Электропривод постоянного тока Советский патент 1983 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU993426A1

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для управления электродвигателем постоянного тока малой мощности с помощью устройств на полупроводниковых приборах, а. именно на транзисторах.

Известен электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, транзисторный ключ, включенный в цепь якоря и триггер Шмитта, выход которого подключен к -базе транзисторного ключа через согласуюадяй транзистор, а вход триггера соединен с коллектором транзисторного ключа через стабилизированный усилительный каскад на транзисторе Q.} .

Однако данный привод содержит значительное число входящих в его схему элементов, что усложняет конструкцию, а наличие усилительного каскада на транзисторе ведет к нестабильности частоты вращения двигателя при изменении питающего напряжения.

Наиболее близким к предлагаемому является электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, ;транзисторный ключ,Включенный в цепь як6ря и триггер UbtiHTTa, выход которого подключен к базе транзисторного ключа, а вход - к пороговому элементу, соединенному через задатчик ; скорости с коллектором транзист6рн6г.о. ключа (2 J.

Недостатком известного электропривода является низкий коэффициент использования транзисторного ключа по току, так как пусковой ток двигателя в несколько (4-6) раз превьавает

10 значение тока в установившемся режиме, .даже с учетом максимально допустимой тнагрузки на валу электродвигателя.

Кроме того, в. области малых скоростей электропривод не обеспечива15ет плавного и стабильного регулирования скорости вращения двигателя (без применения дополнительных регу- , лировок) в связи с возникновением биений якоря и перегрузок транзистрр20ного ключа по току, что ограничивает диапазон регулирования скоростей.

Цель изобретения - расширение диапазона регулирования.

Поставленная цель достигается

25 тем, что в электропривод .введены дополнительный резистор,включенный в цепь якоря, и два диода, катод одно- . го диода подключен к пороговому элементу, -катод другого - к общей точ30ке дополнительного резистора и вывода. якорной обмотки электродвигателя, а аноды диодов объединены и подключены ко второму входу триггера Шмитта. На чертеже представлена схема электропривода. Электропривод содержит электродвигатель 1, транзисторный ключ 2, включенный в цепь якоря электродвига теля 1, и триггер 3 Шмитта (на чертеже обведен штриховой линией), выход которого подключен, к базе транзистор кого ключа 2, вход - к пороговому элементу 4, соединенному через задат чик скорости, выполненный на резисторах 5-7 с коллектором транзисторного ключа 2,дoпbJ Hитeльный резистор 8, введенный в цепь якоря э/гектродви гателя 1, и диоды 9, 10, катод диода 9 подключен к пороговому элементу 4, катод диода 10 - к общей точке дополнительного резистора 8 и вывода якорной обмотки электродвигателя 1, . анодьз диодов объединены и подключены ко входу триггера Шмитта. Выход триггера Шмитта,собранного, на ,транзите (горах 11,12 и резисторах . 13-18,подключен к базе транзисторног ключа 2 через резистор 19.Электропри вод содержит также обратный диод 20, шунтирук(ций якорную обмотку электро-т двигателя 1, и интегрирующий конденсатор 21,включенный между пороговым элементом 4, катодом диода 9 и катодом обратного диода 20. , . Привод работает .следующим образом При подключении его к цепи питания транзистор 11 закрыт, а транзистор 1 открыт, следовательно, транзисторный ключ 2 открыт, и к цепи, образованной обмоткой якоря двигателя 1 и резистором 8, прикладывается практически все напряжение питания, и ток в цепи начинает нарастать. При достижении током максимально допустимого для транзисторного ключа 2 значения, определяемого вeJ7ичинoй резистора 8 и параметрам настройки триггера 3 Шмитта, по цепи, содержащей резистор 8 и диод 10, транзистор 11 окрывается, а транзисторы 12 и ключ 2 закрываются, ограничивая величину тока в цепи транзисторного ключа 2. Затем в результате действия ЭДСсамоиндукции обмотки двигателя 1 открывается диод 20 и ток в цепи якоря. электродвигателя 1 и резистора 8 начинает уменьшаться. При достижении током значения, .определяемого параметрами настройки триггера 3 Шмитта, по цепи, содержащей резистор 8 и диод 10, транзистор 11 закроется,а тран ,эистор 12 и ключ 2 ОТКРОЮТСЯ и ничение тока в цепи коллектора транзисторного ключа 2 повторится, Одновременно происходит нарастание скорости вращения якоря электродвигателя 1 и появление прот.иво-ЭДС вращения, При достижении проТиво-ЭДС вращения электродвигателя значения, соответствующего заданной скорости, транзистор 11 откроется по цепи, содержащей диод 9, конденсатор 21, пороговый элемент 4 и задатчик скорости вращения на резисторах 5-7. Следовательно, транзистор 12 и ключ 2 закроются и скорость электродвигателя начнет уменьшаться. Ограничение скорости вращения электродвигателя 1 ка заданном уровне, при отсутствии его перегрузки, произойдет при уров-. не тока ниже максимально допустимого для транзисторного ключа 2 (у кото- . рого максимальный ток в 1,1+1,3 раза выше, чем максимально допустимый ,ток двигателя) f что повышает коэффициент использования транзисторного ключа по току. При достижении электродвигателем (эаданной скорости вращения и соответствующей ей противо-ЭДС вращения транзистор 11 откроется, а транзистор 12 и ключ 2 закроются, в результате чего скорость двигателя (и соответствующая ей противо-ЭДС) будут уменьшаться до уровня, определяемого нижним уровнем срабатывания порогового элемента 4 по цепи задатчика скорости. При достижении этого уровня скорости вращения транзистор 11 закроет- ся а транзистор 12 и ключ 2 откроются, и цикл регулирования скорости повторится. Благодаря тому, что в предлагаемом электро-ариводе величина пускового тока ограничивается на уровне максимально допустимого для транзисторного ключа и сравнимого с ним максимального тока электродвигателя, значительно повышается коэффициент использования транзисторного ключа по Toify, а в области малых скоростей и соответствуквдих им малых противоЭДС, где скорости нарастания.тока в обмотке якоря и соответствующие им .ускорения якоря велики, ограничение амплитуды импульсов тока позволяет избежать появления биений и перегрузки транзисторного ключа и за счет этого расширить диапазон регулирования в области малых скоростей. Формула изобретения Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, транзисторный ключ, включенный в цепь якоря, и триггер Шмитта, выход котоЧ porQ подключен к базе транзисторного ключа, а вход - ц пороговому элементу, соединенному через задатчик скорости с коллектором транзисторно го ключа, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, в него введены дополнительный резистор, включенный в цепь якоря, и два диода, катод

