1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее, к грузовым автомобилям.
Известна планетарная коробка передач транспортного средства, содержащая ведущий вал, планетарные ряды, устройства управления,-включающие фрикционные муфты, тормозы и выходной вал, причем водило первого планетарного ряда связано с эпициклическим колесом второго планетарного ряда, солнечное колесо которого связано с солнечным колесом первого планетарного ряда и с первым тормозом, а водило третьего планетарного ряда жестко связано с ведомым валом 1.
Недостатком известной коробки передач является повышенное число управляемых элементов, что снижает надежность ее работы.
Кроме того, последовательность передаточных чисел, реализуемых коробкой, имеет отклонение от заданного закона геометрической прогрессии.
Известно что для обеспечения наилучших динамических, и качественных показателей автомобиля подбор передаточных чисел трансмиссии должен осуществляться на основании закона геометрической прогрес5 сивности.
Указанный недостаток приводит к ухудшению динамики разгона транспортного средства и повышению эксплуатационного расхода топлива.
10 Цель изобретения - упрощение конструк ции.
Поставленная цель достигается тем, что планетарная коробка передач снабжена дополнительным планетарным рядом, солнечное колесо которого жестко связано с сол , 15 нечным колесом второго планетарного ряда, водило - с водилом третьего планетарного ряда, а эпициклическое колесо связано с вторым тормозом и ведущим валом посредством первой фрикционной муфты, при этом солнечное колесо третьего планетарного ряда жестко связано с ведущим валом, эпициклическое колесо - с солнечным колесом первого планетарного ряда, водило - с ведомым валом и эпициклическим колесом первого планетарного ряда, у которого
солнечное колесо связано с солнечным колесом второго планетарного ряда посредством второй фрикционной муфты водило первого планетарного ряда связано с третьим тормозом.
На чертеже изображена кинематическая схема пленатарной коробки передач.
На ведущем валу 1 жестко закреплена солнечная шестерня 2 третьего планетарного ряда, в котором сателлит 3 расположен на водиле 4. Водило 4 жестко связано с выходным валом 5 и водилом 6 дополнительного планетарного ряда, а также с эпициклическим колесом 7 второго планетарного ряда. Эпициклическое колесо 8 третьего планетарного ряда жестко связано с солнечным колесом 9 второго планетарного ряда, которое взаимодействует посредством фрикционной муфты 10 с солнечным колесом 11 первого планетарного ряда. На водиле 12 второго планетарного ряда расположен сателлит 13. Это водило жестко связано с эпициклическим колесом 14 первого планетарного ряда, на водиле 15 которого расположен сателлит 16. Водило 15 связано с тормозом 17. Солнечное колесо 18 дополнительного планетарного ряда жестко связано с солнечным колесом 11 первого планетарного ряда и взаимодействует с тормозом 19. На водиле 6 дополнительного планетарного -ряда расположен сателлит 20. Эпициклическое колесо 21 дополнительного планетарного ряда взаимодействует с тормозом 22 и связано с ведущим валом посредством фрикционной муфты 23.
Коробка передач работает следующим образом.
Движение от двигателя передается через ведущий вал 1 солнечному колесу 2. Для получения первой передачи (передаточное число ii) включаются тормозы 17 и 19. При этом затормаживаются звенья (колеса и водила) 11, 15, 14 и 12, а движение от солнечного колеса 2 передается через звенья 4, 8, 9 и 7 выходному валу 5.
Вторая передача (передаточное число i) осуществляется включением тормоза 17 и муфты 10, при этом затормаживается водило 15, а колеса 11 и 9 жестко соединяются йуфтой 10. Тогда движение от колеса 2 передается через звенья 8, 9, 11, 14, 12, 7 и 4 выходному валу. 5.
Третья передача (передаточное число ij) осуществляется включением тормоза 19 и муфты 10. При этом колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10, а тормоз 19 затормаживает колеса 11, 9 и 8. Тогда движение от шестерни 2 передается через водило 4 выходному валу 5.
Четвертая передача (передаточное число i ) осуществляется включением тормоза 17 и муфты 23, при этом водило 15 затормаживается, а муфта 23 жестко соединяет колесо 21 с ведущим валом 1. Тогда движение от колеса 21 и шестерни 2 передается через звенья 6, 18, 11, 14, 12, а также 8, 9, 7 и 4 выходному валу 5.
Пятая передача (передаточное число ig) осуществляется включением тормоза 19 и муфты 23, при этом колеса 18 и 11 затормаживаются тормозом 19, а муфта 23 жестко соединяет колесо 21 с ведущим валом 1.
Тогда Движение от колеса 21 и шестерни 2 передается через звенья 6 и 4 выходному валу 5. Прямая передача осуществляется включением муфт 10 и 23. Задний ход (передаточное число ) реализуется включением тормоза 22 и муфты 10, при этом колесо 21 затормаживается, а колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10. Тогда движение от шестерни 2 передается через звенья 8, 9, 11, 18, 6 и 4 выходному валу 5. В нейтральном положении муфты и тормоза отключены.
Ниже приведены получаемые величины передаточных чисел и их отношения:
1 - М138
1,44ГЗ; 17 4,411
3,МТ6
U
i,|,,s..
ij , 3,0476 . 17 2,0955 -
1з.х. 3,549
Ji-Li t,45;
-л J
5 1
Предлагаемое конструктивное выполнение планетарной коробки передач позволяет повысить надежность ее работы, улучшить динамику разгона автомобиля и снизить эксплуатационный расход топлива за счет уменьшения количества управляемых элементов с шести до пяти и реализации ряда передаточных чисел, являющихся более точными членами геометрической прогрессии.
Формула изобретения
Планетарная коробка передач транспбртного средства, содержащая- ведущий вал, планетарные ряды и устройства управления, включающие фрикционные муфты, тормозы и выходной вал, причем водило планетарного ряда связано с эпициклическим колесом второго планетарного ряда, солнечное колесо которого связано с солнечным колесом первого планетарного ряда и с первым тормозом, а водило третьего планетарного ряда жестко связано с ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, она снабжена дополнительным планетарным рядом, солнечное колесо которого жестко связано с солнечным колесом второго планетарного ряда, водило - с водилом третьего планетарного ряда, а эпициклическое колесо связано с вторым тормозом и ведущим валЬм посредством первой фрикционной муфты, при этом солнечное колесо третьего планетарного ряда жестко
связано с ведущим валом, эпициклическое колесо - с солнечным колесом первого планетарного ряда, водило - с ведомым валом и эпициклическим колесом первого
планетарного ряда, у которого солнечное колесо связано с солнечным колесом второго планетарного ряда посредством второй фрикционной муфты, водило первого планетарного ряда связано с третьим тормозом
Источники информации принятые во внимание при экспертизе м- QHcnol P свидетельство СССР № 306988, кл. В 60 К 17/08, 1969 (прото
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2382916C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2380596C1 |
Коробка передач для трансмиссии транспортного средства | 1983 |
|
SU1112162A1 |
Система централизованной синхронизации переключения передач | 2019 |
|
RU2719704C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2007 |
|
RU2348842C2 |
Система переключения передач без разрыва потока мощности | 2020 |
|
RU2737454C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2019 |
|
RU2706618C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ | 2017 |
|
RU2654833C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2137619C1 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1981 |
|
SU1020268A1 |
22 19 17
XX/ХХХХ ХХХу
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1980-10-17—Подача