При этом,применяемая для обработ ки щебен. jHoro основания цементопес чаная смесь вследствие большого-рас хода цемента быстро твердеет и прио ретает при твердении излишне высоку жесткость, что является причиной тр щинообразования в основании, происх дящегося в результате усадки и дейс вия переменных температур. Образова ние трещин ведет к снижению несущей способности основания и дорожной одежды в целом. Наиболее близким к изобретению п технической сущности и достигаемому результату является способ возведения дорожного и аэродромного осно вания, включающий укладку слоя щебня, нанесения на него твердекяцего, содержащего комковые включения мате риала на основе нефелинового шлама и последующее уплотнение f3. При медленном характере твердения уплотненного нефелинового шлама и способности к восстановлению структурных связей, обусловленных преобладанием в шламе двухкальциевого силиката и особенностях процесса гидратации последнего уменьшается трещинообразование в основании и повышается его несущая способность в результате повышения деформативности омоноличенного.слоя основания и отсутствия усадочных явлений;отпадает необходимость в уходе за готовым основанием и появляется возможность, эксплуатации основания под движением до устройства покрытия; появляется возможность исправления ровности возведенного основания после его уплотнения и даже по истечении определенногр срока эксплуатации основания под движением. Неуплотненный нефелиновый шлам не схватывается и сохраняет удобоукладываемость и уплотняемость в течение более длительного промежутка времени, чем цементопесчаная смесь (ДО нескольких месяцев, что позволяет в 2-3 раза увеличить длину технологической захватки по устройству основания, расширить фронт работ, увеличить производительность отряда дорожно-строительных машин. Недостаток способа - низкая несущая способность основания, вследствие малой глубины проникания связующего в слой щебня. Целью изобретения является повышение несущей способности основания. Поставленная цель достигается согласно способу возведения дорожног и аэродромного основания, включакяце му укладку слоя щебня, нанесение на него твердеквдего, содержащего комковые включения, материала на основе нефелинового шлама и последующее уплотнение, перед уплотнением осуществляют разрушение комковых включений твердеющего материала и, одновременное его втапливание в слой щебня. При этом разрушение комковых включений твердеквдего материала и его втапливание в слой щебня могут осуществлять с помощью кулачкового катка; в процессе разрушения комковых включений и втапливания тверденхцего ма,териала в слой щебня могут осуществлять регулирование жесткости основания путем изменения массы и числа проходов кулачкового катка. Способ осуществляют следующим образом. На участок уплотненного земляного. полотна длиной 500-600 пог.м вывозят щебень, представляющий собой смесь фракций 40-70 мм (60%) и 20-40 мм (40%), разравнивают его бульдозером, а затем распределяют на.ширину основания слоем 16-18 см с помощью автогрейде- ров и прикатывают до устойчивого положения отдельных щебенокв слое. На подготовленный таким образом слой щебня наносят слой нефелинового шлама толщиной 8-10 см. Затем с помощью кулачкового катка марки ДУ-26 осуществляют разрушение схватившихся или смерзшихся комков нефелинового шлама, с одновременным втапливанием в слой щебня. При этом глубина проникания нефелинового шлама в слой щебня составляет 7-8 см после четырех проходов кулачкового катка, без балласта ( масса 5 т; , по.сле десяти проходов кулачкового катка с балластом ( масса 9 т 7 16-18 см, т.е. на всю толщину щебеночного слоя. Уплотнение основания производят катками на пневматических шинах за 4-12 проходов по. одному следу. По окончании уплотнения основания по участку открывают движение технологического транспорта или устраивают слой покрытия. Разрушение схватившихся или смерзшихся комков нефелинового шлама содновременным втапливанием его в слой щебня, осуществляется при возведении щебеночного основания предлагаемым способом, способствует более равномерному распределению нефелинового шлама в слое щебня и увеличению глубины проникания шлама в щебень. При этом возрастает толщина омоноличенного слоя основания и несущая способность последнего. Наиболее эффективно применение для выполнения этой операции кулачкового катка, благодаря создаваемому им высокому удельному давлению и проникновению кулачков в слой щебня, приводящему к перемещению отдельных щебенок и вдавливанию нефелинового шлама между ними. Кроме того, путем изменения массы кулачкового катка и числа его проходов появляется возможность регулировать жесткость основания за счет изменения .глубины проникновения твердеющей кокйюзиции в слой щебня, а следовательно, толщины омоноличенного слоя основания. Это необходимо, так как для различных типов дорожных и аэродромных покрытий и степени их капитальности требуются основания различной жесткости. Технико-экономическую эффективнос применения предлагаемого способа возведения щебеночного основания определяют на примере использования не фелинового иотама Ачинского глиноземного комбината путем сравнения стоимостей твердеющих композиций, расхо|Цуемых для возведения 1 км щебеночного основания по известному и предлагаемому способам, включая затраты на уход за свежеуложенным основанием. Экономический эффект от использования предлагаемого способа возведения щебеночного основания взамен известного в расчете на 1 км основания при его ширине 9,6 м составляет 3,4 тыс,руб. Преимуществом предлагаемого спосо ба, основанного на применении нефели нового шлама, являе ся также утилиЗсщия промышленного отхода что способствует защите окружающей среды. Формула изобретения 1. Способ возведения дорожного и аэродромного основания, включающий укладку слоя щебня, нанесение на него твердеющего, содержащего комковые включения, материала на основе нефелинового шлама и последукнцее уплотнение, о тличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности основания, перед уплотнением осуществляют разрушение комковых включений твердекяцего материала и одновременное его втапливание в слой щебня. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что разрушение комковых включений твердеющего материала и его втапливание в слой щебня осуществляют с помощью кулачкового катка. 3.Способ по пп. 1 и 2, о т л и чающийся тем, что, в процессе разрушения-комковых включений и втапливания твердеющего материала в слой щебня осуществляют регулирование жесткости основания путем изменения массы и числа проходов кулачкового катка. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Технические указания по устройству оснований дорожных одежд из каменных материалов, неукрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими вен 184-75 Минтранстроя СССР. 2.Гончаров Э.Я. и др. Устройст- . во щебеночного основания, обработанного цементопесчаной смесьюе Автомобильные дороги, 1979, № 4, с. 10-12. 3.Бескровный В.М. и др. Использование нефелинового шлама для устройства оснований дорог.- Автомобильные дороги, 1980, 5, с.23 24 ( прот.отип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ возведения дорожного и аэродромного основания | 2017 |
|
RU2657576C1 |
Способ возведения основания дорожной одежды | 1979 |
|
SU903446A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ОСНОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2412300C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ | 2021 |
|
RU2767638C1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2473728C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1991 |
|
RU2057831C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ | 2005 |
|
RU2317364C2 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2473730C1 |
Способ строительства цементно-бетонного покрытия | 1982 |
|
SU1038396A1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА КОНСТРУКЦИИ ОСНОВАНИЯ И/ИЛИ ПОКРЫТИЯ ТРАНСПОРТНОГО СООРУЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2593506C1 |
Авторы
Даты
1982-09-23—Публикация
1980-05-13—Подача