одного диода подключен к пороговому элементу, катод другого - к общей точке дополнительного резистора и вывода якорной обмотки .электродвигатели, а аноды диодов объединены и под-{Ключены-к входу триггера ИНитта. .

Исггочники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 694964, кл. Н 02 Р 5/16, 1972.

2.Импульсное управление двигатвлем,- Радио, 1979, 2, с. 63.

Похожие патенты SU993426A1

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1972
  • Остапенко Григорий Степанович
  • Портянский Лев Рафаэльевич
  • Гончаров Александр Юрьевич
SU694964A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 1995
  • Сабуров А.Н.
  • Харизман Ю.Д.
  • Соловьев А.А.
  • Филиппов А.И.
  • Гурин А.С.
  • Костенко А.В.
  • Сергеев В.А.
RU2076446C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1990
  • Михеев Ю.Ф.
  • Лапа А.Е.
  • Пахомов С.Л.
  • Янущик И.А.
  • Мельников Б.А.
  • Нисневич М.З.
RU2012991C1
Вентильный электродвигатель 1989
  • Михеев Юрий Филиппович
  • Лапа Анатолий Егорьевич
  • Пахомов Сергей Леонидович
  • Янущик Иосиф Александрович
SU1670753A2
СХЕМА ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА СО СГЛАЖИВАЮЩИМ ДРОССЕЛЕМ В ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2002
  • Карнаухов Н.Ф.
  • Мироненко Р.С.
  • Филимонов М.Н.
RU2224350C2
Электропривод постоянного тока 1987
  • Инешин Аркадий Павлович
  • Гордовой Владимир Андреевич
  • Волкомирский Ян Игнатьевич
SU1515312A1
Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока 1989
  • Балалыкин Василий Иванович
  • Конченков Петр Егорович
  • Пеллер Всеволод Владимирович
  • Пономаренко Виктор Дмитриевич
SU1686679A1
Электропривод постоянного тока 1987
  • Корогодский Анатолий Александрович
  • Малинин Леонид Иванович
SU1415394A1
Электропривод постоянного тока 1984
  • Вассин Вадим Михайлович
  • Каплан Вениамин Юрьевич
  • Сычев Вальтер Васильевич
  • Филиппов Юрий Иванович
  • Цыбульский Александр Тимофеевич
SU1275721A1
Электропривод 1985
  • Инешин Аркадий Павлович
SU1314426A1

Реферат патента 1983 года Электропривод постоянного тока

Формула изобретения SU 993 426 A1

SU 993 426 A1

Авторы

Вольгушин Анатолий Сергеевич

Дудник Сергей Иванович

Колосовский Юрий Григорьевич

Даты

1983-01-30Публикация

1981-08-10Подача