садку бортов шины и часто вызывают повреждения и разрыв бортов шины при эксплуатации из-за контакта их с острыми кромками стыков и передачи разжимающих усилий в ободе на шину. Из-за наличия клиновых поверхностей у бортовых колец и реборд существенно осложняется монтаж и демонтаж шины, для осуществления которого тре буются достаточно сложные приспособления. Кроме того, наличие внутренних клиновых поверхностей обода значительно усложняет технологию его изготовления, поскольку эти поверхности не могут быть получены непосредственно прокаткой и требуют дополнительной механообработки. Больша высота реборд и припуски на их толщи ну для механообработки значительно увеличивают расход металла на изготовление таких колес. Поэтому извест ная конструкция обода является также и неэкономической. Целью изобретения является сокра щение материальных затрат в сфере производства и. эксплуатации холес пу тем повышения их надежности. Цель достигается тем, что каждый из сегментов обоДа выполнен с двумя концентричными ребордам углублениями, ширина которых превышает толщину бортовых колец, расположенными меж ду поясками для установки бортовых колец и посадочными полками для бортов шины. Ширина углубления по крайней мере с одной стороны обода выполнена равной величине выступания бортового кольца за реборду. Выполнение двух концентричных ребордам углублений позволяет существенно упростить профиль обода, снизить момент инерции его поперечного сечения относительно нейтральной оси что обеспечивает повышение технологичности обода, снижение усилий, пот ребных для формообразования обода, возможность изготовления его с меньшими допусками по толщине и снижение металлоемкости конструкции. Кроме того, это обеспечивает надежность и безопасность обода в сочетании с упрощением монтажа, так как полностью исключена возможность самопро извольной разбортовки колеса в процессе накачивания шины или при движе нии автомобиля. Углубления обеспечивают обжатие сегментов обода бортовы ми кольцами до полного сведения стыков при подаче давления воздуха в ши ну после ее монтажа на обод, тем самым снижаются радиальные усилия, дей ствующие на борта шины в процессе монтажа, одновременно обеспечивается плотная посадка бортовых колец на ободе, что обеспечивает улучшение условий работы шин. Выполнением ширины углубления с одной стороны обода равной величине выступления в аксиальном направлении бортового кольца за реборду также достигается облегчение сборки и разборки обода, так как в этом случае бортовое кольцо обода, уложенного ребордой на плоскость, автоматически занимает положение против углубления. В совокупности указанные, свойства предложенного обода обеспечивают сокращение материальных затрат в производстве и эксплуатации колес. . На фиг. 1 изображен сегментный обод колеса для пневматической шины, общий вид; на фиг. 2 - обод с шиной в сборе, поперечное сечение, на фиг. 3 - бортовая часть обода, сечение; на фиг. 4 - положение обода во время монтажа шины. Обод состоит из трех расположенных по окружности сегментов 1, 2 и 3, образующих основание обода, стыки 4 между ними выполнены радиальными (фиг. 1). На одном из элементов имеются фрезеровка 5 под вентиль шины и две канавки 6 для установки ограничителей поворота колеса относительно ступицы. Выполнение обода из трех симметричных сегментов. 1, 2 и 3 показанное на фиг. 1, является наиболее употребительным и предназначено для. установки на шестиспицевую ступицу. Плоская форма стыков 4 позволяет использовать и другие сочетания, например, для установки на пятиспицевой ступице (автомобиль КамАЗ-5320) один из сегментов может быть выполнен равным 1/5 части окружности обода, а два остальные - равными друг другу и т.д. Кроме того, число сегментов может быть и больше трех, напримерчетыре для установки на четырехспидевую ступицу. Основание обода (фиг. 2) выполнено с посадочными полками 7 для бортов 8 шины 9, которые преимущественно имеют коническую форму. С обеих сторон основания обода выполнены реборды 10, для установки съемных нера резных бортовых колец 11 имеются пояски 12. Между посадочными полками 7 и поясками 12 на сегментах обода выполнены концентричные ребордам углубления 13, служащие для заведения в них бортовых колец 11 в процессе монтажа шины. Для установки колеса на -ступицу служит выступ 14. . Конфигурация углубления 13 показана на фиг. 3, Ширина его должна превышать толщину бортового кольца 11, Профиль сечения углубления асимметричный. Радиус кривизныпрофиля со стороны 15, прилегающей к пояску 12 для установки бортового кольца 11, больше радиуса кривизны противоположной стороны 16 углубления для того.
стобы сторона 15 была достаточно поло гой и не инела бы подъема с углом, превьщиающим угол трения пары сталь по стали.
Для исключения задиров повёрхности стороны 15 на наружной стороне внутреннего отверстия бортового кольца 11 выполнена тороидальная фаска 17
Для повышения удобства сборки и разборки обода ширина,С углубления 13 может быть выполнена с одной стороны обода равной величине выступания бортового кольца 11 за реборду 10 в рабочем состоянии. Положение бортового кольца 11, заведенного и углубление 13, показано штрихпунктирной линией (фиг. 3). Глубина углубления при указанных соотношениях меньше высоты реборды 10.
