454) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
. - -. -Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цилиндрических эубчатьпс передачах, переключаелих осевым пвремещением колес, например в коробках перемены передач автомобилей тракторов, станков и других машин.
Известны зубчатые колеса, содержащие ступицу, состоящую из двух частей, одна из которых выполнена с буртом, и пакет зубчатых дисков, установленный между частями. Крайняя часть колеса, выполненная в виде гайки с зубчатым венцом, при износе зубьев может быть быстро заменена новой, но выполняя крепежные функции, она имеет достаточно большую толщину и несет на себе участок зубчатого венца, воспринимающий нагрузки как торцовой частью при переключении, так и полнопрофильной частью зубьев 1.
Недостатком известных колес является возможность ослабления резьбового соединения дисков со ступицей и углового смещения дисков относительно друг друга и, как следствие, ускоренный износ боковых поверхностей зубьев.
Наиболее близким к изобретению па технической сущности и достигаемому -i результату является составное зуб- чатое колесо,-содержащее венец и сопрязкенный с ним сменный торцовый зубчатый диск. Венец и диск этого колеса выполнены из одного материала С 2 3.
Недостатком известного зубчатого
10 колеса является низкая долговечность вследствие износа зубьев по торцовым и боковым поверхностям.
Целью изобретения является повышение долговечности колеса.
15
Указанная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, сОдержа1:шм венец и сопряженный с ним сменный торцовый зубчатай диск, износостойкость материала диска вы20ше износостойкости материала венца, а его толщина болыие половины максимальной толщины зубьев колеса и меньше половины шага зубьев по основной окружности колеса.
25
На чертеже изображенозубчатое колесо, продольный разрез.
Зубчатое колесо 1 имеет зубчатый венец 2 с полным боковым профилем, который воспринимает нагрузку в про30цессе работы колеса. Торцовая часть
колеса, выполненная в виде сменного диска 3, прикрепленного к венцу с винтами 4 и штифтами 5 (или другими способами - заклепками, точечной сваркой,гайкой и т.д.) имеет на цилиндрической поверхности закругленную с торца часть длины зубьев колеса.
При работе колеса закругленная часть торцового сменного диска 3 подвергается интенсивным ударным на грузкам и трению только во время переключения передачи, а при работе колеса в зацеплении нагрузок не несет, а нагруженным является, зубчатый венец 2.
Отделение закругленной части длины зубьев в основной, полнопрофильной, позволяет увеличить срок службы колеса за счет тогр, устраняется нгшожение напряжений, возникающих в материгше от нагрузок на торцовую и боковую поверхность зубьев, а также за счет изготовлени
частей колеса из разных материалов с разной термообработкой с учетом условий работы.
Формула изобретения
Составное зубчатое колесо, содержащее венец и сопряженный с ним смен1ШЙторцовый зубчатый диск, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности колеса, износостойкость материала диска выше износостойкости материала венца, а его толщина больше половины максимальной толщины зубьев колеса и меньше половины шага зубьев по основной окружности колеса.
Источники информации, принятые вр внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 599123, кл. F 16 Н 55/14, 1976.
2.Патент США 3719МЗ,
кл. F 16 Н 55/12, 1962, (прототип;.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесо зубчатое упругое | 2016 |
|
RU2619880C1 |
Зубчатое колесо | 1987 |
|
SU1441128A1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1132091A1 |
Способ исследования деформативности элементов зубчатых колес | 1987 |
|
SU1446447A1 |
Составное зубчатое колесо | 1990 |
|
SU1762057A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2002 |
|
RU2231705C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2592175C1 |
Составное зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1100452A1 |
Составное зубчатое колесо | 1985 |
|
SU1240988A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2585433C1 |
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1980-12-05—Подача