(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2414168C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ НАСТРОЙКИ СЛУХОВОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2722875C1 |
СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ГЛУХОТЫ И ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ТУГОУХОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ФОНОГРАФИИ | 2002 |
|
RU2234245C2 |
Способ диагностики сенсоневральной тугоухости у детей в остром периоде гнойного менингита | 2021 |
|
RU2773373C1 |
Способ определения динамического диапазона слуха у пациентов со слуховыми аппаратами | 2015 |
|
RU2610829C1 |
СПОСОБ РАННЕЙ РАСШИРЕННОЙ АУДИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЛУХОВЫХ НАРУШЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ | 2007 |
|
RU2374983C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РЕТРОКОХЛЕАРНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ СЛУХОВЫХ НАРУШЕНИЙ | 2009 |
|
RU2402266C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ НАРКОЗА У ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 14 ЛЕТ МЕТОДОМ ДЛИННОЛАТЕНТНЫХ СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ | 2012 |
|
RU2509530C1 |
Способ настройки речевого процессора системы кохлеарной имплантации | 2017 |
|
RU2652733C1 |
Способ электрофизиологической оценки целостности системы кохлеарной имплантации | 2024 |
|
RU2826238C1 |
1
Изобретение относится к медицине, в частности к прикладной аудиометрии, и может быть использовано преимущественно при определении причин отсутствия речи у детей, а также в психоакустике, дефектологии и при установлении профессиональной пригодности.
Известен способ определения причин отсутствия речи, основанный на анализе ответов ребенка на звуковые стимулы путем регистрации его поведенческих реакций при действии звука 1.
Недостатком известного способа является низкая достоверность результатов исследований, так как на результат анализа поведенческих реакций ребенка оказывает влияние множество факторов, учет которых носит приближенный характер.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ определения причин отсутствия речи, в котором регистрация биоэлектрической активности мозга осуществляется при помощи электроэнцефалографии, обработка которой методом корреляционного анализа позволяет сделать заключение о полноценности аналитико-синтетической функции коры головного мозга испытуемого и на основании этого косвенно определить состояние слуха и возможные причины отсутствия речи 2.
Однако известный способ дает малую объ5 ективность результатов исследования.
Цель изобретения - повыщение точности диагностики и сокращение времени обследования.
Поставленная цель достигается тем, что 10 при осуществлении способа определения причин отсутствия речи путем воздействия звуковыми сигналами и регистрацией изменений биоэлектрической активности мозга, звуковые сигналы подают на слуховой анализатор с частотой 250-4000 Гц и интенсивностью 10-100 дБ и одновременно регистрируют среднелатентные и длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы и при наличии среднелатентных слуховых вызванных потенциалов с латентным периодом 10-14 мс длительностью 27-33 мс и отсутствии типичных длиннолатентных вызванных потенциалов диагносцируют причину отсутствия речи вследствие неполноценной аналитико-синтетической функции
коры головного мозга, при отсутствии типичных среднелатентных вызванных потенциалов, а также при их появлении в ответ на акустический раздражитель интенсивностью более 85 дБ над аудиометрическим порогом слышимости диагносцируют причину отсутствия речи вследствие патологии периферической части слухового анализатора.
Способ осуществляют следующим образом.
После клинического обследования на слуховой анализатор пациента воздействуют акустическим раздражителем, подавая серию звуковых тонов длительностью 200 мс с частотным заполнением от 250 до 4000 Гц и интенсивностью от 10 до 100 дБ над аудиометрическим порогом слыщимости. Одновременно регистрируют среднелатентные слуховые вызванные потенциалы и длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы.
При наличии типичных среднелатентных потенциалов с латентным периодом мс, длительностью 30±3 мс и отсутствии типичных длиннолатентных вызванных потенциалов устанавливают, что причиной отсутствия речи является неполноценная аналитико-синтетическая функция коры головного мозга и высщих отделов слухового анализатора. При отсутствии типичных среднелатентных вызванных потенциалов или же их появлении в ответ на более интенсивный раздражитель более 85 дБ устанавливают, что причиной отсутствия речи является патология периферической части слухового анализатора.
