Способ двухзонного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока и устройство для его осуществления Советский патент 1983 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU995248A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах экскаваторов и реверсивных прокатных станах.

Иэвестен способ двухзонного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока, согласно которому сравнивают напряжение задания и напряжение обратной связи по ЭДС электродвигателя- в функции разности упсмянутых напряжений и поддерживают поток возбуждения электродвигателя на уровне номинального, а при частоте вращения выше основной сравнивают заданное значение потока действительнЕМ значением и ре- . гулируют поток возбуждения электродвигателя. При этом дополнительно осуществляют разделение режимов путем преобразования действительного значения потока и уменьшения заданного значения потока в зоне основной частоты вращения ClJ.

Электропривод, реализуюпщй этот способ, содержит регулятор ЭДС в канале управления напряжением на якоре электродвигателя и регулятор потока в канале регулирования возбуждения, а также датчики ЭДС и потока. Необходимым зл 1ентсм этого

электропривода является узел разделения режимов, который усложняет электропривод.

Наиболее близким к предлагаемому по 1 технической сущности и достигаемому результату является способ двухзонного регулирования частоты вращения электропривода постоянного тока, согласно которому сравнивают

10 напряжение задания и напряжение обратной связи по ЭДО эле ктродвигателя, в зоне до основной частоты вращения изменяют напряжение на згмсимах якоря электродвигателя в функции разности

15 упомянутых напряжений и поддерживают поток двигателя на уровне номинального, а при частоте вращения выше основной сравнивают нсжинальное значение потока с его действительньм .

20 значением и регулируют поток возбуждения электродвигателя С2.

Указанный способ реализовай а устройстве с двухзонным регулированием частоты вргццения, содержащем

25 систему регулирования ЭДК: электродвигателя, снабженную выводами для подключения к якорной обмотке электродвигателя, к входу которой подключены источник задания и выход

30 датчика ЭДС, систему независимого

регулирования потока с регуляторсзм потока и подключенньм к его входу датчиком ттотока, при зтсял вькод системы регулирования ЭДС соединен с якорной обмоткой электродвигателя, а выход систеки регулирования потона - с обмоткой возбуждения электродвигателя.

К недостаткам данных устройств относится то, что связь контуров регулирования напряжения преобразователя и потока двигателя осуществляется по заданному значению частоты вращения, а не по фактическому.

При таком исполнении связи процессы в контуре регулирования обусловлены не фа {тическим состоянием ситемы, а заданным. Например, в режиме стопорения возможно ослабление поля при неподвижном приводе, что ведет к ослаблению момента и в ряде случаев к н евозможности разгона привода.

Выполнение системы для реализации известного способа Г2} связано с значительными сложностями, так как требует установки множительных элементов на входах систем регулировани ЭДО и потока.

Цель изобретения - повышение быстродействия электропривода в режиме стопорения и упрбгцениё.

Указанная цель достигается тем, что увеличивают абсолютное значение напряжения обратной связи по ЭДС на величину, пропорциональную полученной разности номинального значён11я потока и его действительного значе. ния, причем знак дополнительного напряжения устанавливают совпадакицим со знаком действительного означения ЭДС, определяют модули номинального и действительного значений ЭДС, сравнивают их и в функции полученной разности регулируют поток возбуждения электродвигатели.

Креме того/ JB электропривод, реализующий способ, введены два усилителя, делитель напряжения, пропорционального номинальному потоку, регулятор постоянства ЭДС, к;шчевая Т-образная cxeHAf два плеча которой образованы резисторами, диагональ эмиттерной цепью транзистора, база которого соединена с вшсодом датчика 3JK, а коллектор - с общим вьшодом системы регулирования, црй этом одий усилитель выполнен пропорцирнальньм, а другой - пропорциональным с односторонним ограничением, причем входы второго усилителя соединены с делителоч напряжения и датчиксм потока, а его выход иепосредственно и черед последовательно соединенные клвчевую Т-обраэиую схему и первый усилитель подключен к входам системы регулирования ЭДС электродвигате ля, и выход датчика ЭДС к входу регулятора постоянства ЭДС, выход которого соединен с входом регулятора потока. .

На чертеже представлена схема устройства.

В электроприводе двигатель 1 постоянного тока соединен с систа 1ой 2 регулирования ЭДС и с системой 3 регулирования потока возбуждения.

В системе 2 регулирования ЭДС выход регулятора 4 частоты вращения соединен с BXO/IOM силового преобразователя 5, выходом подключенного к якорной обмотке двигателя 1. Первый вход регулятора 4 частоты вращения соединен с источником задания, а второй - с выходом датчика 6 ЭДС.

