Изобретение.ОТНОСИТСЯ к устройствам для управления коробками передач транспортных средств, в частности к рычажно -механическим дистанционном устройствам. Известно устройство для управлени коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг ручного управ ления с корпусом и ряд последователь но расположённых тяг и звеньев, связывающих рычаг ручного управления с механизмом переключения передач, установленным на коробке передач 1. Недостатком устройства является невозможность передачи возвратно-пос тупательного и вращательного движе1ний от одной тяги к другой в плоскос ти, перпендикулярной к этшх тяггм, что повышает усилие на рычаге ручного управления при переключении передач. Известно также устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержгшее рычаг ручного ут1равления с корпусом, установленный с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус рычага установлен подвижно на оси, закрепленной в Кронште не корпуса транспортного , т ги и карданную передачу для соедине.ния корпуса рынага с коробкой пере.дач {2J . Недостаток этого устройства состоит в невозможнос ти регулировки положения тяг, что приводит к их износу в местах сопряжения с корпусом транспортного средства и снижает нгщежность устройства. Кроме того, расположение тяг не обеспечивает оптимальной компановки устройства. Цель изобретения - повышение надежности устройства путем регулирования взаимного положения тяг и обеспечение оптимальной, компановки, т.е. ynpotoeние конструкции. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления коробкой передач транспортного средства, содержгицем. рычаг ручного управления с корпусом, установленный с возможностью врёццения во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус рычага установлен подвижно на оси, закрепленной в кронштейне корпуса транспортного средства, тяги и карданную передачу для соединения корпуса рычага с коробкой передач, на тягах жестко установлены ведущее и ведомое звенья, причем зепущее звено выполнено с пазом и продолговатыми отверстиями для шарнирного взаимодействия с ведомым звеном, а.ось корпуса рычага закреплена на кронштейне через бочкообразную опору с продолговатым отверстием для оси. На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - узел 1 на фиг 1; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 3. Устройство для управления коробкой передач транспортного средства содержит рычаг 1 ручного управления с корпусом 2 рычага 1, установленный с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус 2 рычага 1 установлен подвижно на оси 3, закрепленной в кронштей не 4 корпуса 5 транспортного средства, тяги 6 и 7 и карданную-передачу 8 для соединения корпуса 2 рычага 1 с коробкой 9 передач. На тягах 6 и 7 жестко установлены ведущее и ведомое звенья 10 и 11, причем ведущее звено 10 выполнено с пазом 12 и продолгова тыми отверстиями 13 для шарнирного взаимодействия с ведомым звеном 11, а ось 3 корпуса 2 рычага 1 закрепле-т на на кронштейне 4 через бочкообразную опору 14с продолговатым отверстием 15 для оси 3. Шарнирное соедине ние звеньев 10 и 11 содержит промежуточное звено 16. Тяги 6 и 7 перемещаются в опорах 17 корпуса 5. Бочк образная опора 14 закреплена на оси 3 с помощью гайки 18, а на кронштейне 4 - с помощью болтов 19 и пластины 20. Устройство для управления коробко передач работает следующим образом. При перемещении верхнего конца ры чага 1 ручного 5шравления в плоскости Г-Г корпус 2 рычага 1, перемещаясь вдоль неподвижной оси 3 совместно с тягой б через ведущее звено 10 находящееся в шарнирном зацеплении с ведомым звеном 11, передает возвратн поступательное движение тяге 7, а за тем через карданную передачу 8 механизму переключения передач коробки 9 передач. При перемещении верхнего конца ры чага 1 ручного управления в плоскости Д-Д, корпус 2 рычага 1 вращается вокруг оси 3 совместно с тягой 6, которая через ведущее звено. 10 посре ством промежуточного звена, проходящего через продолговатые отверстия 15, передает вращательное движение звену 11 в плоскости, перпендикулярной звеньям 10 и 11. Затем вращательное движение посредством карданной передачи 8 передается механизму переключения коробки 9 передач. Для обеспечения параллельности тяг б и 7 с целью уменьшения сил трения в опорах 17 гайку 18 и болты 19 немного отворачивают и вращают опору 14 вокруг ее оси относительно кронштейна 4, а ось 3 перемещают в продолговатом отверстии 15 опоры 14, изменяя эксцентриситет оси относительно отверстия в кронштейне 4. При необходимости, поворачивая бочкообразную опору 14 вместе с осью 3, меняют угол положения оси 3 относительно кронштей,на 4 и затягивают гайку 18 и болты 19. Применение в предлагаемом устройстве для управления коробкой передач транспортного средства шарнирно связанных между собой звеньев и бочкообразной опоры оси с продолговатым пазом повышает надежность устройства. Формула изобретения Устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг ручного управления с корпусом, установленный с возможностью вращения so взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус рычага установлен подвижно на оси, закрепленной в кронштейне корпуса транспортного средства, тяги и карданную передачу для соединения корпуса рычага с коробкой передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, на тягахжестко установлевы ведущее и ведомое звенья, причем ведущее звено выполнено с пазом и продолговатыми отверстиями для шарнирного сопряжения с ведомь 4 звеном, а ось корпуса рычага закреплена на кронштейне через бочкообразную опору с продолговатым отверстием для оси. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Японии № 48-39407, кл. В 60 К 19/04, опублик. 1970. 2.Техническое описание инструкции по эксплуатации автобуса ЛАЗ-699Р. М., Автоэкспорт, 1980, с. 75, рис. 37 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дистанционный привод управления механизма переключения передач | 1985 |
|
SU1270036A1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛИ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ МНОГОХОДОВОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 1968 |
|
SU220062A1 |
ШИННЫЙ ТЕСТЕР | 1996 |
|
RU2092806C1 |
Устройство балансирной подвески колес транспортного средства | 2019 |
|
RU2710089C1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Тормозная рычажная передача четырёхосной тележки рельсового транспортного средства | 2023 |
|
RU2814294C1 |
ТРАНСМИССИЯ СОЧЛЕНЁННОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2524205C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ МНОГООПОРНЫХ ДОЖДЕВАЛЬНЫХ МАШИН ФРОНТАЛЬНОГО И КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ | 1998 |
|
RU2129262C1 |
КАРДАН СИНХРОННЫЙ | 2009 |
|
RU2407928C1 |
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-04-15—Подача