выходами RS-триггера и генератора высокой частоты, выход схемы И - с входом счетчика, выход счетчика - с входом дешифратора, выход дешифратора - с R-входом RS-триггера и установочным входом счетчика, входы переключателя соединены с выходами датчика коммутационных пульсаций напряжения и RS-триггера, а выход с входом блока измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

957112

1. Авторское свидетельство СССР № 131821, кл. Н 02 К 15/00, I960.

5 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2707968, кл. Н 02 К 15/00, 1978.

Похожие патенты SU957112A1

название год авторы номер документа
Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя 1982
  • Потапов Владимир Николаевич
SU1067454A1
Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя 1983
  • Герман Владимир Фроимович
  • Малинский Иосиф Борисович
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Салиенко Юрий Григорьевич
SU1150593A1
Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя 1981
  • Герман Владимир Фроимович
  • Потапов Владимир Николаевич
SU989494A1
Устройство для диагностирования коллекторной электрической машины 1983
  • Кабашкин Игорь Владимирович
  • Потапов Владимир Николаевич
SU1182446A1
Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока 1981
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Кураев Анатолий Сергеевич
  • Косенко Юрий Иванович
  • Горин Валерий Петрович
  • Ватагин Валерий Станиславович
  • Толстокоров Владимир Николаевич
SU1000953A1
Устройство для управления трехфазным транзисторным инвертором с квазисинусоидальным напряжением 1984
  • Грузов Владимир Леонидович
  • Несговоров Евгений Валерьянович
  • Проскурякова Марина Александровна
SU1244772A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА ВАЛА В НАПРЯЖЕНИЕ 1987
  • Счеславский В.П.
  • Грибанов Ю.И.
  • Панченко В.М.
  • Забегаев П.К.
RU2056700C1
Устройство измерения средней скорости движения воздуха 1980
  • Абрамов Федор Алексеевич
  • Кадымов Владимир Ахатович
  • Корогод Леонид Иванович
  • Мирошник Геннадий Александрович
SU924579A1
Устройство для контроля состояния узлов трения качения 1987
  • Захаров Сергей Иванович
  • Осетров Владимир Григорьевич
  • Шиляев Валерий Николаевич
  • Чигвинцев Олег Рюрикович
SU1423934A1
Способ контроля состояния кромки режущего инструмента и устройство для его осуществления 1990
  • Олейников Виктор Александрович
  • Лагутин Владимир Анисимович
SU1763890A1

Реферат патента 1982 года Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя

Формула изобретения SU 957 112 A1

SU 957 112 A1

Авторы

Герман Владимир Фроимович

Потапов Владимир Николаевич

Даты

1982-09-07Публикация

1981-03-31Подача