Выход регулятора 7 потока соединен с входом преобразователя 8, выходом подключенного к обмотке возбуждения двигателя 1. Первый вход регулятора 7 потока соединен с выходом регулятора 9 постоянства ЭДС; входом соединенного с выходом датчика б ЭДС а второй вход - с выходом датчика 10 потока. Входы усилителя 11 с односторонним ограничением подключены к ВЫХОДУ делителя 12. напряжения, напряжение которого пропорционально нсининальному потоку возбуждения, и к выходу датчика 10 потока, а его выход соединен непосредственно и через последовательно соединенные Т-образную ключевую схему 13, в диагональ которой включен транзистор 14, и усилитель 15 с входом регулятора 4 частоты вращения. Ваза транзистора 14 соединена с выходс датчика 6 ЭДС а коллектор - с общим выводом системы регулирования. Выход датчика б ЭДС, ;кррме того, подключен к входу регулятора-9 постоянства ЭДС, выход которого соединен с входом регулятора потрка. Тгобразная ключевая сх&ла 13 резисторы 16 и 17. i .

Способ осуществляется следующим

образом.

Абсолютное значение сигнала обратной связи увеличивают на величину, пропорциональную разности номинального потока двигателя и его текущего значения.

I , .

Знак дополнительного сигнала выбирают совпадаюа(им с знаком сигнала датчика ЭДС. Таким-образом,сигнал обратной связи изменяется во всем диапазоне частоты вращения, а не только до основной скорости, как в системах с обратной связью по ЭДС. Поэтому каждся 1у положению управляющего аппарата соответствуют и различные частоты вращения двигателя.

При этом поток возбуждения двигателя регулируют в функции разности модулей номинального и текущего значений ЭДС двигателя.

Устройство, реализующее данный способ, работает следующим образец. Частота вращения ДО основной регулируется изменением напряжения системы 2 регулирования ЭДС при номинальном выходе системы 3 регулирования потока возбуждения. При иаменении частоты вращения в диапазоневыше основной напряжение системы 2 регулирования ЭДС остается практичес ки неизменным, а увеличение частоты вращения; достигается эа счет уменьшения напряжения системы регулирования, потока возбуждения. На входе введейногР усилителя 11 с односторонним ограничением сравниваются сигналы, поступакздие с выхода делителя 12, напря кёние которо го пропорционально но14инальному потоку возбуждения и с вйхода датчика 10 потока При Э двигателя, ,незначительно отличамяфейея от номинальной (95-98% ЕЙ), напряжение ре, гулятора 9 постоянства ЭДС начинает уменьшаться, уменьшая поток возбуждения двигателя 1. при уменьшений потока напряженяе на выходе Датчика 10 потока уменьшается и на вьосоде усилителя 11 появляется положительное напряжение, поступает на вход ключевой Т-Образной схемы 13 и на второй вхо регулятора 4 частота вращения. При направлений вращения двигате ля/ соответствующем положительному напряжению на выходе датчика 6 ЭЛС, сигнал с его выхода, поступающий на вход базы транзистора 14 Т-образной схайы 13, .открывает транзистор 14, замыкая т@4 самым ключевУ Т-образн схему 13. В этом случае на третий вход регулятора 4 частоты вращения приходит дополнительный положнтеяьный сигнал, а напряжение .с выхода усилителя 11 на вход,регулятора 4 частоты вращения не поступает. При отрицательном напряжении на выходе датчика 6 Э2$С ключевая Т-образная схема 13 открывается, и на четвертый вход регулятора 4 частоты вращения в дополнение к положительнсму напряжению усилителя 11 поступает отрицательное Напряжение усили теля 15, по абсолютной величине в два раза превьвоающее напряжение уси лителя 11. Таким образуя, к отрицательному на ряженшо датчика 6 ЭДС добавляется отрицательное напряжение усилителя IS, При ЭТСМ4 сумма сигналов со второго, третьего и четвертого входов регулятора 4 частоты вращения образует сигнал об ратной связи,пропоЕщиоиальный частот враще НИН,при скорости выше основной. В режиме стопорения в систолах с нёзависимьм регулированием потока при известном способе момент двигателя уменьшается в отношении кратности ослабления поля где М„ - номинальный момент двигате- ля М - мсмент двигателя при ослаб- ленном токе Пц - номинальная частота вращения;;Посл частота вращения при ослабленном поле. Если момент привода при осл(1блеи нОм поле меньше, чем момент статического сопротивления, .ивод не разгоняете. В этся случав отерат затратит время на повториое выполнение операции, уменышв при этом . нагрузку привода. . Сист «а регулирования ЭДС иеюет на входе задатчикинтенсивностк.; Затрата времени на повторную сюврацию, т.е. время изменения наприжения задания на выходе задатчикаиитенсивностй 6т задания пЬлной частоты вращения до нсжинальной и от номинальной до ПОЛНОЙ, согласно пред- лагаемсму способу не требуется. . Формула изобретения 1, Способ двухзонного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока. Согласно которому сравнивают напряжение задания и напряжение обратной связи по ЭДС электродвигателя, в зоне до основной частоты вращения изменяют напряжение на зажимах якоря электродвигателя в функции разности упомянутшс напряжений и поддёсживают поток возбуждения электродвигателя на иомйнального а при частоте вращения валае основной сргшнивают номинальное зна чение потока с его Действительйыл значени 4 и регулируют потсж возбуждения электродвигателя , 6 т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повы-шения быстродействия в режиме стопорения, увеличивают абсолютное значение напряжения обратной связи по ЭДС на величину, пропорционал1 ную полученной разности номинального значения потока и его действительного значения, прич знак допоАнитеАьйого напряжения устанавливают совпадающю со знаком действительного значения ЭДС, определяют модули нЬмйиаяьногр и действительного значений . .2, Устройство для реализащш способа по п. 1, содержащее систему регулирования ЭДС электродвигателя, снабженную выводами для подклочеиия . к якорной обмотке электродвигателя, к входу указанной cиcтe ::I подключены источник задания и выход датчика ЭДС, систему иезависгаюго регулирования потока с регулятором потока и подключеиюм к его входу датчиком потока, при этом выход системы регулирования эда соединен с якорной О&юткой электродвигателя, а выход

