Устройство для контроля подшипников электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H02K15/00 G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU983912A1

(&) УСТРОЙСТВЬ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Похожие патенты SU983912A1

название год авторы номер документа
Устройство контроля подшипников электрической машины 1982
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Смердев Александр Анатольевич
SU1035732A1
Устройство контроля шарикоподшипников электрической машины 1984
  • Смердев Александр Анатольевич
  • Потапов Владимир Николаевич
SU1176419A1
Устройство для измерения частоты вращения электрических машин 1980
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Серебряков Альберт Дмитриевич
SU907440A1
Устройство диагностирования шарикоподшипников электрической машины 1983
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Смердев Александр Анатольевич
SU1107220A1
Устройство контроля параметров 1983
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Кабашкин Игорь Владимирович
SU1164667A1
Устройство для контроля подшипников электрической машины 1984
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Кабашкин Игорь Владимирович
SU1197011A1
Устройство измерения флуктуаций скорости вращения электродвигателя 1984
  • Лисов Александр Андреевич
  • Тепленков Николай Николаевич
  • Коваленко Анатолий Афанасьевич
  • Савин Борис Израилевич
  • Лисова Маргарита Александровна
SU1150540A1
Устройство контроля частоты вращения электрической машины 1983
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Кабашкин Игорь Владимирович
SU1205020A1
Устройство для контроля параметров 1982
  • Потапов Владимир Николаевич
  • Кабашкин Игорь Владимирович
SU1048458A1
Способ контроля подшипников трехфазной электрической машины 1983
  • Тепленков Николай Николаевич
  • Лисов Александр Андреевич
  • Рылов Аркадий Никифорович
  • Орлеанская Татьяна Викторовна
SU1117750A1

Иллюстрации к изобретению SU 983 912 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для контроля подшипников электрической машины

Формула изобретения SU 983 912 A1

- . 1. ; - Изобретение относится к электри- ческим машинам и может быть использовано при ремонте и эксплуатации электрических машин переменного ток например, в специализированных при борах контроля или универсальных диагностических комплексах. Известны устройства контроля под шипников электрических машин ij. Недостатками их являются сложность и ограниченная область применения. . Наиболе.е близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство контроля подшипников электрической машины, содержащее датчик пульсаций тока, режекторный фильтр, полос вой перестраиваемый фильтр и частотомер С ЗНедостатком известного устройств является высокая трудоемкость, обусловленная необходимостью ручной подстройки частоты режбкции фильтра. Необходимость подстройки фильтра вызвана нестабильность частоты источников питания авиационных сетей, которая может изменяться в пределах до 10 от номинальной, и невозможностью использования режекторного фильтра с фиксированной полосой заграждения, равной диапазону изменения подавляемой составляющей, вследствие вероятного подавления близко ,лежащ1ей к частоте сети информативной составляющей спектра пульсаций. Цель изобретения - снижение трудоемкости . Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено фазо-, сдвигающей цепочкой и фазовым детектором, причем вход фазосдвигаю щей цепочки соединен с входом режекторного фильтра, входы фазового детектора соединены с выводами фазосдвигающей цепочки и режекторного

фильтра, а выход фазового детектора соединен с управляющим входом режекторного фильтра.

На чертеже приведена структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство включает датчик 1 пульсаций тока (напряжения, фазосдвйгающую цепочку 2, перестраиваемый i режекторный фильтр Зх фазовый детектор k, перестраиваемый полосовой фильтр 5 и частотомер 6.

Устройство работает следующим образом.

С датчика пульсаций тока (напряжения) электрический сигнал, содержащий различные спектральные составляющие, поступает на перестраиваемый режекторный фильтр, который производит подавление основной гармон ики питающего напряжения. Полосовой фильтр необходим для выделения информативной составляющей спектра пульсаций, частоту которой измеряет частотомер.

Управляющее напряжение для режекторного фильтра является результатом детектирования выходного сигнала режекторного фильтра при использовании сдвинутого на 90° входного сигнала в качестве опорного. Фазосдвигающая цепочка осуществляет начальный сдвиг фазы входного сигнала йач 50°, при котором выходной сигнал фазового детектора равен нулю. При уходе частоты основной гармоники сети в ту или другую сторону от частоты настройки рек екторного фильтра разность фаз между напряжениями, подаваемыми на входы фазового детектора становится либо меньше, либо больше 90 .Выходной сигнал фазового детектора пропорционален величине

о ( отклонения разности фаз от 90

V. величине отклонения частотыосновной гармоники сети от частоты настройки режекторного фильтра), а полярность его зависит от стороны отклонения разности фаз от 90°(стороны отклонения частоты основной гармоник сети от частоты настройки режекторного фильтра. Это дает возможность автоматически перестраивать режектоный фильтр в необходимуй сторону, в зависимости от того, увеличилась или уменьшилась частота сети.

В качестве режекторного фильтра в устройстве контроля подшипников можно использовать, например,двоиной П-образный активный RC-фильтр, перестраиваемый путем изменения сопротивлений, представляющих собЬй фоторезисторы оптронов. Величина начальной настройки оптронов соответствует настройке режекторного фильтра на номинальное значение частоты основной гармоники. При уходе подавляемой частоты в ту или иную сторону от номинального значения управг ляющее напряжение изменяется в соответствии с уходом частоты относительно уровня начальной настройки оптронов, чем и обеспечивается перестройка фильтра.

Использование предлагаемого устройства контроля подшипников электрической машины в сравнении с известным устройством обеспечивает не толькр повышение производительности труда за счет автоматической настройки режекторного фильтра, но также повышает вероятность того, что необходимая диагностическая информация будет получена, так как надежно подавляется основная гармоника сети при всех изменениях ее частоты, что особенно важно для некоторых исполнительных электрических машин переменного тока, управляемых изменением частоты питающего напряжения. Это позволяет снизить трудозатраты на проведение диагностирования авиационных электрических машин на борту и повысить качество этого процесса.

Формула изобретения Устройство контроля подшипников электрической машины, содержащее датчик пульсаций тока, режекторный фильтр, полосовой перестраиваемый фильтр и частотомер, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости, оно снабжено фазосдвигающей цепочкой и фазовым детектором, причем вход фазосдвигающей цепочки соединен с входом режекторного фильтра, входы фазового детектора соединены с выходами фазосдвигающей цепочки и режекторного фильтра, а выход фазового детектора соединен с управляющим входом рех екторного фильтра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № кл. С 01 М 13/05, 19б5.2.Авторское свидетельство СССР № 796995, кл. Н 02 К 15/00, 1978.

SU 983 912 A1

Авторы

Кураев Анатолий Сергеевич

Потапов Владимир Николаевич

Смердев Александр Анатольевич

Хомичук Иван Иванович

Костюкович Вячеслав Геннадьевич

Даты

1982-12-23Публикация

1981-03-13Подача