Механическая волна, возникающая при действии звукового сигнала, передается через проводящую систему среднего уха и воздействует в итоге на слуховой рецептор, расположенный в улитке внутреннего уха. Во внутреннем ухе осуществляется преобразование акустической энергии звуковых колебаний в энергию возбуждения рецепторных волосковых клеток и далее в энергию возбуждения нервных волокон.
Возникающие при воздействии звуковых сигналов изменения биоэлектрической активности структур головного мозга, регистрируется электродами, расположенными на поверхности кожи головы в области макущки и в области мастоида, где отводится суммарная электрофизиологическая информация с больщим удельным весом мышечного компонента (кохлеомиогенные потенциалы).
Информация, поступающая от волокон слухового нерва, и достигающая кохлеарных ядер оливы, является системообразующей для рефлекторных кохлеомиогенных ответов. Одновременно происходит системное вовлечение в деятельность и вышележащих структур слухового анализатора, включая нейроны коры больших полущарий, участие которых необходимо для аналитико-синтетической обработки поступающей информации и дальнейшего ее использования.
Отражением этого процесса является возникновение в суммарной электрической активности характерных изменений - длиннолатентных вызванных потенциалов, которые характеризуют состояние полноценности аналитико-синтетической функции головного мозга и функционирование улитки и слухового нерва.
Пример 1. Исследуемая девочка 6 лет с отсутствием речи и признаками умственной отсталости и с подозрением на тяжелую форму нарушения слуха (глухоту). Ребенка помещают в звуко- и электроизолированную камеру, удобно усаживают в специальном кресле и присоединяют электроды для регистрации слуховых вызванных потенциалов.
Один из электродов накладывают на область макущки - «вертекс. При густом волосяном покрове небольщую зону около «вертекса выстригают. Электрод плотно прижимают специальным резиновым фиксатором. Этот электрод является активным при регистрации длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов.
Другой электрод накладывают за ушной раковиной на область мастоида и плотно приклеивают пластырем. Этот электрод является активным при регистрации кохлеомиогенных потенциалов.
Индифферентный электрод накладывают 0 на мочку уха или лоб, а заземляющий электрод - на руку пациента. На пациента надевают наушники.
При спокойном поведении пациента исследование проводят в бодрствующем состоянии, а при двигательном возбуждении, плаче, когда возникают большие артефакты в электроэнцефалограмме (ЭЭГ), пациента усыпляют.
В ЭВМ вводят программу для исследования кохлеомиогенных потенциалов, согласно которой звуковой генератор подает серию одиночных электрических импульсов, регулируемых с помощью электронного ключа. Ключ также управляется от ЭВМ. Эти сигналы через усилитель мощности и коммутационное реле поступает в блок звуковоспроизведения, в результате чего вырабатываемый блоком звуковой сигнал воздействует на звуковой анализатор обследуемого. При этом для регистрации кохлеомиогенных потенциалов звуковым раздражителем служит щирокополосный щелчок регулируемой интенсивности от О до 90 дБ частотой 5 Гц. Время анализируемой реализации составляет 128 мс. Машиной накапливаются и усредняются 512 накоплений, что соответствует общепринятым нормам для регистрации данного электрофизиологического показателя.
Биоэлектрическая активность мозга пациента поступает на электроэнцефалограф с последующим выходом на аналого-цифровой преобразователь и через устройство связи с объектом вводят в ЭВМ.
После соответствующего накопления и усреднения инфор тиация регистрируется на магнитном накопителе и одновременно отображается на многоканальном индикаторе, на экране которого врач-оператор наблюдает выданную ЭВМ информацию.
У данного пациента получают типичные кохлеомиогенные ответы при интенсивностях звукового сигнала 48-50 дБ. Кохлеомиогенные потенциалы по величине достоверно отличаются от усредненной фоновой энцефалограммы, четко видны врачу-оператору. Амплитуда ответа составляет 75 мкВ, а латентный период максимального отклонения составляет 14,5 мс. Необходимое время для проведения указанного этапа исследования не превышает 8-10 мин.
Данный электрофизиологический ответ косвенно свидетельствует о нормальном функционировании улитки и нижних стволовых отделов мозга, а также эфферентного звена-волокон лицевого нерва и заушных мышц.
