Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины Советский патент 1982 года по МПК F01D25/16 

Описание патента на изобретение SU979655A1

(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ТУРБОМАШИНЫ

Похожие патенты SU979655A1

название год авторы номер документа
Подшипник скольжения 1980
  • Дейч Рафаил Самуилович
SU929901A1
Способ обнаружения дефектов подшипников турбокомпрессора 1990
  • Погребняк Андрей Валерьевич
  • Тартаковский Эдуард Давыдович
  • Игуменцев Евгений Александрович
  • Ивлюшин Виктор Евгеньевич
SU1784851A1
Способ автоматического контроля барабанной мельницы 1987
  • Мещеряков Леонид Иванович
  • Карпов Валерий Валентинович
  • Модзиленский Олег Викентиевич
  • Младецкий Игорь Константинович
  • Попов Василий Петрович
SU1607952A1
Способ определения собственных частот и форм колебаний деталей сложной формы 2016
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
RU2623602C1
Способ диагностики касания лопаток рабочего колеса о корпус в составе осевой турбомашины 2022
  • Данилкин Сергей Юрьевич
  • Кураков Александр Леонидович
RU2795805C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2019
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
RU2709238C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Посадова Ольга Львовна
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2395068C2
Способ безразборной диагностики изменений технического состояния судовых рулевых устройств в результате воздействия ледовых нагрузок и устройство для его реализации 2017
  • Куркова Ольга Петровна
  • Углов Александр Владимирович
  • Углова Юлия Николаевна
  • Горовая Ольга Николаевна
  • Мокрый Геннадий Олегович
RU2655611C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Воинов Виктор Владимирович
  • Михайлов Александр Леонидович
RU2296970C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИГНАЛА ДАТЧИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА 2010
  • Семенов Александр Сергеевич
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Ибряева Ольга Леонидовна
  • Бушуев Олег Юрьевич
RU2444039C1

Иллюстрации к изобретению SU 979 655 A1

Реферат патента 1982 года Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины

Формула изобретения SU 979 655 A1

1

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при диагностике высокооборотных турбомашин.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины путем определения степени износа подшипников по степени изменения параметров спектра вибрации 1.

Недостатками известного способа являются пониженная точность и значительная трудоемкость.

Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости.

Для достижения поставленной цели предварительно определяют частоту автоколебаний вала турбомашины на масляном слое подшипников, и изменение параметров спектра вибрации контролируют по изменению амплитуды вибрации на нейденной частоте.

В высокооборотных турбомашинах с подшипниками скольжения главными составляющими колебаний ротора являются синхронная вибрация, т. е. вибрация с частотой вращения f., вызываемая дисбалансом вращающихся масс, и асинхронная вибрация с частотой fas,определяемой автоколебаниями вала турбомашины на масляном слое подшипников. Для жесткого ротора обычно ,5 f J. , для гибкого ротора fac кр (fffp - критическая частота) при частоте вращения больше удвоенной критической частоты.

На чертеже приведены результаты реализации данного способа при оценке технического состояния подшипников скольжения турбомашины при различной степени износа подшипников.

15 На корпус турбомашины устанавливают вибродатчик, сигнал от которого подается на анализатор спектра, а сам спектр автоматически записывается самописцем на ленту. На чертеже показаны спектры колебаний корпуса с различным значением износа подшипника при скорости вращения ротора п 20000 об/мин. Спектр 1 получен при зазоре в подщипнике 0,06 мм, спектр 2 - при зазоре 0,26 мм. В спектре 2 на частоте fac 120 Гц имеется дискретная составляющая с уровнем вибрации L 82 дБ, превышающая уровень спектра 1 на данной частоте примерно на 20 дБ. Аналогичные изменения амплитуды колебаний на частоте fac получены при других значениях скорости вращения ротора и зазорах в подшипнике. Во всех случаях амплитуда колебаний ротора на частоте fgc с увеличением зазора в подшипнике возрастает, она шиеет ярко выраженный дискретный характер и легко может быть выделена из спектра с помощью анализатора спектра.

Технико-экономическая эффективность от использования данного способа оценки технического состояния подшипников скольжения и турбомашины в целом заключается в снижении трудоемкости, повышении точности и достоверности оценки.

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния подшипников скольжения турбомашины путем определения степени износа подшипников по степени изменения параметров спектра вибрации, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, предварительно определяют частоту автоколебаний вала турбомашины на масляном слое подшипников, и изменение параметров спектра вибрации контролируют по изменению амплитуды вибрации на найденной частоте.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

I. Патент СССР № 564828, кл. L 01 М 15/00, 1974.

SU 979 655 A1

Авторы

Еварестов Анатолий Павлович

Дейч Рафаил Самуилович

Коротков Петр Архипович

Овчарова Галина Петровна

Даты

1982-12-07Публикация

1981-04-13Подача