при движении их через канавы, глубокие овраги, ямы, траншеи и т. п., при работе в условиях пересеченной местности и особенно для тех машин, у которых смещен центр тяжести (например, трактора типа «Кировец, Т-150, самоходные шасси и т. п.).
Цель изобретения - повышение безопасности путем остановки транспортного средства при работаюш,ем двигателе и угрозе опрокидывания в поперечном и в продольном направлениях.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве электрический датчик крена снабжен дополнительной U-образной трубкой, расположенной под углом 90° к плоскости основной и сообщаюшейся с ней в месте их пересечения, при этом дополнительная трубка снабжена боковыми электродами, расположенными на двух уровнях и электрически соединенными с соответствуюш,ими электродами основной трубки.
На чертеже изображено предлагаемое устройство, общий вид.
Устройство состоит из электрического датчика 1 крена, сигнальной лампы 2, звукового сигнала 3, промежуточного реле 4, срленоидов 5 и 6, двуплечих рычагов 7 и 8, выключателя 9 и электрических проводов.
Датчик 1 цилиндрической формы с вНутpeHHjiM диаметром трубки от 4 (по краям) до 8 мм (в средней части - части пересечения трубок) снабжен двумя пересекаюшимися под углом 90° основной 10 и дополнительной 11 U-образными трубками и заполнен на 1/3 объема рутутью. Датчик имеет центральный электрод и два боковых электрода на каждом конце каждой трубки. Датчик устанавливается на транспортном средстве концами вверх так, что одна трубка находится в поперечной плоскости машины, а другая - в ее продольной плоскости. Нижние боковые электроды датчика электрически соединены между собой и служат для включения и выключения световой и звуковой сигнализации, верхние - электрически соединены между собой и служат для включения и выключения промежуточного реле.
В качестве сигнальной лампы 2 и звукового сигнала 3 может быть использовано стандартное оборудование, установленное на транспортном средстве.
Промежуточное реле 4 при включении обеспечивает замыкание силового электрического контакта, тем самым обеспечивается прохождение электрического тока через соленоиды 5 и 6, имеющие сердечники. Сердечники соленоидов посредством двуплечих рычагов 7 и 8 связаны с педалями тормозов и муфты сцепления транспортного средства.
В цепи управления промежуточным реле 4 установлен выключатель 9, нормальное положение которого - постоянно замкнутые контакты. Датчик и все элементы устройства подключены к источнику электрической энергии транспортного средства так, как это показано на чертеже.
При движении транспортного средства работает его двигатель, и в системе электрооборудования обеспечивается заданное постоянное напряжение. Это напряжение пс дается на центральный электрод датчика.
Если движение происходит по горизонтальной поверхности почвы, то электрического соединения центрального электрода с
- боковым не происходит и устройство не работает.
При наклоне транспортного средства более заданного в ту или другую (поперечную или продольную) сторону происходит электрическое соединение центрального электро5 да с одним из нижних боковых электродов, тем самым обеспечивается подача звуковой и световой сигнализации, что указывает водителю о возникновении опасной ситуации с точки зрения опрокидывания. При дальнейшем наклоне в какую-либо сторону при приближении к предельно допустимому происходит электрическое соединение цент. рального электрода с одним из верхних боковых электродов, что ведет к подаче напряжения в промежуточное реле 4. Промежу5 точное реле при. протекании электрического тока срабатывает и обеспечивает замыкание силового контакта. В этом случае через соленоиды 5 и б протекает электрический ток и происходит втягивание сердечников. Сердечники воздействуют на двуплечие ры0 чаги 7 и 8 и обеспечивают перемещение педали тормозов и муфты сцепления в сторону включения тормозов и выключения муфты сцепления. В результате этого происходит остановка машины без воздействия водителя, что предотвращает ее опрокидывание и возникновение аварии.
Дальнейшее движение машины для ликвидации аварийной ситуации возможно только при нажатии и удерживании водителем кнопки выключателя 9 в выключен0 ном положении.
Возможно упрощение конструкции предлагаемого устройства для тех машин, у которых перемещение педалей тормозов и муфты сцепления происходит при небольших усилиях при этом целесообразно подклю чение верхних боковых электродов датчика прямо на соленоид, минуя промежуточное . реле, применять которое в этом случае нет необходимости. Кроме того, в качестве сердечников соленоидов можно использовать
Q стержни педалей тормозов и муфты сцепления. В этом случае отпадает необходимость использования двуплечих рычагов.
Выполнение стеклянного датчика трубчатой формы с постепенным увеличением внутреннего диаметра от 4-х (по краям)
до 8-и мм (в месте пересечения трубок) в виде двух пересекающихся трубок обеспечивает невозможность разрыва объема ртути, находящейся в нем, при движении машийы по неровной поверхности и ложного срабатывания устройства.
Для машин со значительным смещением центра тяжести в датчике необходимо вводить соответствующие поправки по высоте расположения боковых электродов соответствующего конца трубки, работающего для этого направления.
Использование предлагаемого устройства повьГшает безопасность эксплуатации транспортного средства.
Формула изобретения
Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства по авт. св.
№ 816849, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности путем остановки транспортного средства при работающем двигателе и угрозе опрокидывания в поперечном и в продольном направлениях, электрический датчик крена снабжен дополнительной U-образной трубкой, расположенной под углом 90° к плоскости ° основной и сообщающейся с ней в месте их пересечения, при этом дополнительная трубка снабжена боковыми электродами, расположенными на двух уровнях и электрически соединенными с соответствующил и электродами основной трубки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для предотвращенияОпРОКидыВАНия ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU816849A1 |
Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины | 1983 |
|
SU1098857A1 |
Противоопрокидывающее устройство для мобильных машин | 1989 |
|
SU1742119A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2115581C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2423280C1 |
Устройство для предотвращения опрокидывания мобильной машины | 1984 |
|
SU1191318A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2517029C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2486073C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2487040C1 |
УДЕРЖИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2501702C1 |
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-07-10—Подача