Способ контроля технического состояния осевого компрессора Советский патент 1983 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU987443A1

Изобретение, относится к диагностике технического состояния газотур бинных двигателей и, в частности, к способам контроля состояния осевых компрессоров по газодинамическим параметрам.

Известен способ контроля техническото состояния осевого компрессора газотурбинного двигателя путем измерения полного давления воздуха на среднем радиусе перед и за группой ступеней компрессора и формирования сигнала, характеризукацегО техническое состояние двигателя 1.

Недостатком способа является невозможность контроля радиальных зазоров междулопатками ротора и корпусом компрессора во время его эксплуатации.

Цель изобретения - повышение точности cnoco t путём контроля радиальных зазоров между лопатками ротора и корпусом компрессора.

Поставленная цель достигается тем, измеряют полное давление воздуха на периферии лопаток за группой ступен.а, определяюг величину отнсмаения разности полных давлений, измеренных за группой ступеней на среднем радиусе и на периферии, к разности

полных давлений, 1 змеренных на среднем радиусе за и перед группой ступеней, ив качестве сигнала, харакс тёризующего техническое состояние компрессора двигателя, используют величину определенного отношения.

На чертеже представлено устройство (система) для реализации предяага10 способа. .

Устройство содержит три датчика 1 3 для измерения полного давления потока воздуха из которых два, датчика установлены за компрессором в сечении Д (за группой .интересующих нас

5 ступеней или. за отдельной ступенью компрессора), причем один из зтих датчиков 1 расположен на радиусе r pgpn , близком кпериферии про части, второй датчик 2 располо жен на сред1. радиусе Гср и третий датчик 3 установлен перед компрессором в сечении П (или перед интересующей нас группой ступеней) на среднем радиусе гср

25 Устройство содержит. т11кже диф ференциальный блок 4, к двум входам которого подключены датчики 1 и 2 полного давления, дифференциальный блок 5, л которому подключены датчи30 ки 2 и 3 полного давления, решающий блок 6 для вычисления отношения выше указанных перепадов. Кроме того, устройство содержит сравнивающий блок 7 запоминающий блок 8, в который заложена связь между режимом работы комipeccopa (приведенной частотой врацения ротора Л к р, коэффициенто расхода воздуха на входе в ротор ) и величиной фактических радиальных зазоров между лопатками ротора и кор пусом, а также индикатор 9 величины радиальных зазоров. йлходы дифференциальных,блоков 4 и 5 соединены с входами решающего блока б, выход которого подключён к одному из входов сравнивгиощего блока 7, к другому входу которого подключен выход запоминающего блока 8, Выхэд блока 7 соединен с индикато ром 9 величины зазоров. . Устройство работает следующим образом,: Дифференциальные блоки 4 и 5 получают сигналы соответственно от дат чиков 1 - 3 и передают свои сигнашы в решающий блок 6, который вычисляет отношения этих сигналов и подает сиг нал на один из входов блока 7, на другой вход которого подается сигнал с блока 8 информация о режиме работы компрессора. В сравнивсш)щем бло ке 7 происходит сопоставление величи ны сложного сигнала с заранее запрог раммированным сигналом.Сигнал с блок 7 подается на индикатор 9 величины зазора. Предлагаемый способ контроля параметров работы, в частности, радйгШ ных зазоров- между лопатками ротора и корпусом при работе компрессора осуществляется следующим образом. В каждой группе ступеней компрёссора, относительно которой необходима информация об изменении радиальны зазоров, с помощью установленных датчиков 1-3 формируют сигнашы, пр порциональные измеряемым полным дав- лением. Сигналы от датчиков 1 и 2 и от датчиков 2 и 3 подаются соответст венно в дифференцисшьные блоки 4и 5, которые вырабатывают пневматические или электрические сигналы пропорциональные разностям показаний соответствующих дар датчиков. Эти сигналы подаются в решающий блок б, вычислякадий отнсмяение этих сигналов J,,/ JyK передающий его в сравнивающий блок 7. При экспериментальной Ьт работке опытного экземпляра компрессора, оборудованного такой же системой измерений и решающих блоков, проводят, кроме того, прямые измерения радиаль ных зазоров, например, с помощью емкостных импульсных датчиков, при раз личных режимах работы компрессора, которые после доводки опытного компрессора снимгиотся и в эксплуатации не ставятся, а рагботы однозначно задаются только двумя критериями подобия, например, приведенной частотой вращения ротора компрессора к пр и коэффициентом расхода воздуха на входе в ротор с По результатам этих экспериментов, для каждого из возможных режимов работы компрессора в эксплуатации,определяется по меньшей мере два значения фактического среднего по ступеням компрессора радиального зазора и соответствующие отношения, по которым восстанавливается линейная связь. 5р«А-при рслБоте pdA при робогте ро1Д при рслБоте л где относительный средний по по ступеням компрессора радиальный зазор на данном режиме работы; А и В- коэффициенты, в общем случае зависящие от конкретт ных параметров комлрессора;Ьл высота лопатки. Реальные пределы А и В следующие As. 0,01-0,2; В 0,02-01.Указанная линейная связь и значения коэффициентов А и В при различных режимах работы записываются в запбмина1ощем блоке 8 и они передаются в сравнивающий блок 7. В последнем по величинам А и В и величине Jj/J2, поступившей из решающего блока б во время эксплуатации компрессора этого типа, Вычисляется величина радиального зазора на данном режиме работы по формуле P-i-A рвд при раБоте Ъ Соответствуквдий сигнал передается на индикатор 9 величины радиального зазора. Таким образом предлагаемый способ контроля технического состояния осевого компрессора газотурбинного двигателя путем конт1 оля радиальных зазоров между лопатками ротора и корпусом компрессора позволяет получить информацию о выработке ргщиальных зазоров в процессе эксплуатации и производить диагностику технического состояни газотурбинного двигателя. Формула изобретения / Способ контроля технического состояния осевого компрессора газотурбинного двигателя путем измерения полного давления воздуха на среднем

