Устройство для соединения с землей элемента-мишени Советский патент 1982 года по МПК G01V1/53 

Описание патента на изобретение SU965372A3

Изобретение относится к техниче ким средствам для сейсмических исс дований и может быть использовано при создании ударных источников возбуждения. Известно устройство, предназнач ное для создания поперечных звуковых волн и.содержащее элемент-мише снабженный поверхностью для контак с землей, и массу для нанесения уд ра по элементу-мишени в направлении, параллельном поверхности земли 1 .. Однако это устройство характеризуется низким быстродействием. Наиболее близким к предлагаемому является устройство для соединения с землей элемента-мишени, установленное на транспортном средстве и содержащее поверхность для контак та с землей, боковые ударные поверхности и дорожки каченкя для колес, транспортного средства, причем элемент-мишень соединен с маесой и со средствами для сообщения этой массе движения, направленного на боковые поверхности элементамишени . Для соединения элемента-мишени с землей его устанавливают на земле в выбранном месте и снимают с шарнирно соединенных рычагов, которые удержива дт . его в положении транспортировки. Затем транспортное средство направляют таким образом, чтобы его хвостовое шасси, состоящее в данном случае из двух осей, было наведено на элемент-мишень и зафиксировано. Затем освобождают массу, которая ударяет элемент-мишень с той большей эффективностью в отношении передачи земле сейсмической энергии, что задняя часть транспорт.ного средства давит своей тяжестью на дорожки качения 2. Однако это устройство имеет тот недостаток, что каждой операции стрельбы должно предшествовать маневрирование транспортного средства для обеспечения жесткого соединения элемента-мишени с землей, причем из-за этого маневрирования снижается частота возможного повторения последовательных освобождений массы. Цель изобретения - повышение быстродействия устройства,

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для соединения элемента-мишени с землей, установленном на транспортном средстве и содержащем поверхность для контакта с землей, боковые ударные поверхности, ударную массу и дорожки качения для колес транспортного средства, причем элемент-мишень соединен с ударной массрй и со средстгвами для сообщения этой массе движения в направлении боковых поверхностей элемента-мишени, транспортно средство содержит,по меньшей мере одну ось, выполненную с возможностью перемещения между первым положением при котором колёса поставлены на землю, и вторым положением, при котором колеса поставлены на дорожки качения, и двигательные средства для перемещения оси,

. При этом двигательные средства дЛй перемещения оси содержат по меньшей мере один домкрат, корпус которого неподвижно закреплен на транспортном средстве, а шток неподвижно закреплен на оси.

Средства для перемещения оси содержат двигатель и йистему передачи для соединения двигателя с колеса 1 1И

Ось, выполненная с вЪзможностью перемещения, соединена с элементоммишенью тросами, опирающимися на ручей, шкива, ось которого закреплена на транспортном средстве.

При наличии в устройстве двух осей, выполненных с возможностью перемещения, они расположены по две стороны от элемента-мишени и выполнены с возможностью перемещения в противоположных направлениях.

Транспортное средство содержит по крайней мере одну часть, выполненную с возможностью перемещения и жестко связанную с перемещаемой осью,.

На фиг,1 представлено устройство в момент, когда элемент-мишень находится в верхнем положении, а обе оси раздвинуты - на фиг,2 - то же, в момент, когда элемент-мишень находится в контакте с землей, а обе оси в сдвинутом положении давят на элемент-мишень; на фиг,3 - то же, в положении,когда оно давит на элемент-мишень, вид сбоку; на фИ1.4 узел I на фиг.3.

Устройство содержит конструкцию 1, установленную на двух снабженных колесами осях 2 и 3. Конструкция поддерживает массу 4 и средства, позволяющие сообщить ей скорость с определенной амплитудой. Эти средства состоят из управляющего рычага 5, один конец которого жестко соединен с массой, а другой конец установлен с возможностью поворота относительно оси б, жестко соединенной с платформой 7, в плоскости, перпендикулярной конструкции.

Платформа 7 выполнена с возможностью поворота относительно жестко соединенной с конструкцией 1 головки, причем ось вращения перпендикулярна указанной конструкции. Двигательные средства, заставляющие поворачиваться рычаг 5 и платформу. 7, не представлены на чертежах.

