Устройство для предпусковой смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F01M5/00 

Описание патента на изобретение SU979661A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОЙ СМАЗКИ

ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к, двигателестроению и, в частности, к устройствам, улучшающим смазКу и облегчающим запуск двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Известны устройства для смазки турбокомпрессора, содержащие нагнетательную магистраль насоса, подключенную к охлаждающей полости турбокомпрессора, снабженного картером и масляной камерой, снабженной клапаном, выполненным в виде шарика, и подключенной к охлаждающей полости и к картеру 1.

Однако в таких устройствах камера с клапаном Не обеспечивает достаточной надежности для предпусковой смазки подшипников турбокомпрессора, так как клапан, выполненный в виде шарика, не может достаточно долго поддерживать давление масла в камере и сохранять достаточное количество смазочного масла. Шарик и камера должны быть выполнены с высокой точностью для обеспечения минимального зазора между ними и для исключения перетечек масла из камеры в картер. Это затрудняет изготовление таких устройств.

Известны также устройства для предпусковой смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержашие масляный поддон, насос подачи смазочного масла и нагнетательную магистраль, подключенную к корпусу подшипникового узла турбокомпрессора, снабженного картером и охлаждающей масляной полостью, сообщенной через канал подвода масла с подшипниками 2.

В устройствах для предпусковой смазки в нагнетательной магистрали установлен аккумулятор давления, выполненный в виде цилиндра с двумя противоположно расположенными подпружиненными поршнями. Аккумулятор давления - это сложное уст5 ройство, установленное вдали от подшипников турбокомпрессора, что снижает надежность предпусковой прокачки смазки при низких температурах и, следовательно, долговечность подшипников турбокомпрессора.

Целью изобретения является повышение Надежности и долговечности подшипникового узла и всего устройства в целом.

Указанная цель достигается тем, что охлаждающая полость дополнительно сообщена с картером турбокомпрессора при помощи перепускного канала с хлапаном.

Кроме того, входное отверстие перепускного канала расположено выше OCR подшипников, а отношение площади проходного сечения канала подвода масла к площади проходного сечения входного отверстия выполнено равным 1,5-2,5.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - турбокомпрессор, продольный разрез.

Устройство содержит масляный поддон 1, Насос 2 подачи смазочного масла, нагнетательную магистраль 3 и корпус 4 подшипникового узла турбокомпрессора 5. Последний содержит картер 6, охлаждающую маеляную полость 7, канал 8 подвода масла к подшипникам 9 и 10, перепускной канал 11 и клапан 12, установленный в последнем. Входное отверстие 13 перепускного канала 11 расположено выше оси 14 подшипников 9 и 10, а отношение площади проходного сечения канала 8 подвода масла с плошади проходного сечения входного отверстия 13 выполнено равным 1,5-2,5.

Насос 2 подачи масла подключен параллельно к основному насосу 15 системы 16 смазки двигателя через напорный канал 17 и перепускной клапан 18. В нагнетательной маг 1страли 3 установлен фильтр 19 и редукционный клапан 20. Картер 6 турбокомпрессора 5 связан через магистраль 21 слива с поддоном 1 двигателя, а нагнетательная магистраль 3 подключена к корпусу 4 подшипникового узла через канал 22 подвода смазки.

Устройство работает .следуюш,им образом.

При подготовке двигателя к пуску в услдвиях отрицательных температур окружающей среды Нагревается масло в поддоне 1 до Необходимой температуры и затем включается привод насоса 2 подачи масла. Разогретое масло через нагнетательную магистраль подается к турбокомпрессору 5. Пройдя по каналу 22, масло заполняет охлаждающую полость 7 и давление в последней начинает повышаться. Поскольку зазор между подшипниками 9 и 10 и ротором турбокомпрессора 5 очень мал и заполнен замерзшим маслом, давление в полости 7 продолжает расти до тех пор, пока не откроется клапан 12 и масло, продавливая пробки в магистрали 3 и канале 22, по каналам 8 и 11 Не начнет сливаться через картер 6 и магистраль 21 слива в поддон 1 двигате„1я. В результате этого прогретое масло, циркулируя через корпус 4 подшипникового узла турбокомпрессора 5, нагревает подшипники 9 и 10, замерзшее масло размягчается и выдавливается подогретым маслом из зазора между подшипниками 9 и 10 и ротором турбокомпрессора 5. При этом давление в полости 7 падает, клапан 12 закрывается, и масло стекает в картер 6 через зазор в

подшипниках 9 и 10, обильно смазывая их, после чего двигатель можно запускать.