радиусе перед и за, группой ступеней и формирования сигнала, характеризующего техническое состояние двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем коИтроля рс1диальных зазоров между лопатками ротора и корпусом компрессора, измеряют полное давление воздуха на периферии лопаток за группой ступеней, определяют величину отношения разности полных давлений, измеренных за группой ступеней на

среднем радиусе и на периферии, к разности полных давлений, измеренных на среднем радиусе за и перед группой ступеней, и в качестве сигнгша, характеризующего техническое состояние компрессора двигателя, используют величину определенного.отнршения..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Кеба И.В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М., Транспорт% 1980, с. 53.

Похожие патенты SU987443A1

название год авторы номер документа
Способ контроля технического состояния осевого компрессора 1983
  • Шумилин Всеволод Афанасьевич
SU1121594A2
Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя с активным тепловым регулированием радиального зазора в турбине, способ активного теплового регулирования радиального зазора в турбине двухконтурного газотурбинного двигателя 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2704056C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2738523C1
УСТРОЙСТВО ОПТИМИЗАЦИИ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Стешаков Евгений Геннадьевич
  • Старцев Андрей Николаевич
  • Темис Юрий Моисеевич
  • Новокрещенов Виталий Владимирович
  • Якушев Денис Алексеевич
  • Мишуков Алексей Алексеевич
  • Харьковский Сергей Валентинович
RU2506436C2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОТОРНЫХ И СТАТОРНЫХ ЛОПАТОЧНЫХ ВЕНЦОВ В ОСЕВЫХ ТУРБОМАШИНАХ 2003
  • Сарен В.Э.
  • Савин Н.М.
  • Зверев В.Ф.
  • Сусленников Л.А.
RU2255319C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2731781C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2732653C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2544414C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2506435C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2511860C1

Реферат патента 1983 года Способ контроля технического состояния осевого компрессора

Формула изобретения SU 987 443 A1

SU 987 443 A1

Авторы

Коростелев Юрий Александрович

Ольштейн Лев Ехиелевич-Меерович

Шумилин Всеволод Афанасьевич

Даты

1983-01-07Публикация

1981-10-22Подача