Сборка колеса производится следующим образом (фиг. 4).
На ровное основание 18 укладывается одно бортовое кольцо 11, на него укладывают шину 9, а на нее - второе бортовое кольцо. Внутрь посадочного отверстия шины устанавливают сегмекты 1 и 2 обода, а затем и замыкакиций сегмент 3. Бортовые кольца 11 при этом находятся против кольцевых углублений 13. Сегменты 1, 2 и 3 заводят кольцевыми углублениями 13 внутрь бортовых колец 11. Борта шины 9 при этом смещены внутрь обода относительно посадочных полок 7 и не препятствуют расширению обода. Зазоры, образующиеся в стыках 4, выбирают оставляя их на закмкающем звене, с помощью монтажного инструмента производят замыкание обода. При подаче давления в шину борта шины раздвигаясь, осаживают бортовые кольца 11, которые сжимают сегменты 1,. 2 и 3 практически до полного стыков 4, чему способствует принятая профилировка углублений. В собранном состоянии бортовые кольца 11 полностью блокируют основание обода, замыкая на себе усилия, возникающие в ободе при посадке колеса на ступиЦУ, и разгружая борта шины от их восприятия.
Поскольку глубина углублений 13 меньше, чем высота реборды 10, то даже при сильном боковом ударе в бортовое кольцо 11, вызывающем его заход в углубление 13 в процессе движения автомобиля, самопроизвоЛьная разбортовка колеса полностью ис ключена. Под действием упругой силы со стороны борта шины бортовое кольцо в этом случае после прекращения .действия внешней боковой силы автоматически вернется в исходное положение
В рабочем состоянии кольцевые углубления 13 находятся под бортами шины 9, в том месте, где у ободов :со сплошньм профилем обычно имеется радиус перехода бортовой закраины в коническую посадочную полку, т.е. в месте, не являю аемся посадочным для бортов шины.
При этом за счет сочетания двух кольцевьос углублений с раэрезньм выполнением основания обода и плоской формл разрезов обеспечивается упрощение технологии изготовления рбода и возможность применения технологического оборудования меныаей мощности, достигается взаимозаменяемость сеп ентов обода и упрощается монтаж и демонтаж шины.
Использование предлагаемого обода позволяет значительно сократить материальные затраты в производстве и эксплуатации колес за счет меньшей металлоемкости, упрседения технологического процесса изготовления, повы шенной надежности,.безопасности и лучших монтажных качеств, дающих возможность упростить о 5рлужива«Ив колес, а также за счет увеличения . ходимости шин при улучшении условий их работы на ободе.
Формула изобретения
1.Сегментный обод колеса для пневматической шины, состоящий не менее чем из трех С1вгмеитов, разделенных плоскими радиально направленными поперечными разрезами и имеющих посадочные полки, для (Мэрт шины, реборды и пояски, на котО1 ых установлены съемные неразрезиые бортовые кольца,, отличающийся тем что, с целью сокра1вения материальных .затрат в сфере производства и эксплуатации колес путв4 повышения надежности, каждый из сегментов выполнен
с двумя концентричными ребордами углублениями, бшрина которых превышает тскшшну бортовых колец, расположенньши между поярками для установки бортовшс колец и посадочньош полками для бортов шины. .
2.Обод по п. 1,отл и ч ающ и и с я т«м, что шир|ша углубления по крайней мере с одной стороны обода выполиена равной величине вы ступания бортового кольца за реборду
Источники информации, принятие во внимание при экспертизе
1.Патент ФРГ 1605517, кл. В 60 В 25/18, 1970.
2.Патент Швейцарии 200504, кл. 126 С, 1Э39. ,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2261179C2 |
ДИСК КОЛЕСА ДЛЯ КРУПНОГАБАРИТНОЙ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ И КОЛЕСО С ЭТИМ ДИСКОМ | 2007 |
|
RU2348538C2 |
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КАМЕРЫ ШИНЫ КОЛЕСА | 1989 |
|
RU2019429C1 |
БЕЗДИСКОВОЕ СДВОЕННОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
SU1830209A3 |
КОЛЕСО ДЛЯ БЕСКАМЕРНОЙ ШИРОКОПРОФИЛЬНОЙ ШИНЫ | 1995 |
|
RU2088418C1 |
СИСТЕМА МОНТАЖА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ НА СТУПИЦЕ КОЛЕСА | 2000 |
|
RU2234424C2 |
КОЛЕСО БЕЗОПАСНОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2369489C2 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2701603C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНОЙ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2021 |
|
RU2771703C1 |
Обод колеса для пневматической шины | 1983 |
|
SU1150101A1 |
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1977-04-15—Подача