Для ликвидации на работающем двигателе опасности потерь масла, помимо подшипников 9 и 10 в случае отказа клапана 12 (зависание запорной части, поломка пружины и т. п.), его входное отверстие 13 расположено выше оси 14 подшипников, чем достигается сахранение и пополнение в полости 7 определенного количества масла, достаточного для непрерывной смазки подшипникового узла турбокомпрессора 5. Кроме того, при отношении площади проходного сечения канала 8 подвода масла к площади проходного сеченил входного отверстия 13, равном 1,5-2,5, даже при неработающем клапане 12 может быть обеспечено давление масла в полости 7, достаточное для продавливания нужного количества масла в зазор подшипников 9 и 10.

Таким образом, предлагаемое устройство может обеспечить подшипниковый узел турбокомпрессора достаточным количеством масла как в период подготовки двигателя к запуску, так и после запуска, когда отключается насос подачи смазочного масла и включается основной насос двигателя. Это позволит в зимних условиях эксплуатации транспортных установок значительно уменьшить износ подшипникового узла турбокомпрессора и повыси-ть надежность и долговечность устройства и двигателя в целом.

Формула изобретения

. Устройство для предпусковой смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержащее масляный поддон, насос подачи смазочного масла и нагнетательную магистраль, подключенную к корпусу подшипникового узла турбокоспрессора, снабженного картером и охлаждающей масляной полостью, сообщенной через канал подвода масла с подшипниками, отличающееся тем, что, с делью повышения его надежности и долговечности, охлаждающая полость дополнительно сообщена с картером турбокомпрессора при помощи перепускного канала с клапаном.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что входное отверстие перепускяого канала расположено выше оси подшипников, а отношение площади проходного сечения канала подвода масла к площади проходного сечения входного отверстия выполнено равным 1,5-2,5.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Акцептованная заявка Японии

№ 50-32682, кл. 51 D 219, опублик. 1975.

2.Патент США № 4157744, кл. 184-6.3, опублик. 1979.

Похожие патенты SU979661A1

название год авторы номер документа
Автономная система подачи масла в двигатель внутреннего сгорания и турбокомпрессор 2018
  • Санников Дмитрий Александрович
RU2706329C1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Шапшал Борис Гаврилович
  • Важенин Владимир Павлович
  • Пушкин Анатолий Георгиевич
  • Щудляк Виталий Владимирович
  • Моисейчик Александр Николаевич
  • Зайченко Евгений Николаевич
  • Хмельницкий Богдан Израилевич
SU1143866A1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Темерсултанов Тухан Сайдахмедович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Пеньков Евгений Александрович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
RU2796181C1
Газопоршневой двигатель электроагрегата 2023
  • Черемушкин Андрей Николаевич
  • Романычев Дмитрий Васильевич
  • Лимонов Александр Константинович
RU2802562C1
СИСТЕМА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Лоренц Анатолий Сергеевич
RU2757797C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2517968C2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Галиев Ильгиз Гакифович
  • Галимов Айнур Робертович
RU2698995C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Орлов Никита Васильевич
RU2503877C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО СМАЗЫВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Александров Николай Евстафьевич
  • Дорошенко Николай Иванович
  • Гордийчук Виктор Анатольевич
RU2072430C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Андреев Ю.В.
  • Бояркин М.В.
  • Валанов Н.К.
  • Евсеев В.Н.
  • Ментешашвили И.Д.
  • Нугис Г.А.
  • Сморкалов В.А.
  • Чемерис А.И.
  • Червяков Ю.С.
RU2194167C2

Иллюстрации к изобретению SU 979 661 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для предпусковой смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 979 661 A1

SU 979 661 A1

Авторы

Богодяж Иван Петрович

Даты

1982-12-07Публикация

1981-06-12Подача