Изобретение относится к строительству, предназначено для строительства дорожных покрытий и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог., в особенности на слабых грунтах, включая районы Западной Сибири, где устройство земляного полотна с основанием из дренирующих материалов является дорогостоящим и трудоемким процессом.
Известна конструкция дорожного покрытия из плит, уложенных на основание 1 .
Недостатком такой конструкции является невысокая несущая способность при возведении на слабых грунтах.
Наиболее близкой к-предлагаемой является дорожная конструкция, включающая уложенные на основание блоки, шарнирно соединенные между собой по середине проезжей части и. скреплена ные гибкой стяжкой.
Блоки представляют собой двухслойную плиту, скрепленную раскосными перепонками. Сужающиеся к оси дороги в поперечном сечении блоки опираются на основание только своими утолщенными краями. При.вдавливании их в слабый верхний слой основания до более плотного грунта, выпирание слабого грунта частично происходит
10 в полость, образуемую под нижними наклонными .поверхностями Сужающихся к.оси дороги блоков, и частично у наружных граней дорожной конструкции вверх Г2 .
15 Однако, решая задачу передачи нагрузки на более плотные, расположенные глубже от поверхности слоя грунта j указанная конструкция имеет следующие недостатки.
20 Не участвуя в передаче давления . на грунт средняя часть дорожных конструкций, под которой располагается пустота, увеличивает ее ширину, в то 3Э время, как передача всего давления на срввнительно узкие крайние полос конструкции определяет ее более глу бокое погружение в слабый переувлажненный грунт и соответствующее их утолщение. При укладке блоков непосредственно на слабый, разжиженный и болотистый грунт возможны значительные неравномерные просадки смежных блоков с разрывом соединенной а их поперечных швах и повреждением дорожной кон струкции. Цель изобретения - повышение режу щей способности дорожной конструкции и надежности при эксплуатации на слабых грунтах. Поставленная цель достигается тем, что в дорожной конструкции, включающей уложенные на основание блоки, шарнирно соединенные между собой по середине проезжей части и скрепленные гибкой стяжкой, блоки выполнены составными из двух плит, верхняя из которых выполнена плоской а нижняя - J -образной, причем горизонтальная часть нижней плиты выполнена шириной, . составляющей 1/3 ширины проезжей части, вертикальная примыкает к верхней плите, а между верхней и нижней плитами размещен слой дренирующего грунта. На фиг. 1 показана дорожная конструкция при ее выполнении, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, в про цессе эксплуатации; на фиг. 3 - схема pacпqлoжeния поперечных стыков элементов нижнего и верхнего слоев дорожной конструкции. J-образные плиты конструкции нижнего слоя 1 уложены на основание 2 и скреплены гибкой стяжкой 3- Между ними размещен дренирующий материал t, а на нем расположены плиты 5 верх него слоя конструкции, скрепленные шарниром 6. Поперечные швы 7 нижних плит конструкции выполнены вразбежку Q поперечными швами 8 элементов верх него слоя конструкции. Нагрузка от транспортных средств на верхние плиты дорожной конструкци передается всей их площадью на подстилающий слой дренирующего материала. В средней части дорожного покрытия сравнительно меньшие удельные давления передаются на слабый грунт через слой дренирующего материала, а повышенные давления в крайних полосах верхнего слоя передаются на слабый грунт: нижними плитами J-образной формы, исключающими взаимное проникновение дренирующего материала и слабого, продавливаемого ими грунта до более устойчивого грунта основания. Работая на передачу нагрузки от тр.анспортн.ых средств на слабый грунт всей шириной конструкции при равной с прототипом ширине дороги обеспечивается более высокая ее несущая способность с меньшим погружением в . грунт. Отсутствие заполняемых водой замкнутых полостей в конструкции исключает ВОЗМОЖНОСТЬ разрушения конструкции при замораживании воды, что повышает надежность конструкции. Перекрытие поперечных швов верхних плит нижними J -образными плитами обеспечивает равномерную передачу давления от них на грунт через J -образные плиты. Гибкие связи между J-образными элементами не испытывают распорных нагрузок, поэтому могут, выполняться с минимальным конструктивным сечением, что обеспечивает снижение расхода металла на стяжки и на их закладные части. Формула изобретения Дорожная конструкция, включающая уложенные на основание блоки, шарнирно соединенные между собой по середине проезжей части и укрепленные гибкой стяжкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности при эксплуатации на слабых грунтах, блоки выполнены составными из двух плит, верхняя из которых выполнена плоской, а нижняя - J -образной, причем горизонтальная часть нижней плиты выполнена шириной, составляющей 1/3 ширины проезжей части, вертикальная примыкает к верхней плите, а между верхней и иижне.й плитами размещен слой дренирующего грунта. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Могилевич В.М. Сборные покрытия автомобильных дорог. М., Высшая школа, 1972, с. 35-36. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2801396/29-33, кл. Е 01 С 9/02, 1979. 5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дорожная конструкция | 1979 |
|
SU823480A1 |
Лежневой материал для строительства дорог | 2018 |
|
RU2735404C2 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ | 1998 |
|
RU2135671C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516408C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ | 2014 |
|
RU2573892C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА | 2014 |
|
RU2589138C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2140479C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ НА СЛАБЫХ И МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СБОРНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2371537C2 |
Фиг.1 3 2
о ,-7
X
,,У
X
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1980-11-20—Подача