Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам ,
Цель изобретения - повьшение дол- говечности зубчатого колеса за счет улучшения теплоотвода от нагружаемых элементов колеса.
На фиг. 1 изображено зубчатое ко- лесс; на фиг. 2 - разрез А-А на J фиг. 1.
Зубчатое колесо содержит ступицу 1 и установленный на ней многослой- .льй в радиальном направлении с эквидистантными профилю зубьев слоями 2- 4 венец. Слои 2-4 выполнены из материалов с различными физическими свойствами. Первый от периферии слой 2 выполнен из материала с высокой контактной прочностью и износостойкостью и образован, например, стальной лентой. Второй слой 3 представляет собой основной материал колеса, например пакет высокопрочных лент из амирован- ных полимерных материалов. Третий слой 4 и ступица 1 вьшолнены из материалов с высокой теплопроводностью, например меди, алюминия и др; Со стороны одного из торцов в.енца в третьем слое 4 выполнены участки в виде ото- гнутых на торцовую плоскость венца к оси симметрии профилей зубьев лепестков 5. На наружной поверхности ступи- цц 1 со стороны того же торца венца вьшолнен кольцевой буртик 6, контак- тирующий одним из своих торцов с лепестками 5 третьего слоя 4.
Диаметр Dj буртика 6 может быть равным диаметру делительной окружности колеса.
Суммарная толщина слоев 2 и 3 рассчитывается исходя из глубины залегания максимальных касательных напряжений,, определякщей зону наибольших тепловых нагрузок,
При работе колеса в составе зубчатой: передачи (не показана) идущие, от периферии к центру колеса тепловые потоки отводятся через слой 4 и лепестки 5 на буртик 6 и далее рассей- ваются. В результате снижается разогрев колеса, уменьшаются температурные деформации, повышается долговечность колеса в целом.
Лепестки 5, плотно прилегая к тор- ЦУ буртика 6, увеличивают поверхность теплопередачи от слоя 4 к буртику 6, При вьтолнении диаметра Dg буртика 6 равным диаметру делительной окружности колеса буртик 6 контактирует в режиме качения с аналогичным буртиком ответного колеса (не показано). Кроме улучшения теплоотвода, этот контакт способствует снижению шума в передаче, равномерному износу рабочих поверхностей зубьев, т.е. повьшге- нию.долговечности.
Формула изобретения
1.Зубчатое колесо, содержащее ступицу и установленный на ней многослойный в радиальном направлеггии с эквидистантными профилю зубьев слоями венед, которые выполнены из материалов с различными физическими свойствами, и первый от периферии слой - из материала с контактной прочностью и износостойкостью, большими последу- кщих, а второй - из основного материала колеса, отличающееся тем, что, с целью повьщ1ения долговечности, по крайней мере со стороны одного из торцов венца в третьем слое вьтолнены участки в виде отогнутых
на торцовую плоскость венца к оси симметрии профилей зубьев лепестков, на наружной поверхности ступицы со стороны того же торца венца выполнен кольцевой буртик, контактирующий одним из торцов с лепестками третьего слоя, а материал последнего и ступицы имеет теплопроводность, большую теплопроводности материала других слоев.
2.Колесо по п. 1, отличающееся тем, что диаметр буртика выбран равным диаметру делительной окружности колеса.
/l-/i
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо и способ его изготовления | 1985 |
|
SU1375896A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБКАТЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2006 |
|
RU2332289C1 |
СПОСОБ ОБКАТЫВАНИЯ ПРЯМОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2006 |
|
RU2332290C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2013 |
|
RU2536432C1 |
ЗУБЧАТЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ | 2011 |
|
RU2470731C2 |
Зубчатая передача | 1985 |
|
SU1252585A1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1698551A1 |
Синхронизирующее устройство для зубчатых переменных передач | 1975 |
|
SU977859A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2609615C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2468881C2 |
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. Цель- повышение долговечности зубчатого колеса - достигается за счет улучшения теплоотвода от нагружаемых элементов колеса. Многослойный венец зубчатого колеса состоит из слоев 2, 3, 4, выполненных из материалов.с различными физическими свойствами, слой 4 -- из материал.а с высокой теплопроводностью. Участки этого слоя выполнены в виде отогнутых на торцовую плоскость венца лепестков 3. На ступице выполнен буртик 6, контактирующгй своим торцом с лепестками 5, Ступица Н буртик выполнены также из материала с высокой теплопроводностью. Диаметр буртика 6 может быть равным диаметру делительной окружности колеса. При работе колеса идущие от периферии к центру тепловые потоки отводятся через слой 4 и лепестки 5 на буртик 6 и далее рассеиваются. При равен Q стве диаметра буртика диаметру делительной окружности он контактирует с аналогичным буртиком ответного колеса, что улучшает теплоотвод, выравнивает нагрузки на зубья. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л
сриг.2
Альшиц И | |||
Я.., Благов Б | |||
Н | |||
Проектирование деталей из пластмасс | |||
М.: Магаиностроенив, 1977, с | |||
Способ получения суррогата олифы | 1922 |
|
SU164A1 |
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Зубчатое колесо | 1982 |
|
SU1099157A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-11-30—Публикация
1987-05-26—Подача