На чертеже приведена принципиальная схема описываемой силовой установки.
Магистраль 1 выпуска отработавших газов двигателя 2 внутреннего сгорания подключена через дополнительную камеру сгорания 3 к газовой турбине 4 турбокомпрессора. Компрессор 5, кинематически связанный с газовой турбиной 4, подключен через орган перекрытия 6 к трубопроводу 7 подачи воздуха в дополнительную камеру сгорания 3 и к ресиверу двигателя 8. Силовая турбина У (дроссель переменного сечения) кинематически связана с двигателем 2 и установлена в выхлопном патрубке 10 газовой турбины 4 последовательно с регенератором 11 с возможностью смывания наружной поверхности ее корпуса отработавшими газами, выходящими из выходного канала регенератора И. Выпускной патрубок силовой турбины соединен через дополнительный трубопрввод 12, являющийся продолжением трубопровода 7 подачи воздуха, с дополнительной камерой сгорания 3, связанной с впускным патрубком газовой турбины 4, выхлопной патрубок 10 которой соединен через поворотные жалюзи 13 с входным каналом корпуса регенератора И. Силовая установка включает в себя также холодильник 14, обводной трубопровод 15 и электростартер 16.
Силовая установка работает следующим образом.
На неноминальных режимах работы двигателя, характерных для транспортных силовых установок, силовая турбина 9 соединяется с коленчатым валом муфтой сцепления (на чертеже не показана) и на нее перепускается по трубопроводу 7 через регенератор 11 избыточная часть сжатого воздуха от компрессора 5. После расширения в силовой турбине 9 до противодавления на выхлопе в магистрали 1 выпуска отработавших газов сжатый воздух поступает в камеру сгорания 3 в среду выхлопных газов. 1уда же подается и дополнительное топливо для дожигания выхлопных газов и повышения энтальпии продуктов сгорания перед газовой турбиной 4. Дополнительное топливо сжигается в камере в количествах, обеспечивающих поддержание необходимых высоких значений степени наддува и расхода воздуха в компрессоре 5. При этом перед силовой турбиной 9 сжатый воздух подогревается в регенераторе 11 отработавшими газами турбины 4. Этими же отработавшими газами после регенератора 11 путем внешнего омывания наружных поверхностей корпуса силовой турбины вблизи ее рабочего колеса воздух подогревается и при расширении на лопатках рабочего колеса турбины для повышения его работоспособности.
Аналогичный перепуск сжатого воздуха осуществляется и при запуске двигателя. Но в этом случае турбокомпрессор раскручивается электростартером 16 до момента воспламенения топлива от электросвечи в камере сгорания 3, и часть воздуха, минуя холодильник 14, поступает в двигатель 2
по обводному трубопроводу 15.
На номинальном релсиме работы двигателя в органе перекрытия 6 изменяется направление сжатого воздуха только в двигатель 2 через холодильник 14, жалюзи 13
перекрывают входной канал регенератора 11 для выхода отработавших газов в атмосферу (см. положение их в виде пунктирных линий) и силовая турбина отключается от коленчатого вала. В камеру сгорания 3 прекращается подача топлива и она используется как обычный канал, через который проходят выхлопные газы на турбину 4. Описываемая силовая установка имеет
следующие преимущества по сравнению с известной:
уменьшаются потери энергии более высокого давления сжатого воздуха при перепуске его в камеру сгорания в среду выхлопных газов более низкого давления;
используется полностью перепускаемая часть сжатого воздуха не только в камере сгорания, но и для получения дополнительного крутящего момента через силовую
турбину на валу двигателя;
в силовой установке более полно используется тепло отработавших газов из турбины турбокомпрессора вследствие выпуска их через регенератор для подогрева
сжатого воздуха перед силовой турбиной и через ее корпус - в проточной части;
сокращается время запуска путем включения силовой турбины и подогрева воздуха перед ней.
В связи с этим во всех случаях работы двигателя на неноминальных режимах расход топлива в дополнительной камере сгорания описываемой силовой установки будет ниже, а эффективный КПД и экономичность выше, чем в известных силовых установках.
Формула изобретения
1. Силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания, дополнительную камеру сгорания, установленную в магистрали выпуска отработавших газов, газовую турбину, установленную в той же
магистрали и снабженную выхлопным патрубком, кинематически соединенный с газовой турбиной компрессор, подключенный к ресиверу двигателя и к трубопроводу подачи воздуха в дополнительную камеру
сгорания, в котором установлен регенератор, подключенный к выхлопному патрубку газовой турбины, и дроссель переменного сечения, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности, дроссель
переменного сечения выполнен в виде силевой турбины, кинематически связанной с двигателем.
2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что силовая турбина установлена в выхлопном патрубке газовой турбины последовательно с регенератором с возможностью омывания наружной поверхности ее корпуса отработавшими газами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США № 3103780, кл. 60-13. опубл. 1963.
2.Заявка Франции № 2308785, М. кл. F 02 В 37/04, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Силовая установка транспортного средства | 1981 |
|
SU964207A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1979 |
|
SU823612A1 |
Двигатель внутненнего сгорания | 1978 |
|
SU709825A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU866251A2 |
Комбинированный двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1657695A1 |
Силовая установка | 1980 |
|
SU985358A1 |
ПАРОГАЗОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2054563C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОНОМНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2007606C1 |
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1714172A1 |
Устройство для прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU937754A1 |
Авторы
Даты
1981-01-07—Публикация
1978-09-05—Подача