Затем в ЭВМ вводят программу для исследования длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов, согласно которой звуковой генератор подает серию звуковых тональных сигналов длительностью 200 мс регулируемой интенсивности от. О до 100 дБ с частотами 500, 1000, 2000 и 4000 Гц, что является общепринятым при определении слуховых порогов. Тональные сигналы поступают пациенту с межстимульными интервалами 5-6 с.
Врач-оператор, не входя в камеру, с помощью коммутатора подключает к входу электроэнцефалографа другую пару электродов, активным при этом является электрод на «вертексе.
После накопления и усреднения 30 ответов на экране индикатора наблюдают выданную ЭВМ информацию. Общее время обследования составляет 30-40 мин.
У данного пациента получают усредненную реализацию, на которой отсутствуют типичные длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы, что свидетельствует о неполноценности аналитико-синтетической функции высших отделов слухового анализатора, включая крру головного мозга.
Таким образом, в данном случае предлагаемый способ позволил сделать вывод о том, что причиной отсутствия речи является не отсутствие или снижение слуха, а умственная отсталость ребенка, т. е. первоначальное предположение о глухоте, как о причине отсутствия слуха, не подтвердилось.
Пример 2. Общая последовательность процесса обследования была такая же, как и в примере 1. У обследуемого с отсутствием речи и подозрением на глухоту обнаружены кохлеомиогенные ответы, амплитудой 85 мкВ и с пиковой латентностью 15 мс только при интенсивности щелчка 90 дБ, а длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы выявлены с латентным периодом 100 мс , амплитудой 40 мкВ при интенсивности звукового тока 80 дБ.
Это свидетельствовало о том, что в данном случае причиной отсутствия речи является явно выраженная тугоухость, которая может быть скоррегирована слуховым аппаратом, после чего у ребенка появится возможность к нормальному развитию речи. Предлагаемый способ определения причин отсутствия речи испытан на 97 детях в возрасте от 2 до 7 лет.
Установлено, что из 97 обследуемых глухота обнаружена и подтверждена у 32 обследуемых, 57 человек имели признаки снижения слуха (повыщение порогов слуховой чувствительности) по причине уменьшения возбудимости периферического уровня слухового анализатора -. тугоухость II и III степени.,
,У 8 детей отсутствие ДЛСВП при наличии КМВП подтверждало, что причины отсутствия речи у них зависят от дисфункции высших отделов слухового анализатора, включающих кору головного мозга.
Обнаруженные причины отсутствия речи у обследуемых, а следовательно, дифференциальный диагноз заболеваний, оценивались психоневрологом клиники с помощью общепринятых психоневрологических приемов и тестов.
Предлагаемый способ определения причин отсутствия речи позволяет существенно (в 5 раз) сократить время, затрачиваемое на диагностику, повысить точность и объективность постановки диагноза и, что весьма важно, использовать его при обследовании детей младшего (доречевого) возраста.
Формула изобретения
Способ определения причин отсутствия речи путем воздействия звуковыми сигналами и регистрацией изменений биоэлектрической активности мозга, отличающийся тем, что, с целью повышения точности диагностики и сокращения времени обследования, звуковые сигналы подают на слуховой
анализатор с частотой 250-4000 Гц и интенсивностью 10-lOO дБ и одновременно регистрируют среднелатентные и длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы и при наличии среднелатентных слуховых вызванных потенциалов с латентным периодом 10-14 мс, длительностью 27-33 мс и отсутствии типичных длиннолатентных вызванных потенциалов диагносцируют причину отсутствия речи вследствие неполноценной аналитико-синтетической функции коры головного мозга, при отсутствии типичных среднелатентных вызванных потенциалов, а также при их появлении в ответ на акустический раздражитель интенсивностью более 85 дБ над аудиометри7о
еским порогом слышимости диагносцируютсенсорной тугоухостью. Л., «Медицина,
причину отсутствия речи вследствие пато-1979, с. 32-39
логии периферической части слухового ана-2. Белов М. М., Зайцева Л. М. и др. К
лизатора.оценке функционального состояния коркоИсточники информации,вых отделов слухового анализатора у депринятые во внимание при экспертизе5 тей с нарушениями слуха. «Вестник отола1. Лях Г. С., Марусев А. М. Аудиологи-рингологии, 1974, № 5, с. 9-13 (проческие основы реабилитации детей с нейро-тотип).
992023е
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1980-04-17—Подача