1 . : Изобретение относится к электрйческим машинам и может найти примене ние в специализированных приборах ди агностирования для безразборного кон роля технического состояния электродвигателей непосредственно на объекте, например на борту самолета. Известны устройства контроля элек трических машин, содержащие датчик коммутационных пульсаций напряжения, фильтр и индикатор 1 . Недостатком данных устройств является ограниченная область применения и малая достоверность диагноза, обусловленная зависимостью контролируемого параметра от различных факторов. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, преобразователи пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, делитель ную схему, индикатор, блок выделения максимальной составляющей спектра пульсаций, схему сравнения, генератор- опорной частоты и блок индикации отклонения частоты вращения от опорной Г23. Недостатком известного устройства является его сложность, обусловленная необходимостью использования зна- чительного количества полосовых фильтров в блоке выделения максимальной составляющей спектра пульсаций напряжения (.тока ) с тем, такое устройство было применимо для контроля широкой номенклатуры электродвигателей. Кроме того,, схемное решение избестного устройства усложняется из-за наличия коммутатора фильтров,например автоматического в блоке выделения максимальной составляюще й спектра пульсаций напряжения. (Дель изобретения - упрощение устройства контрюля скользящего контакта электродвигателя. 3ЭВ Поставленная цель достигается тем что устройство снабжено делителем напряжения, вход которого соединен с выходом датчика коммутационных пульсац |й напряжения и компаратором, пер вый вход которого соединен с выходом делителя напряжения, второй вход - с выходом преобразователя средневыпрям ленного значения пульсаций напряжения, а выход компаратора соединен с входом схемы сравнения. На чертеже представлена схема устройства. Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя включает датчик коммутационных пульсаций напряжения 1, преобразователи пикового 2 и средневыпрямленного 3 значений пульсаций напряжения, делительную схему А, индикатор 5 делитель 6 напряжения, компаратор 7 схему сравнения 8, генератор опорной частоты 9 и блок индикации отклонения частоты вращения от опорной 10. С датчика 1 сигнал пульсаций напряжения одновременно noctynaeT в канал индикации коэффициента усреднения пуль саций напряжения, включающий блоки 2-5,и в канал индикации отклонения частоты вращения контролируемого эле тродвигателя от опорной (блоки 6-10 который работает следующим образом. Пульсации напряжения, содержащие максимальную по амплитуде спектральиую составляющую например, коллекторную )с частотой, пропорциональной частоте вращения контролируемого электродвигателя, через регулируемый делитель напряжения 6 поступают на первый вход компаратора, который устанавливается на уровне логической 1 или О в зависимости от того, превышает или нет входное напряжение на первом входе величину опорного напряжения, поступающего на вто рой вход. Поскольку в качестве опорного в предлагаемом устройстве используется постоянное напряжение, пропорциональное средневыпрямленному значению пульсаций (т.е. выход блока 3 соединен с вторым входом блока 7 ) то порог срабатывания компаратора плавающий, т.е. зависящий от интенсивности сигнала пульсаций напряжения. Зто приводит к тому, что пропорциональное измерение амплитуды всех составляющих спектра пульсаций не вызывает ложного сраба.тывания компаратора. Тем самым обеспечивается автоматическая селекция максимальной составляющей спектра пульсаций напряжения и на выходе компаратора образуется последовательность импульсов, частота которых пропорциональна частоте максимальной составляющей, а значит и частоте вращения электродвигателя. Далее указанные импульсы поступают на схему сравнения 8, где их частота сравнивается с частотой опорного генератора 9 а отклонение текущей частоты от опорной индицируется в блоке 10. Таким образом, в отличие от блока выделения максимальной составляющей пульсаций напряжения, включающего десятки полосовых фильтров (настроенные на номинальную частоту для каждого типа электродвигателя ), в предлагаемом устройстве используется один компаратор 7 например, на базе операщ«онного усилителя в микросхемном исполнении, уровень срабатывания которого регулируется с помощью делителя напряжения 6. Это значительно упрощает устройство, уменьшает его габариты и дает возможность контролировать частоту вращения в широком диапазоне ее изменения. Кроме того, это позволяет исключить коммутатор фильтров, что также упрощает устройство контроля. Предлагаемое техническое решение дает возможность существенно упростить устройство контроля скользящего контакта электродвигателя и тем самым обеспечивает снижение затрат на проведение проверки электродвигателей, что особенно важно применительно к -электродвигателям авиационного оборудования, число которых на современных самолетах достигает 60-80 единиц. Формула изобретения Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, преобразователи пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, делительную схему, индикатор, схему, сравнения, генератор опорной частоты и блок индикации отклонения частоты вращения от опорной, отличающееся ,тем, что, с целью упрощения, оно снабжено делителем напряжения, вход которого соединен с выходом датчика коммутационных пульсаций напряжения и компаратором, первый вход которого соединен с выходом делителя напряжения, второй вход - с выходом преобразователя средневыпрямленного значения пульсаций напряжения, а вы
О, S
ход компаратора соединен с входом схемы сравнения. Источники информации принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство -СССР If 131821, кл. Н 02 К 15/00, 1959. 2. Авторское свидетельство СССР rto заявке ГГ 2707968/24-07, кл. Н 02 К 15/00, 1979.