Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в подшипниковых узлах, (трения, качения) вращающихся валов и осей, в зубчатых, цепных передачах и других устройствах с пластичной (густой, консистентной) смазкой.
Известны устройства, содержащие корпус, торцовую крыижу, вал и шестеренчатый насос-активатор Ci 3.
Недостатком известного устройства является то, что при вращении подшипника пластичная смазка выдавливается роликами из зоны контакта в свободные кольцевые полости подшипника и торцовые крышки (особенно в холодное вре-. мя года), теряя подвижность и в да:льнейшем не поступает, в места контакта тел качения с беговыми дорожками. В результате этого в работе участвуе.т только малая доля пластичной, смазки, сохранившаяся на телах качения и беговых дорожках подшипника. Ввиду малого количества масла, участвующего в работе, его кругооборот осуществляется часто, в связи с чем загрязнение масла продуктами иЗноса наступает значительно раньше, .что отрицательно сказывается на эксплуатационной долговечности подшипника и создает
трудности при обслуживании, так как требует частой замены масла.
Целью изобретения является повыс шение эффективности смазки узла и повышение долговечности смазываемого узла путем создания циркулирования пластичной смазки при работе узла.
Указанная цель достигается тем,
10 ,что устройство пластичной смазки, например подшипника зубчатой передачи и других узлов, выполнено в виде вытеснительной шестерни-сателлита, установленной в пространстве между uiec15терней с наружными зубьями, закрепленными на вращающемся валу, и колесом с внутренними зубьями и зацепляющейся одновременно с этими центральными шестернями. Кроме того, шестерня20сателлит выполнена пустотелой с радиальными отверстиями, проходящими в поперечном сечении через зубья и впадины между нигда, а по концам шестерни-сателлита установлены под1чип25 ,ники, взаимодействующие наружным диаметром с беговыми дорожками шестерни и колеса.
На фиг.1 показано устройство, общий вид; на фиг.2 - разрез А-Л на
30 фиг.1; на фиг.З - вариант выполнения
устройства; на фиг.4 - разрез Б-В на фиг.З.
Устройство (фиг.1 и 2) содержит корпус 1, торцевую крышку 2, вращающийся вал 3, смазываемый подишпник . 4 и шестеренчатьтй насос-активатор 5. Насос-активатор 5 состоит из шестерни б с наружными зубьями, колеса 7с внутренними зубьями и внтеснительной шестерни-сателлита 8. Шес герня 6 закреплена на вращающемся валу 3, колесо 7 установлено неподвижно в корпусе 1, а вытеснительная шестерня-сателлит 8 свободно установлена в пространстве между шестерней б и колесом 7 и зацепляется с ними.
Устройство (фиг.З и 4) содержит корпус 1, торцовую крышку 2, вращающийся вал 3, смазываемый подашпник 4 и шестеренчатый насос-активатор 9., Насос-активатор 9 состоит из шестерни 1 с наружными зубьями,колеса Не внутренними зубьями и вытеснительной шестернисателлита 12 с распорными подашпниками 13 по концам. Шестерня 10 закреплена на валу 3, колесо 11 установлено в корпусе 1, а шестерня-сателлит 12 расположена в круговом пространстве между шестерней Ю и колесом 11 и взаимодействует с ними зубьями и наружными диаметрами распорных.подшипников 13 - с беговыми дорожками шестерни 10 и колеса 11. Шестерня-сателлит 12 имеет глухое отверстие 14, обращенное в сторону смазываемого подшипника 4, и радиальные отверстия 15, проходящие через зубья и впадины между ними.
Устройство пластичной смазки (фиг.1 и 2) работает следующим образом.
При вращении вала 3 на подшипниках 4 осуществляется вращение шестерни 6 и вытеснительной шестерни-сателлита 8, которая, обкатываясь вокруг неподвижного колеса с внутренними зубья 1и 7, совершает планетарное .движение в круговой полости 16, частично заполненной пластичной смазкой и вытесняет пластичную (густую, консистентную) смазку в под1аипник 4, чем обеспе гавается постоянное обновление смазки в подшипнике, и повышает долговечность смазываемого узла. За один оборот шестерни-сателлита 8 вокруг центральной оси вала 3 осуществляется один цикл круговой смазки подшипника.
Устройства пластичной смазки (фиг.З и 4) работает следующим образом.
При вращении вала 3 на подшипниках 4 осуществляется вращение шестерни 10 и шестерни-сателлита 12, которая, обкатываясь вокруг неподвижного колеса 11, совершает планетарное вращение В полости 17 и вытесняет пластичную смазку из этой полости к рабочим поверхностям смазочного подьиипника 4, тем самым обеспечивается постоянное обновление смазки в подшипнике. При обкатывании шестерни-сателлита 12 вокруг шестерни 10 и колеса 11 пластичная смазка из впадин зубьев выдавливается как в осевом направлении шестерен (вдоль зубьев) в зазоры по торцам, так и в радиальном направлении через отверстия 15, центральное отверстие 14 и далее в полость смазываемого подшипника 4. Таким образом, осуществляется активная црркуляция и эффективное обновление пластичной смазки в подшипнике, что повьааает КПД смазочной системы и долговечность смазываемого подшипника.
С целью увеличения количества циркулирукщей пластичной смазки в смазываемом подрмпнике в единицу времени в шестеренчатом насосе-активаторе может быть установлено соответственно 2 и 3 и более шестерен-сателпитов, расположенных по окружности в круговой полости, где расположена пластичная смазка. Пропорционально коли честву шестерен-сателлитов увеличивается количество пластичной смазки, прогоняемой через смазываемый подшипник.
Использование устройства пластичной смазки возможно преимущественно для тихоходных ПО.ДШИПНИКОВ и зубчатых передач. В качестве смазываемых подшипников могут быть радиальные и упорные подшипники скольжения и качения (шариковые, роликовые, игольчатые и другие). К ним относятся подшипники опорных роликов и подвенцовых шестерен вращающихся печей в цементной, химической, строительной- и других .отраслях промышленности/ а также в барабанных мельницах для помола различных материалов в различных областях народного хозяйства.
Предлагаемое устройство, с созданием циркуляции смазки внутри подшипникового узла при работе, обеспечивает повышение долговечности и надежности смазываемого узла, более эффективное использов.ание смазки и упрощение техническогхз обслуживания.
Формула изобретения
1. Устройство пластичной смазки, например подшипника, зубчатой передачи и других узлов, содержащее корпус торцовую крышку, вал и шестеренчатый насос-активатор, отличающеес я тем, что, с целью повышения эффективности смазки и повышения долговечности смазываемого узла путем создания циркулирования пластичной смазки, на валу-закреплена местерня с наружными зубьями, а в корпусе закреплено колесо с внутренними зубья
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство пластичной циркуляционной смазки | 1981 |
|
SU1008564A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2381078C2 |
БЕЗВОДИЛЬНЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР | 2012 |
|
RU2511749C1 |
Турбокомпрессор системы наддува двигателя внутреннего сгорания | 2021 |
|
RU2776227C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ НАГРУЗКОЙ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2114343C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2013 |
|
RU2539438C1 |
Редуктор планетарный с промежуточным сателлитом | 2019 |
|
RU2742202C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЦИКЛОИДАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ | 2012 |
|
RU2506477C1 |
РОТОРНАЯ ГИДРОМАШИНА | 2010 |
|
RU2445512C2 |
ЗАМКНУТЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1996 |
|
RU2123143C1 |
Авторы
Даты
1983-01-07—Публикация
1981-08-14—Подача