0 Кроме того,., устройство содержит элемент-мишень 8, снабженный на своих боковых стенках ударными поверхностями 9 и содержащий в своей верхней части дорожки качения 10

5 для колес осей, на которых установлена конструкция. Дорожки качения профилированы для облегчения подъема колес на элемент-мишень,

Двигательные средства, выполненные в виде канатов/или цепей 11,

неподвижно, закреплены в верхней части элемента-мишени и опираются на концевые шкивы 12 и 13, оси которых неподвижно закреплены соответственно

5 в верхней части конструкции на вертикали элемента-мишени и в его нижней части на высоте .осей 2 и 3, Эти последние содержат узлы крепления для второго конца канатов или цепей.

Каждая ось содержит две направляющие

14 {фиг. 3 и 4) с одной и с другой стороны от продольной оси конструкции. Они выполнены с возможностью скольжения по двум направляющим рельсам 15, неподвижно закрепленным в

нижней части конструкции параллельно ее продольной оси.

Двигательные средства, предназначенные для перемещения осей, содер домкраты 16,корпуса которых неподвижно закреплены на конструкЦии, а штоки неподвижно закреплены на осях 2 .и 3, Домкраты . направлены таким образом, что в результате их одновременного расширения обе оси сближаются, а элемент-мишень опускается. Средства давления, расположенные на конструкции (не изображены),. позволяют приводить демократы в движение, в верхнем положении элемент-мишень упирается в стопоры 17, жестко соединенные с конструкцией.

Расстояние между осями в их положении сближения выбирается таким образом, чтобы оно было меньше длины элемента-мишени. Точно также, максимальное расстояние между двумя осями, соответствующее положению s. обратного хода или заднего хода штоков домкратов, выбрано превышающим длину элемента-мишени. Креме того,. длина канатов или цепей выбирается таким образом, чтобы расстояние 5 между осями превышало длину рлемена-мишени, когда к последнему начинают прикладывать силу тяги.

Устройство работает следующим образом.

Проводят в действие домкраты 16, тобы приблизить одну к другой обе оси 2 и 3 и одновременно опустить элемент-мишень.8. Последний входит в контакт с землей. Поскольку давление домкратов на оси продолжает осуществляться, колеса поднимаются по дорожкам качения 10 (фиг.2) и заставляют конструкцию 1 давить своимвесом на элемент-мишень 8, Тогда можно осуществлять операцию возбуждения колебаний.

Перемещение устройства с одного места возбуждения на другое осуществляют следующим образом.

Включается обратный ход штоков омкратов 16/ в результате чего обе си отодвигаются одна от другой, колеса опускаются на землю. В результате увеличения длительности вижения обратного хода штоков домрата на канаты или цепи 11 оказыается давление, которое передается элемент-мишени 8. Последний подниается до своего верхнез о положения, котором он блокируется стопорами 17 (фиг.1). Подвижная конструкция 1 готова к перемещению.

В вариантах устройства можно заменить оба домкрата;любым другим двигательным средством, способннлм заставить ращаться передние и задние колеса в противоположных направлениях. Можно использовать гидравлический двигатель, соединенный с гидростатической передачей известного типа.. Тогда в положении перемещения устройства обе оси 2 и 3 будут установлены неподвижно относительно конструкций 1, а колеса будут приведены во вращение в том же направлении. Для того, чтобы заставить колеса подняться на дорожки качения элемента-мишени, отсоединяют оси относительно жесткой конструкции и меняют на противоположное направление гидравлической передачи, прилагаемой к колесам, например, передней оси 2, Приводя в действие гидравлический двигатель, вызывают сближение обеих осей и подъем колес на элемент-мишень. Таким же образом, изменяя направление передачи на противоположное, после каж,договозбуждения возвращают обе оси в их начальное блокированное положение. Можно также реализовать устройство, снабженное двумя осями, из которых только одна может перемещаться и подниматься на элементт мишень и прикладывать к последнилу часть веса конструкции 1,

Подобным образом можно сделать независимыми одно от другого движение одной или .обеих осей и элемента-мишени, управляя их перемещениями независимыми одно от другого двигательными средствами.

В вышеописанном варианте осуществления и в его вариантах используемая конструкция является жесткой, а оси выполнены с возможностью перемеще0ния относительно последней, Однако можно также заменить жесткую конструкцию 1 деформируемой конструкцией, с которой жестко соединены одна или обе оси. Эта.конструкция может быть

5 выполнена из дзэук частей, каждая из которых несет одну из осей, причем эти части могут перемещаться одна относительно другой.