системырегулирования потока с обмоткой возбуждения электродвигателя, отлнчающеес я тем, что, с целью повышения быстродействиял в режиме стопорения электропривода упрощения, в него введены два усилителя, делитель напряжения, пропорционального номинальному потоку, регулятор постоянства ЭДС, ключевая Т-образная схема, два плеча которой образованы резисторами, диагональ эмиттерной цепью транзистора, база которого соединена с выходом датчика ЭДС, а коллектор - с общим выводом системы регулирования, при один усилитель выполнен пропорциональным, а другой - пропорциональным с односторонним ограничением, причем входы второго усилителя соединены

с делителем напряжения и датчиком потока, а его выход непосредственно и через последовательно соединенные ключевую Т-образную схему и первый усилитель подключен к входам системы регулирования ЭДС электродвигателя, и выход дйтчика ЭДС подключен к входу регулятора постоянства ЭДС, выход iкоторого соединен с входом регулятора потока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Шипилло В.П. Автоматизирован-, ный вентильный электропривод. М,, энергия, 1969, с. 386-389.

2.Авторское свидетельство СССР по saHBke I 2523704/07,

кл. Н 02 Р 5/06, 1977.

Похожие патенты SU995248A1

название год авторы номер документа
Двухзонный вентильный электродвигатель 1982
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1073851A1
Частотно-регулируемый электпропривод 1979
  • Волков Александр Васильевич
  • Николов Александр Григорьевич
  • Андриенко Петр Дмитриевич
SU879724A1
Электропривод с двухзонным регулированием скорости 1988
  • Иванов Александр Григорьевич
SU1644343A1
Способ управления электроприводом экскаватора и устройство для его осуществления 1990
  • Дружинин Алексей Владимирович
  • Бабенко Александр Григорьевич
  • Иржак Юрий Михайлович
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Холкин Валерий Александрович
SU1740573A1
Реверсивный тиристорный электропривод с двухзонным регулированием 1977
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Донской Николай Васильевич
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Павлов Александр Иванович
SU692043A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1996
  • Селиванов И.А.
  • Карандаев А.С.
  • Карандаева О.И.
  • Чуманский А.С.
RU2095931C1
Устройство для управления электроприводом поворота одноковшового экскаватора 1980
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Шлыков Анатолий Владимирович
  • Иржак Юрий Моисеевич
  • Каравашкин Игорь Леонидович
  • Орлова Галина Михайловна
SU907178A1
Двухзонный вентильный электродвигатель 1978
  • Шепелин Виталий Федорович
SU782069A1
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием скорости 1984
  • Прудков Марк Львович
SU1159139A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1999
  • Карпов Е.В.
  • Селиванов И.А.
  • Карандаев А.С.
  • Евдокимов С.А.
  • Кузнецов И.Ю.
  • Петушков М.Ю.
RU2154892C1

Реферат патента 1983 года Способ двухзонного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока и устройство для его осуществления

Формула изобретения SU 995 248 A1

aiHZH

SU 995 248 A1

Авторы

Бенедиктов Александр Александрович

Лебедев Евгений Дмитриевич

Лившиц Елена Наумовна

Неймарк Владимир Ефимович

Раевский Григорий Евгеньевич

Даты

1983-02-07Публикация

1981-08-14Подача