Предметом изобретения является устройство для автоматического перевода электрической нагрузки из одной части энергосистемы вдруг ю в том случае, когда вследствие аварийного отключеиня соединяющей их линии электронередачи система разделяется таким образом, что одна из ее частей оказывается недогруженной, а другая - перегруженной.
Как известио, аварийиое отключение лииии электропередач в энергосистемах, например в результате срабатывания релейной защнты, часто сопровонедается таким разделением системы, при котором одна чась ее перегружается, а генерирующие источники второй части остаются недогруженными.
При этом балаис между мощностью, развиваемой геиераторами, и нагрузкой в перегрузившейся части системы обычио восстанавливается путем отключения части нагрузки с помощью автоматов, разгружающих систему при понижеиии частоты, АРЧ и т. п., в то время как агрегаты второй части системы, отделивщейся от перегружающейся, работают с недогрузкой.
Восстановить параллельную рабо. ту между разделившимися частями системы до срабатывания АРЧ ниогда ие представляется возможным даже при переходящем характере повреждений, так как из-за недостаточного быстродействия приводов, обычно применяемых выключателей, векторы напряжения в разделившихся частях системы успевают разойтись друг отиосительно друга на расстояние, не допускающее немедленное восстановление связи между разделившимися частями системы.
Переход на однофазное управление нриводамн (применение АПВ), как известно, дает возможность сохранить связь между всеми генерирующими источниками системы при некоторых наиболее частых новреждеинях и восстановить иормальную работу системы, однако требует переделки трехфазных приводов в однофазные и переделки релейной защиты.
Поэтому в тех случаях, когда в результате деления системы возникает перегрузка одной части системы, в то время как вторая ее часть остается недогруженной, в онисываемом изобретении рекомендуется вместо отключения потребителей от АРЧ автоматизировать перевод части нагрузки (отдельные подстанции) из перегруженной части системы в недогруженную, восстанавливая тем самым баланс между генерируемой мощностью агрегатов и нагрузкой в разделившихся частях системы.
Что касается операций но восстановлению иаралле 1ьной работы между разделившимися частями системы, то последние целесообразно нроизводить только после окоичания работы указанной автоматики.
Для пояснения принцина работы описываемого устройства на фиг. 1 приведена схема электрической сети с одноцепными связями между промежуточными подстанциями. Для большего обобш.ения (предполагается, что место токораздела в этой сети межет неремегцаться; прн этом в сети, наряду с линией Л-1 отключение, которой заведомо приводит к нерегрузке станции: Э-п имеется линия Л-2, отключение которой не всегда может вызвать перегрузку станции Эп (например, кхчько в часы «HHii нагрузкн).
Последовательность работы автоматики при аварийном отключении линии Л-1 такова:
1)АПВ с контролем отсутствия напряжения включает выключатель /, подавая напряжения на линейные выводы выключателя 2;
2)в момент, когда напряжение на Л-1 оказывается в противофазе но отношению к напряжению на шинах подстанции А, подается импульс на отключение выключателя и на включение выключателя 2 автоматикой, выполненной в соответствии со схемой фиг. 2 (без реле /, поскольку перегрз зка стапции Эп заведомо известна);
3)немедленно, вслед за отключением выключателя 3 нодается имлульс на отключение выключателей 4 (либо пугем передачи импульса, либо автоматикой);
4)вслед за отключением выключателя 4 на. подстанции Б срабатывает АПВ с. контролем отсутствия напряжения и включает, выключатель 5, чем восстанавливается напряженне на Л-2 со стороны подстанции А;
5) в момент, когда напряжение на Л-2 оказывается в противофазе с нанряжением на шинах нодстанции Б и частота на ее шинах ниже номинальной и ниже частоты на Л-2, подается импульс на отключение выключателя 5 и включение выключателя 4 автоматикой, выполненной в соответствии с фиг. 2.
При аварийном отключении линии Л-2 срабатывает автоматика в порядке, указанном в пи. 4 и 5.
Онисанными операциями завершается неревод подстанции Л и Б на питание от станции Эт, йосле чего может быть произведена синхронизация и восстановление параллельной работы между обеими станциями.
Индексом Я условнр обозначена нагрузка на шинах нодстанций.
Онисанный порядок действия автоматики приемлем также, когда связь между станциями осуш,ествлена с помощью парных линий.
Пусковым органом схемы автоматики является реле 2 (фиг. 2), отличающееся от широко применяемого в схемах АПВ реле контроля синхронизма только полярностью подсоединения обмоток, при которой потоки в отдельных обмотках реле суммируются так, что суммарный поток в реле достигает максимума, когда векторы нанряжений, подводимые к реле, сдвинуты друг относительно друга на 180°.
Реле 2 кратковременно замыкает свои контакты только тогда, когда векторы сравниваемых нанряжений взаимно сдвинуты на угол, близкий к 180°, что может быть только в том случае, когда подводимые к реле, напряжения несинхронны.
Такой принцип запуска достаточно надежен, поскольку обеспечивает бездействие автоматики даже при любых нарушениях в цепях отбора напряжения.
Остальные реле к схеме выполняют вспомогательные функции, блокируя и разрешая в необходимых случаях работу автоматики.
Реле 1, сравнивая частоты в разделившихся частях системы, олокирует работу автоматики на случаи, если при делении системы ие возникает опасной перегрузки, снижающей частоту в перегружающейся части системы, а реле 3 и 4 совместно с реле 2 контролируют напряжение во всех трех фазах, ие допуская работы автоматики до восстановления нормального напряжения во всех трех фазах подающей напряжение линии передачи.
Реле / подлежит исключению из схемы автоматики, устанавливаемой на подстанции А, поскольку отключение Л-1 заведомо приводит к перегрузке станции Эп и должно быть сохраиено в схеме автоматики на подстанции Б.
Однократность действия схемы достигается за счет размыкания контактов реле 2 после отключения выключателей 5 и 5.
5 и 6 схемы (фиг. 2) являются обычными Промежуточными реле типа Эи,
На этой же схеме обозначено: 82 и Вз - замкнутые всномогательные контакты выключателей 5 и 5, СОз и CSz - соленоиды отключения и выключения соответствующих выключателей и Вз - вспомогательный нормально-разомкнутый коитагст на валу выключателя 3.
Взамен реле 2, 3 и. 4 (фиг. 2) может быть установлено одно трехфазное реле, замыкающее свои контакты нри несинхронном напряжении во всех фазах и бездействующее при отсутствии напряжения хотя бы в одной фазе. При этом для отбора напряжения могут быть использованы трансформаторы напряжения, устанавливаемые на низковольтной стороне трансформаторов.
Предмет изобретения
Устройство для автоматического перевода нагрузки из одной части разделившейся энергосистемы в другую, отличающееся тем, что, с целью ускорения восстановления нормального питания потребителей н уменьшения аварийного недоотпуска электроэнергии, применены реле разности частот, реле контроля асинхронизма и реле напряжения, контакты которых включены последовательно и замыкают цепь промежуточного реле, отключающего выключатель нагрузки энергосистемы с дефицитом мощности и включающего выключатель нагрузки энергосистемы, имеющей избыток мощности.
Щ В, + Ir57 f || jr
ffl Вз СВ2 Вг
:E±4h-wr ff-
Авторы
Даты
1954-01-01—Публикация
1951-06-12—Подача