Кроме того, структура может перемещаться с помощью трайспортного

0 средства или быть самодвижущейся. Двигательные средства, позволяющие перемещать транспортное средство, могут быть независимыми от средств j перемещения осей и элемента-мишени

5 (случай использования домкратов 16) или быть одними и теми же , {случай, в котором воздействуют непосредственно на колеса посредством гидравлической передачи, например, для

0 того, чтобы поднять их на элементмишень 8) ,

Предлагаемое устройство характеризуется высокой маневренностью, . что позволяет ускорить установку

5 элемента-мишени в точке возбуждения и тем самым повысить быстродействие устройства.

40

Формула изобретения

1, Устройство для соединения с землей элемента-мишени, установленнре на транспортном средстве и содержащее поверхность для контакта с землей, боковые ударные поверхности, ударную массу и дорожки качения для колес транспортного средства, причем элемент-мишень соедиCQ ней с ударной массой и со средствами для сообщения этой массе движения в направлении боковых поверхностей элемента-мишени, отличающее с я тем, что, с целью, повышения быстродействия устройст55ва,, транспортное средство содержит по меньшей мере одну ось, выполненную с возможностью перемещения между первым положением, в котором колеса стоят на земле, и вторым

60 положением, в котором колеса стоят на дорожках качения, и средства для перемещения оси.

2, Устройство по п. 1, о т л и65чайщееся тем, что средства

для перемещения оси содержат по меньшей мере один домкрат, корпус которого неподвижно закреплен на транспортном средстве, а шток неподвижно закреплен на оси.

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что средства для перемещения оси содержат двигатель и систему передачи для соединения двигателя с колесами.

4.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что ось, выполненная с возможностью перемещения соединена с элементом-мишенью тросами, опирающимися на ручей шкива,

ось которого закреплена на транспортном средстве.

5.Устройство по пп. 1 - 4, о тличающееся тем, что при

:наличии двух осей, выполненных с возможностью перемещения, они расположены по две стороны от элементамишени и выполнены с возможностью перемещения в противоположных направлениях. .

6. Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что транспортное средство содержит по меньшей мере одну часть, выполненную с возможностью перемещения и жестко связанную с перемещаемой осью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 693292, кл. G 01 V .1/053у 1977.

2.Патент СССР № 663334,

кл. G 01 V 1/15, опублик. 1970 (прототип) ,

Похожие патенты SU965372A3

название год авторы номер документа
Устройство для возбуждения в грунте поперечных сейсмических волн 1975
  • Жак Шоле
  • Пьер-Клод Лэйотт
SU1175364A3
Передвижное устройство для возбуждения в грунте поперечных сейсмических волн 1976
  • Пьер Клод Лайотт
  • Жак Шоле
SU1445564A3
Устройство для создания в почве поперечных акустических волн 1983
  • Пьер Клод Лайотт
  • Жак Шоле
  • Пьер Гроле
  • Ролан Юэн
SU1311632A3
Устройство для создания в почве поперечных акустических волн 1982
  • Пьер-Клод Лайот
  • Лоран Бозек
SU1144630A3
Устройство для возбуждения упругих волн в грунте на транспортном средстве 1978
  • Жак Шоле
  • Андре Пок
SU969180A3
Устройство для возбуждения в почве поперечных волн 1978
  • Жак Шоле
  • Пьер-Клод Лэйотт
SU873897A3
Плавучее модульное устройство для добычи,хранения и погрузки нефти в море 1984
  • Исаак Беар
  • Юбер Берте
SU1336946A3
Устройство для излучения акустических волн в жидкости посредством имплозии 1979
  • Жак Шоле
  • Пьер Маньвиль
  • Жан Касан
SU1005669A3
Устройство для автоматического регулирования глубины погружения буксируемого в воде объекта 1978
  • Жак Шоле
SU938755A3
Буровое шарошечное долото 1978
  • Анри Шоле
SU1017174A3

Иллюстрации к изобретению SU 965 372 A3

Реферат патента 1982 года Устройство для соединения с землей элемента-мишени

Формула изобретения SU 965 372 A3

/; ks: /5wXAvxAVXAV/j fff3 Фаг. 2 S гУЛ 8 ff

-I J

///

f4

t f6

Фг/г.

7/

SU 965 372 A3

Авторы

Пьер-Клод Лайотт

Андрэ Жам

Даты

1982-10-07Публикация

1979-07-05Подача